Как по науке организовать труд работников?
Платить работникам рыночную зп, или выше рынка? Раздувать штат «сдельщиков», или выжимать максимум производительности из каждого сотрудника? Что делать, если сотрудники работают «с прохладцей»? Ищем ответы у классика менеджмента Ф.У. Тейлора.
Эта заметка — попытка вкусно рассказать о книге Тейлора 1911 года, вызвать у вас желание её прочесть, и не наспойлерить. Из заметки вы узнаете, что сказал Ленин по поводу этой книги, а также мнение Питера Друкера: кто круче — Маркс, или Тейлор.
Фредерик Уинслоу Тейлор
Книга Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента» — описывает революционную для конца 19 — начала 20 вв. теорию и практику организации труда. Например, по этой теории «главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника». И это в капиталистической Америке более ста лет назад, где буржуи притесняли работников всех цветов кожи, как нам рассказывали.
Или вот — «любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку». Сейчас это звучит как нечто само собой разумеющееся, но в ту пору это было довольно прогрессивно. Профсоюзы того времени стояли на том, чтобы охранять «секреты мастерства», будучи по сути кастовыми образованиями. Профсоюзные боссы подняли кампанию «всеобщего презрения» против Тейлора, не желая терять рычагов влияния. В результате этой кампании Конгресс был вынужден принять закон, который запретил «исследования рабочих операций» на государственных оружейных заводах и судоверфях.
«Принципы» пропитаны духом сотрудничества, партнерства между предпринимателем и рабочим. Предлагалось улучшать условия труда, внедрять прогрессивную оплату и премии, львиную долю роста доходов от внедрения научной системы распределять среди работников. Тейлор утверждал — власть на предприятии не должна была принадлежать владельцу только лишь потому, что он собственник; управлять предлагалось специально обученным людям — в нынешней терминологии менеджерам. Для капиталистов того времени это было чудовищной ересью. В печати Тейлора называли социалистом и смутьяном.
Мой экземпляр книги в составе сборника, изданного в 1992 году. Перевод 1925 года!
В книге Тейлор описывает вполне конкретные кейсы по внедрению научных принципов — методику, ход мысли, результаты. Образно говоря, весь процесс производства раскладывался на элементарные частицы — виды операций, количество движений, расстояния, фунты, футы, периоды отдыха и работы — из них заново создавался новый, более эффективный процесс. Вот вам краткое описание одного из кейсов, в книге он расписан более подробно (спойлер, поэтому скрываю):
Вифлеемская стальная компания.
В основном рабочие работали лопатами. Этими лопатами они бросали разное сырье — от самой тяжелой железной руды, до самого легкого угля. Были проведены тысячи измерений — вес на лопате, подбор из центра кучи или с краев, высота топки, куда кидалось сырье, длина броска, общий дневной объем работы. Было определено, что оптимальный вес груза на лопате — 21 фунт, примерно 9 килограмм. При такой «порции» дневная выработка была максимальной. Были заготовлены разные виды лопат под разную плотность сырья, чтобы не кидать по 2 кг угля на лопате для железной руды, и не бросать по 15 кг железной руды на лопате для угля. Крупные артели были упразднены, выработка и оплата считалась каждому работнику индивидуально. Были наняты клерки для координации рабочих, построено помещение для клерков. Каждое утро работник получал два листика — один с планом работ и необходимым инструментом на сегодня, и второй лист с результатами вчерашней работы. С учетом всех затрат, включая клерков и трат на них, себестоимость обработки одной тонны упала с 0,072 до 0,033 доллара, выработка рабочего возросла с 16 до 59 тонн с день. Среди рабочих осталось всего двое, имевшие репутацию пьяниц. Многие рабочие делали сбережения, все они жили лучше, чем прежде. Компания экономила около 80 тыс. долларов в год по сравнению с прежней системой организации.
Во всех кейсах работники получали повышение дохода, повышение качества своей жизни, а собственники предприятий получали увеличение прибыли, и лояльных работников. На предприятиях Америки того времени, последовательно внедривших научные методы Тейлора, не было зафиксировано ни одного случая стачки рабочих или иных социальных конфликтов, несмотря на трудности, с которыми там столкнулись при внедрении новшеств.
Типичная фабрика сто лет назад
Пионером и революционером быть непросто — у системы Тейлора было много критиков. Так, Ленин назвал систему Тейлора «научной» системой выжимания пота», системой порабощения человека машиной, которая »…соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приёмов работы, введения наилучших систем учёта и контроля и т. д.»
Считается, что Дарвин, Маркс и Фрейд преобразовали современный мир. Питер Друкер, признанный гуру менеджмента, утверждал, что Маркса в этом ряду было бы справедливо заменить на Тейлора.
Я, в свою очередь, считаю книгу Тейлора «Принципы научного менеджмента» обязательной к прочтению собственниками бизнеса, менеджерами, руководителями. В любом деле полезно вернуться к основам, к первооткрывателям, понять логику эволюции управленческой мысли. По моим внутренним ощущениям, кирпичики из этой книги в сознании валяются где-то рядом с кирпичиками китайских стратагем. Лично меня книга Тейлора подтолкнула к пересмотру процессов на своем предприятии в 2007 году, и, пожалуй, этот кейс я выложу у себя в Телеграм-канале.
Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г., после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей по изучению систем цехового менеджмента. Доказанная эффективность его «Принципов» заставляла все большее число собственников внедрять у себя его систему. Гуманизация труда, научный подход — вероятно, впервые предметом исследования стал человеческий фактор в производстве. Именно в работе Тейлора корни современных ISO9000 и Agile.
Умер Тейлор в возрасте 59 лет после тяжелого и скоротечного заболевания пневмонией. В английской Вики написано, что научный менеджмент также называют «тейлоризмом». На надгробном камне Тейлора начертано «Отец научного менеджмента».