Как обучается Илон Маск?

5ac67d9da95f03dc3f50568eb9ab8c08.png

Все знают, что Илон лучший ученик в мире. Он обучился и добился успеха в трех разных областях бизнеса — это SpaceX, Tesla и PayPal. Илон говорит много про обучение, но я решил покопаться под капотом его коротких советов.

  • Как он обучается

  • Какие правила применяет

  • Как это использовать нам

Все это будет внутри этой статьи. И я покажу, в чем Илон не прав, когда он говорит о своей мотивации. 

Илон Маск использует уникальный для обучения метод первого принципа. 

©Физика, знаете ли, своего рода рассуждение на основе первого принципа. 

Итак, суть метода первого принципа: вы берете гигантский кусок знаний и разделяете его на меньшие. 

Давайте попробуем на примере игры на гитаре. Если игра на гитаре — это полноценный навык, которым мы хотим обладать, нам нужно разделить его на несколько поднавыков. 

  1. Итак, первый будет бой. 

  2. Чёткость постановки аккордов

  3. Скорость постановки аккордов

Вы вместо того, чтобы освоить гигантский навык, делите его на микро навыки. И чем меньше поднавыки вы можете взять, тем лучше и удобнее. И дальше вы тренируете не в целом игру на гитаре, а конкретно бой или скорость постановки.

Самый яркий пример где всё человечество использует метод первого принципа — это спортзал. Почти никто не тренирует все тело. Все тренируют отдельные группы мышц, такие как бицепс, трицепс и так далее. Это и есть механика применения метода первого принципа.

Теперь же вспомните обычный урок английского: там не делят на listening, speaking, grammar. Там обычно все в кучу пытаются одновременно и слушать, и исправлять грамматику, и слова новые учить. 

Это совершенно отлично от того, что говорит Илон. 

Раскладывать навыки на поднавыки можно понимать только в том случае, если ты четко понимаешь цель, зачем ты обучаешься. 

И это совсем не та цель, которую часто нам говорят тренеры\преподаватели. Потому что здесь есть глобальная ошибка. Итак, Маск говорит:

©Мнение, которое, как я вижу, складывается в сфере образования, заключается в том, что люди-учителя не объясняют, почему детям преподают тот или иной предмет.

И не просто не говорят, зачем. Они иногда объясняют, что математика нужна, чтобы в университет поступить, а английский тебе пригодится, когда путешествовать будешь. Но они говорят не на том языке, на котором нужно слышать аудитории. 

Представьте типичного второклассника, который идет изучать математику и задается вопросом, зачем мне математика? На что учитель дает ему, как кажется учителю, вполне логичный ответ. Она пригодится в университете. Второклассник понятия не имеет, что такое университет, что будет, если я зафакаплю, какая мне нафиг разница то, что будет через 10 лет. 

Знаете, 10 лет назад я был 20-летним, и я хотел заниматься спортом. Я читал кучу статей и контента, и когда мне задавали вопрос, зачем ты занимаешься спортом, я отвечал, как часто читал в этих умных статьях, для здоровья. Дело в том, что в 20 лет у меня было все в порядке со здоровьем, у меня не было явных проблем, и точно не таких, чтобы я несколько часов в неделю тратил на то, чтобы их исправлять. Сейчас в 30 мне гораздо более понятно, что такое спорт для здоровья. У меня больная спина, у меня иногда похрустывают колени. Это стало более явной мотивацией. Но в 20 мне нужно было объяснять совершенно по-другому. Поэтому я занимался 2–3 месяца и бросал на следующие два года.

Желательно, чтобы кто-то умный мне сказал: «дружище, а ты хочешь понтоваться перед девчонками или другими парнями»? Я бы очень истерично кивал. И тогда это было бы гораздо более яркой, понятной и подходящей для моего возраста и уровня сознания, целью. 

Важно понять, что энергию на любое занятие нам выделяет организм, не мозг. Мозг прекрасно понимает, что спорт это классно, это полезно и здорово. Но не он решает, куда выделяется энергия, а куда нет. 

Чтобы выделить эту энергию, чтобы получить ее от организма, нужно объяснить организму — Амигдале. Именно эта часть отвечает за эмоции и именно эмоции дают нам энергию на разные занятия. 

Амигдале наплевать на то, что будет через 10 лет. Ей нужно понять пользу действия здесь и сейчас. Если я говорю своему организму, что тренируюсь в зале, чтобы после него ходить и чувствовать себя офигенно от того, что все на меня смотрят и говорят, какая у меня крутая мускулатура — это ему будет прекрасно понятно.

Поэтому, когда мы говорим, особенно о себе, мы должны четко понимать, зачем нашему организму заниматься тем, чем мы хотим ПРЯМО СЕЙЧАС. Это и есть правильно поставленная цель. 

И после постановки правильной цели нужно начать. Обычно начинать максимально сложно, но одно занятие начинаем мы всегда суперлегко. 

Нужно сделать обучение видеоигрой, считает Илон Маск.

©Как правило, образование должно быть максимально приближено к видеоиграм, хорошей видеоигре. Как будто тебе не нужно говорить своему ребенку, чтобы он играл в видеоигры.

Вам когда-нибудь приходилось убеждать детей поиграть в компьютерную игру? Сами по себе игроделы потрясающие психологи. Они прекрасно понимают, как легко вовлечь, как удержать и как максимально долго продлить время, которое игрок проводит в этой самой игре. Желательно нам понять и применить для себя эти знания. Для своих задач — спорта, для английского, чтения, для чего угодно еще. 

Одна из интересных особенностей игр — ты можешь закончить почти в любой момент. Ты можешь поиграть две минуты, 22 или 202. К спорту, бегу, к чтению мы так не относимся. Когда мы идем заниматься спортом, мы не говорим, мне надоест, и я перестану. 

Нет, обязательно надо тренироваться час, два, три часа. Мы не говорим, что я на занятия по английскому пять минут потрачу, а потом буду делать что хочу. Нет, если мы потратили меньше, чем вчера, мы обычно недовольны, злые, мы ругаем себя. 

Представьте, что игра мешала бы вам, лагала, закрывалась и высвечивались какие-то злобные надписи, что вы неправильно играете, если бы вы поиграли меньше. Как думаете, большой был бы шанс, что вы вернетесь в эту игру?  

Поэтому синдром отличника, желание делать идеально, максимум каждый день — вот это все к чертовой матери убираем, в видеоиграх этого нет. И нам это приносит исключительно вред. 

И как только мы от этого избавились, нам нужно понять, с чего конкретно начать. 

Вот у нас есть навык, он разобран на маленькие детали. Хорошо, как их изучать максимально эффективно?

И вот секрет, как Маск выбирает, что именно и как нужно изучать.

©Знаете, вот двигатель, а теперь давай разберем это на части. Как мы собираемся это разобрать? О, тебе нужна отвертка. Вот для чего нужна отвертка. Тебе нужен гаечный ключ. Вот для чего нужен гаечный ключ.

Он ставит себе конечную задачу. Я хочу понять, как работает двигатель, чтобы пересобрать его и сделать для ракеты. Для этого мне нужно его разобрать и увидеть его составляющие части. Я беру для этого отвертку, самый подходящий инструмент. 

Если мы возьмем, в качестве примера, какой-нибудь другой навык, например, публичные выступления, то нам нужно будет погрузиться в атмосферу и понять:

Хорошо, вот я собираюсь публично выступать, что первое мне мешает это сделать?  

А, понятно, я потею, нервничаю, мне страшно. Тогда первый инструмент будет

— борьба со страхом. Не заучивание текстов, не отточка миллиона крутых навыков, потому что в стрессе вы к чертовой матери все их забудете. Первое, что нужно сделать, избавиться от страха. 

И мы выбираем самый мешающий, блокирующий нас пойнт. Например, если мы разговариваем на английском и забываем слова, то мы учимся не забывать слова. Забывают слова из того же страха и стресса. А не выучиваем ещё 1000 слов, чтобы забить и их тоже.

Если мы играем на гитаре и у нас неидеальный бой, и мы не тренируем аккорды, мы тренируем исключительно бой. 

Чтобы действовать согласно этим целям, использовать эти инструменты, Илону нужно тонны энергии. Где же он их берет? Чем заряжается?  

Мотивация Илона Маска: «Если я провалюсь, я умру». И этой фразой он точно объясняет, что дает ему силы двигаться.

На самом деле мы едва смогли наскрести достаточно деталей и денег, чтобы провести четвертый запуск. Если бы четвертый запуск не удался, мы были бы мертвы.

Конечно, он утрирует. Понятно, что если он разорится, он не умрет. Он вернется в какой-то особняк к своим друзьям, родителям. И все будет не так плохо. 

Но, тем не менее, для него это будет публичная смерть. Он проиграет все. Он ее боится как огня. По нему прекрасно видно, что он очень зависим от публичного мнения. И ровно поэтому публично старается всегда выглядеть крутым, классным. И то, что напитывает этот механизм, это не мотивация, как он зачастую говорит. Это совсем не дисциплина, как хотелось бы в это верить. Это вынужденность. Он не может проиграть. Иначе смерть.

Почему же тогда у него она работает, а у нас нет?  

Очень легко объяснить. Он готов поставить все на кон. Он ставит все свои деньги на две компании, делит. Он на шаге от разорения. И он готов этим рискнуть. Готовы ли мы?  

Если мы хотим выучить английский, надо переехать в Америку. Уволиться сегодня с работы. Закрыть все счета в российских банках. Собрать все вещи, продать квартиру и поехать в Америку. Вот это будет тот уровень вынужденности, который даст нам достаточно энергии, чтобы освоить английский.

Возьмите 10 тысяч долларов, отдайте надёжному другу. Просто скажите: «Если я год не прозанимаюсь в спортзале, не похудею на 50 килограмм, ни в коем случае не возвращай мне это». И вот только в этом случае ваша вынужденность тоже сработает. 

Илон готов сделать такую ставку. Вопрос, готовы ли мы? Есть, конечно, другие, более эффективные варианты, например, дисциплина и фреймворк привычек. 

На вынужденности далеко проехать не получится, если все время не повышать ставку. Илон это может себе позволить. 

А у нас часто не получается, потому что есть страх и самогнобление себя за ошибки. 

SpaceX и Илон Маск допустили три глобальных больших факапа, прежде чем добились первого небольшого успеха. 

Представьте, что вы что-то объявляете громко: ©»Я через три года запущу ракету дешевую, все смогут на ней летать и так далее». Это Илон Маск в начале 2000-х. Спустя больше шести лет получается только первый успешный запуск. Все смеются над ним очень долгое время, и он может это пережить.

Неудача, по сути, не имеет значения, если только она не является катастрофической. Все в порядке.

Представьте, если он сам бы гнобил себя за каждую из ошибок вместе с обществом, которое это делает. Мотивация, любая энергия кончилась бы давно. Невозможно протянуть столько на энергии, когда все давят на тебя, и ты делаешь ровно то же самое, не поддерживая себя. Поэтому Илон не гнобит себя за ошибки, он реагирует на ошибки как на математическое уравнение.

Ну что же я думаю об этих вещах? Так, просто есть определенный промежуток времени и в течение этого времени вы хотите получить наилучший конечный результат. Таким образом, для всего набора действий, которые вы можете предпринять, обязательно будут какие-то из них неудачными, а какие-то успешными. И вы хотите, чтобы чистый полезный результат вашего набора действий был максимально высоким.

Если из-за трех моих ошибок я потерял 60 миллионов, а из одного успешного кейса 80 миллионов приобрел, то 20 миллионов плюс. Плевать на ошибки. Одна победа полностью их перебила. Мы психологически вкладываем в ошибку гораздо больше. 

Мы думаем, что мы тупая личность, у нас навыки не те, знаний, языков, таланта нет и вся вот эта ерунда, которая эмоционально раздавливает нас. И ровно это отличает нас от Илона Маска. 

Вот эти 6 больших советов, которые пользует Илон Маск

© Habrahabr.ru