Как открыть сити-ферму и выйти на сделку с дубайским стартапом

Игорь Интрилигатор 12 лет мечтал выращивать свежие продукты на вертикальных фермах. В 2018 году он открыл компанию «Местные корни», но сейчас продал оборудование дубайским партнерам и сконцентрировался на построении образовательной онлайн-платформы, где делится накопленным опытом о сити-фермерстве. Чем дальше займется Интрилигатор? Нужно ли идти в этот бизнес и к чему быть готовым? Об этом — в новом выпуске подкаста «Цифровая грядка». Послушать его можно на Яндекс.Музыке или на платформе «РСХБ в цифре»,  а здесь мы публикуем часть беседы.

d086512948e7edc66a59a8023944ace7.jpg

Чем занимаются «Местные корни»

Мы строим фермы, на которых круглогодично выращиваем пряные травы, свежую зелень и редкие ингредиенты — съедобные цветы для ресторанов и высокой кухни. Наш основной бизнес — продажа зелени с вертикальных ферм. То есть мы не продаем технологии, мы продаем зелень. Второе наше направление — онлайн-школа «Местные корни», где мы обучаем всех, кто хочет посвятить себя сити-фермерству: рассказываем, как устроена сити-ферма, как замешивать растворы, как культуры подбирать — там сейчас около 15 блоков. Это кузница кадров и сообщество для развития и популяризации сети-фермерства в России.

О разнице между ресторанами и сетевыми магазинами для сити-фермера

Для ритейла ключевые показатели в закупках — это всегда цена продукта и большие объемы. Наши возможности по выработке не позволяют закрывать те объемы, которые хочет сетевой магазин. Там не одна и не две тонны — там очень серьезные объемы поставок. То есть здесь экономика масштаба работает: чем больше площадь, тем ниже себестоимость.

Поэтому если бы у нас было 5 — 10 кв. м посевной площади, то в целом себестоимость нашей продукции примерно была бы всего на 10–15% больше от того, что хочет ритейл, но качество было бы кратно выше. А чтобы увеличить производство нам не хватило только инвестиций — технология нами уже отработана.

В то же время у всех ритейлеров достаточно жесткие договоры по поставкам продукции: в случае их несоблюдения, ты рискуешь попасть на серьезный штраф. Ну и тут замкнутый круг: вроде и хочется работать с ритейлом, но в то же время ты не можешь туда попасть по тем причинам, которые я назвал выше.

Производственным же компаниям и ресторанам важны качество и стабильность качества, и в итоге для них цена уже не является определяющим фактором.

Компания закрывает производство в России и продает оборудование в ОАЭ. Зачем?

Особо распространяться про сделку не могу: у нас подписан достаточно жесткий NDA. Но суть сделки такая, что мы не продаем компанию — мы продаем наше оборудование дубайской компании Greeneration. Мы решили, что для нас это сейчас хорошая сделка.

В России остается юрлицо АО «Местные корни». Здесь мы продолжаем развивать нашу онлайн-школу сити-фермеров и планируем сделать из нее индустриального партнера для отрасли. Инвестиции от сделки направим именно на развитие школы.

О спросе на продукцию сити-ферм и их неотвратимости

Спрос, конечно, есть. Рынок зелени в России к 2030 году будет составлять 230 тысяч тонн. Сейчас доля продукции сити-ферм составляет 0,4% — есть куда расти. Плюс посмотрите на последние научные исследования — что происходит с землей. Я уже стараюсь их не открывать, потому что пугает. Например, 30% земли уже в принципе не пригодно для выращивания чего-либо. Вообще. Та же самая история с водными ресурсами: они не то, что на пределе — они перерасходуются. Еще не забываем про рост численности населения планеты. Поэтому на мой взгляд в ближайшие 5–7 лет мы в любом случае будем просто вынуждены искать альтернативные варианты по производству продукции, не только зелени. Поэтому я ожидаю, что у нас как в Дубае появится на уровне государства программа по льготным ставкам, льготному электричеству и так далее. По-другому просто никак.

© Habrahabr.ru