Как объединить науку и искусство: немного о кластере Art&Science Университета ИТМО

2fa9e03bf6234ffaa901cce5bec3e8fe.png

В начале месяца мы объявили об открытии кластера Art&Science. Цель проекта — создать возможность взаимодействия профессионалов из разных областей: науки и образования, культуры и искусства, инженерии и бизнеса. Мы верим в то, что ученые, художники и ИТ-специалисты могут объединять усилия, чтобы менять к лучшему общество и нашу жизнь в целом. Сегодня мы расскажем о том, как это все будет работать на практике.

Что такое Art&Science


В последнее время наблюдается активное развитие тренда на сотрудничество представителей мира технологий и сферы искусства. Направлений сотрудничества может быть много — от создания картин нейронными сетями, до применения научных знаний и технологий для определения подлинности произведений искусства, точной даты их создания и т.д.

Вместе с тем, это лишь видимый практический аспект взаимодействия двух миров — художественного и технологического. Сейчас довольно остро стоит проблема взаимодействия обычных людей с технологиями — мир вокруг нас стремительно «диджитализируется», все чаще возникают дискуссии на тему бегства людей от проблем в виртуальные миры.

Мы стремимся очеловечить современные достижения науки и технологии, а также способствовать их внедрению в окружающую нас реальность для решения существующих проблем и задач общества, а не создания новых. Поэтому был создан кластер Art&Science, — это, по сути, сообщество ученых и художников, философов и представителей бизнеса, инженеров, психологов, а также представителей Университета ИТМО. Для разработки и реализации конкретных идей на границе науки и искусства создана проектная лаборатория «НЕБО.812»

Одна из наших целей — создание междисциплинарных профессиональных команд для проектной работы над конкретными задачами. Новые разработки должны не просто быть абстрактно полезными, но иметь реальный коммерческий потенциал. Вот, какие направления развиваются в рамках кластера:

  • «Новые технологии в развитии и обучении детей» — в рамках проекта специалисты фокусируются на проектировании новых коммуникационных сред. Основное внимание при разработке уделяется тому, чтобы обеспечить осознание информации ее адресатом — то есть превращение информации в знание.
  • «Навигация. Ориентация» — этот проект нацелен на разработку и внедрение систем ориентиров в сложных физических и социальных средах с учетом их особенностей, характеристик и специфики протекающих в них процессов.
  • «Виртуальный мир» — в рамках направления ставится задача по созданию и внедрению технологий дополненной и виртуальной сред для решения разнообразных задач.
  • «Внутренний мир» — задача этого направления — создание и внедрение технологий, позволяющих моделировать ситуации, в которых человек «видит» свои действия со стороны и/или ощущает эмоции и чувства других.
  • «Культурное наследие» — этот проект реализуется сразу в двух направлениях: использование современных технологий в музейном пространстве, создание интерактивных экспозиций и разработка технологий, основанных на физико-оптическом анализе, для исследования произведений искусства.

Одним из структурных элементов Кластера является Арт-резиденция. Это своеобразный центр коммуникаций между представителями науки и искусства. Стать частью арт-резиденции могут художники и ученые, прошедшие конкурсный отбор.

Кроме того, при участии Университета ИТМО в лектории Эрмитажа проходят открытые семинары «Art&Science: наука, искусство, музей» — вот программа одного из таких мероприятий.

Проекты Университета ИТМО на стыке технологии и искусства


Университет ИТМО давно участвует в развитии проектов на стыке технологий и искусства. Выпускники Университета уже создали несколько работающих продуктов в этом направлении.

Prixel: технология рельефной печати

82dd5d75cc5a4225b16cac1b65a80d8b.png

Выпускники Университета ИТМО Любовь Черевань и Кирилл Авдеев создали технологию для производства высокоточных копий картин великих художников. Она позволяет реконструировать 3D-модель поверхности оригинальной картины, используя массив фотографий, который преобразуется в специальный формат печатных слоев.

Далее благодаря самостоятельно созданному софту на обычном широкоформатном UV-принтере, которые есть во многих типографиях, можно печатать рельеф путем многослойного нанесения фотополимерных красок. Время производства одной картины — около 40 минут. Продажи рельефных реплик начались в марте 2014 года. В галерее компании — копии Винсента Ван Гога, Уильяма Тернера, Клода Моне. Подробнее о проекте можно почитать здесь.

ColorIT: цветная лазерная маркировка металлов

Другая группа выпускников Университета ИТМО занялась связью лазерных технологий и искусства: студентов интересовал вопрос, можно ли с помощью лазера «рисовать» цветные изображения. Теперь они занимаются разработкой программно-аппаратного комплекса для технологии цветной лазерной маркировки металлов. За основу была взята лазерно-технологическая установка Минимаркер-2, которая широко используется в промышленности. Интервью с командой проекта читайте по ссылке.

d83fd8a393054edb842fbee483e81272.png

«Чайка»: 3D-театральная реконструкция

Университет ИТМО и Лаборатория компьютерной графики и виртуальной реальности (Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения) совместно с Александринским театром и Российским Государственным Институтом Сценических Искусств создали реконструкцию главной сцены Александринского театра.

00ebbd87318e4548a8c25a9d8189c09f.pngФото: Денис Столяров

Работа по реконструкции театральной постановки с помощью средств 3D-графики и анимации была описана в этой статье на Хабре.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru