Как официально принимать валютные платежи из-за рубежа в России (ИП)

После моего комментария, периодически получаю однотипные вопросы о получении валютных платежей из-за рубежа.

Наконец-то решил оформить всё это в пост, чтобы не писать каждый раз одно и то же.
Сразу скажу, что ничего сложного тут нет — я сам разобрался в этом и оформил ИП примерно за пару недель, раньше ничего об этом не зная.

По шагам:

1. Оформляем ИП
Самый простой путь — подать заявку через ГосУслуги.
Для IT выгоднее всего выбирать УСН 6%.
Через несколько дней вам придёт сообщение о том, что можно получать документы — за ними придётся 1 раз съездить лично.2. Открытие счёта в банке.
После получения документов об открытии ИП можно открыть счёт в банке. Советую найти банк, в котором все действия можно делать удалённо через интернет-банк (отправка/получение документов, создание переводов и т.д. и т.п.).
Проверьте, как минимум, следующее:
1. возможность открытия валютного счёта (USD или EUR, зависит от того, в какой валюте вы хотите получать платежи).
2. ежемесячные платежи за ведение счетов (учитывайте, что у вас будет 2 — рублёвый и валютный; к валютному автоматически будет ещё открыт транзитный счёт — он идёт «в довесок», бесплатно).
3. комиссии за ВЭД

У меня, при одном входящем валютном переводе в месяц и одном исходящем в рублях, в сумме получается примерно 4 т.р. в месяц (в моём случае бОльшая часть комиссий фиксированные, не зависят от сумм).

3. По-сути, всё — можете работать.
Единственное, что нужно — договор с заказчиком. Какой-либо определённой формы нет, подойдёт любой договор об оказании услуг (на разработку программного обеспечения, например).

Главное, чтобы в договоре были прописаны все выплаты: фиксированные, почасовые и т.д.

Скорее всего, ваш банк попросит предоставить копию договора на русском языке, если оригинал заключён на иностранном (вполне нормально предоставить собственноручный перевод, никаких заверений не требуется).

К слову, мой договор вообще был заключён ещё до открытия ИП — никого, насколько я понял, это не волнует, до момента получения первого платежа.

4. Получение платежа
Я работаю по бессрочному договору оказания услуг с почасовой ставкой. По договору, каждый месяц я выставляю заказчику счёт с указанием кол-ва отработаных часов и реквизитами счёта, на который они должны переслать оплату.

В счёте надо указывать дату счёта, его номер, дату, до которой оплата должна быть произведена. Вот эту дату оплаты, желательно, ставить побольше.
По российскому законодательству, если средства поступят позже указанной даты, то вы должны будете оплатить штраф (государству).
Я указываю месяц, на всякий случай (учитывая, что заказчик переводит средства в течение нескольких дней).

При поступлении средств, они попадают на транзитный счёт. Чтобы получить к ним доступ надо пройти валютный контроль, на что даётся какое-то время (точно не знаю, по факту получается ~3 недели; возможно, зависит от банка).

5. Валютный контроль.
Если у вас по одному договору ещё не набежало $50 000, то вы можете работать без оформления паспорта сделки.
При оформлении первого платежа нужно отправить банку договор (с переводом).

При оформлении каждого платежа — отправить копию счёта (мой банк просит её тоже в переведённом виде — я сделал себе табличку в Гугл.Докс с двумя страницами: одну — оригинал на английском, вторую — на русском, просто данные берутся с первой странички)

Кроме копии счёта банк ещё может потребовать «подтверждающий документ» — акт выполненых работы или что-то подобное, что предусмотрено договором. Если договором не предусмотрено, то, в принципе, ничего не нужно. Но тут лучше пообщаться напрямую с отделом валютного контроля вашего банка.

Вдобавок, нужно сделать перевод с транзитного счёта на основной (собственно, вышенаписанное служит именно для подтверждения такого перевода).

6. Паспорт сделки
Если по одному договору, независимо от времени, набегает >= $50.000, то дальше нужно открывать паспорт сделки. В моём банке это всё делается через интернет-клиент.

По-сути, ничего не меняется, кроме двух вещей:
 — меняются комиссии за ВЭД (надо смотреть ваш тариф в банке);
 — валютный контроль становится более строгим: все пункты счёта должны быть точно обоснованы договором, при прохождении валютного контроля теперь обязательно будут требовать «подтверждающий документ» (если он прописан в договоре).

7. Налоги, страховые выплаты и т.д.
Проще всего — воспользоваться сервисом онлайн-бухгалтерии. Проверяйте тарифы, возможность импорта выписок (чтобы вручную не вбивать), и, самое главное, поддержку валютных счетов (чтобы не надо было вручную конвертировать в рубли).

Все налоги рассчитываются в рублях, по курсу на день поступления валюты на транзитный счёт.

Больше тут ничего не скажу — с самого начала пользуюсь онлайн-бухгалтерией, оно всё рассчитывает автоматически, только раз в месяц загружаю туда выписки из банка. А когда сервис сообщает, что пора платить налоги — экспортирую из него готовую платёжку и импортирую в интернет-банк, не вбиваю ничего вручную.

Налоги можно платить раз в год, но, выгоднее, платить поквартально. Страховые выплаты тоже выгоднее платить периодически — они будут вычитаться из налогов.

В общем, это всё.
Если есть какие-то вопросы — пишите в комментарии. Возможно, я что-то забыл — буду добавлять в пост.
Про опечатки — просьба писать в личку.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru