Как отличить реальные отзывы от фейковых в Интернете [Инструкция от маркетолога]
Хочу с вами поделиться небольшой инструкцией, как отличать настоящие отзывы от фейковых. Инструкция написана для обычных пользователей.
Я часто оставляю положительные и отрицательные отзывы в Интернете, а также продвигаю компании на Яндекс.Картах, Google Maps и т.д., поэтому в теме хорошо разбираюсь.
Я сам на основе репутации компании в сети выбираю новые заведения для ужина или компании для сотрудничества.
Статистика моего профиля на Яндекс.Картах:
Сразу отвечу на вопрос в заголовке.
К сожалению, нет 100% рабочей схемы проверки отзывов, но есть определенные признаки и особенности модерации на площадках.
Я буду разбирать в примере Яндекс.Карт, т.к. у Яндекса одна из самых сложных модераций для накрутчиков отзывов, а в других сервисах и на других сайтах легче обмануть систему и опубликовать фейковые отзывы, но признаки ненастоящего отзыва такие же, как на Яндекс.Картах .
Критерии настоящих отзывов:
Количество подробностей. Если отзыв подробный, с указанием обстоятельств, имен, то с меньшей вероятностью этот отзыв будет ненастоящим;
Наличие фото от клиента — это признак, что отзыв настоящий;
Выдача по умолчанию (в Яндекс.Картах) и негативные отзывы — это туда, куда нужно смотреть. У Яндекса одна из самых строгих систем модерации, поэтому качественные отзывы находятся вверху сортировки «По умолчанию».
Критерии фейковых отзывов:
В профиле пользователя, который оставил отзыв, много отзывов с положительными оценками у организаций одного типа в разных городах. Обычно, такие аккаунты принадлежат агентству и они пишут хвалебные отзывы своим клиентам.
«Как посмотреть профиль пользователей»;
Нужно нажать на фото пользователей или три точки рядом с отзывом и выбрать «все отзывы пользователя»
Если у пользователей закрыт профиль и нельзя посмотреть другие отзывы. Это явный признак накрутки. Обычные пользователи не в курсе, что профиль можно скрыть.
Важные вещи
Если отзывы опубликованы в один день, это не означает, что они накручены. Просто процедура Яндекс.Карт устроена таким образом, что отзывы, написанные в разное время проходят модерацию в одно время, а дата, указанная, как дата публикации — это на самом деле дата прохождения модерации.
Отзывы на Яндекс.Картах могут удалить, но это сделать непросто и если это будут делать постоянно, то в будущем шансов на удаление отзывов будет меньше.
Обращайте внимание на ответы организации. Если ответов нет — значит владелец бизнеса не следит за площадками и не «держит руку на пульсе». Это плохой знак, как по мне.
Если организация в ответе на негативный отзыв пытается решить проблему клиента или уже отчиталась о выполненных работах, то это отличный знак для потребителей.
Положительных отзывов, скорее всего, будет меньше негативных, если бизнес не призывает оставить отзыв после оказания услуг. Имейте это ввиду.
Как искать отзывы
Начнём с того, как найти отзывы на человека или компанию. Здесь все просто, формируете запрос в формате:
[название компании] отзывы
например, «Андрей Цымбалюк Отзывы»
Также, если отзывы ищете на компанию, то проверьте их на Яндекс.Картах, Google maps.
Кстати, в Яндексе можно найти компанию по ИНН или названию юр.лица.
Потребительский экстремизм
Некоторые клиенты пользуются системой оценки и специально ставят низкие оценки, чтобы навредить бизнесу. Подобные отзывы могут быть с целью получить скидку или в попытке отомстить организации за что-то. Но, как правило, таких отзывов меньшинство, я думаю 5–10% от общего количества.
Сайты-вымогатели
Есть сайты, которые созданы с одной целью — зарабатывать на вымогательстве за удаление негативных отзывов.
Я с такими столкнулся в нише недвижимости. Создается страница на сайте под запрос «отзывы ЖК ненастье» и на ней пишут системно негативные отзывы, а затем на почту отдела продаж либо в соц. сети руководителям бизнеса приходит предложение удалить отзывы с такого ресурса. Цены от 10 тысяч рублей до 1 млн рублей.
Сайты от агентств по репутации
Есть специализированные сайты, которые создают агентства по репутационному маркетингу.
Владельцы агентств с помощью таких сайтов могут выдавить другие сайты с негативными отзывами с 1 или 2 страницы выдачи по запросу. Так они помогут своему клиенту сделать «Фейковую» картину, что все отзывы положительные.
А есть нечестные агентства, которые накручивают положительные отзывы своему клиенту и периодически накручивают и негативные, чтобы не лишиться клиента и работа продолжалась)
Если у вас есть опыт поиска отзывов в Интернете, поделитесь в комментариях, давайте вместе улучшим эту статью для пользователей.
Также, я пишу редко, коротко и по делу в telegram-канале, в нем я в формате коротких постов делюсь опытом продвижения, публикую маркетинговый дайджест для специалистов в маркетинге и рекламе, менеджеров и предпринимателей.