Как научиться делать игры: полезные ресурсы
Когда я начинал строить свою карьеру в игровой индустрии шесть лет назад, то часто задавался вопросами по геймдеву. Начиная от поиска общего понимания того, как разрабатываются и оперируются онлайн-игры, до частных вопросов типа того, как лучше рекламировать конкретную игру. Тогда было мало структурированной информации по созданию и продвижению игр, новичку разобраться и найти ответы было исключительно сложно. Практически единственным источником информации был собственный опыт и консультации более опытных коллег. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Информации по игровой индустрии настолько много, что рискуешь в ней просто утонуть. Для того, чтобы упростить процесс получения нужных мне знаний, я структурировал и делал себе пометки по всем источникам информации о геймдеве. Далее в статье предлагаю всю эту информацию в удобной форме для общего пользования.
Специализированные интернет-ресурсы всегда были одним из самых простых способов получения информации. Если не нашел нужную статью, то всегда можно спросить на форуме или в комментариях к постам на близкую тему. И даже есть шанс получить ответ!
Под спойлером вы найдете таблицу, в котором я перечислил самые популярные российские ресурсы по геймдеву с краткими личными пометками по каждому.
Ресурс | Пометки |
---|---|
habrahabr.ru | Сама эта статья опубликована на Хабре:-) На Хабре и его «младших братьях» можно найти статьи как по разработке/оперированию игр, так и по индустрии в целом. |
gamesisart.ru | Мой любимый геймдев-ресурс. Статей меньше, чем на других порталах, но берет качеством, а не количеством. Ряд статей оттуда мне очень помогли в работе. |
vc.ru/paper/category/games | Колонка рынка игр на ЦП появилась недавно относительно других ресурсов, но быстро стала модной. Мне она удобна тем, что есть приложение для iOS, через него и читаю. |
dtf.ru | Еще несколько лет назад был ключевым интернет-ресурсом получения знаний по геймдеву. Прекрасный сайт, жаль, что сейчас его забросили. |
www.gamedev.ru | Мастодонт среди ресурсов по геймдеву. Старый, но не бесполезный. |
gcup.ru | Тоже один из древнейших и крупнейших порталов по игрострою с уклоном в программирование. |
galyonkin.com | Подкасты Сергея Галенкина. Самые популярные подкасты по игровой индустрии. |
indiedev.name | Хороший информационный ресурс для тех, кто занимается продвижением мобильных игр. Одна база издателей и сайтов для продвижения мобилок чего стоит. |
app2top.ru | Отличный ресурс про мобильные разработки. |
apptractor.ru | Еще один классный ресурс про мобильные разработки. |
apps4all.ru | И тоже про мобильные разработки, и тоже шикарный. |
igdc.ru | Конкурсы молодых разработчиков игр и сильно живой форум для общения. |
progamedev.net | Блог Александра Штаченко про геймдев. Регулярно обновляется, материалы интересные. |
aushestov.ru | Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова. |
www.progamer.ru/dev | Есть хорошие статьи по геймдеву. |
gameinstitute.ru | Сайт с упором на публикацию уроков по разработке игр. Давно не обновляется, но есть много интересных старых статей. |
make-games.ru | Портал с сильным уклоном в программирование и разные конструкторы игр. |
flashgamedev.ru | Странненькое место. Не сижу там. |
www.ant-karlov.ru | Авторский блог разработчика Flash игр. |
mmozg.net | Место обсуждения MMO. |
narratorika.com | Для игровых сценаристов. |
dogames.ru | Не полезный ресурс. |
www.gamedis.ru | Блог про геймдизайн. Новые посты изредка. |
Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook. Во Вконтакте и в LinkedIn тоже есть gamedev-сообщества, но они менее «тусовочны». Поэтому здесь приведу ссылки именно группы в FB.
Русскоязычные группы Facebook по геймдеву
Русскоязычной геймдев-литературы немного — всего пара книг по маркетингу в играх от русских авторов и несколько переводов самых известных иностранных книг по геймдизайну. Стоит отметить, что англоязычной литературы очень много и большинство людей из геймдева читает ее в оригинале. Мы сегодня говорим только о русскоязычных ресурсах, поэтому под спойлером представляю вашему вниманию книги на русском языке.
Наименование книги | Автор книги | Ссылка на книгу |
---|---|---|
Первая русская книга по геймдеву: «Маркетинг игр» | Сергей Галенкин | galyonkin.com/book |
Вторая русская книга по геймдеву: «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений» | Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Юрий Барбашов | adtoapp.com/book/mobile-app-marketing |
The Art of Game Design: A book of lenses | Jesse Schell | Перевод тут и тут |
Level Up! The Guide to Great Video Game Design | Scott Rojers | Перевод тут |
Designing Virtual Worlds | Richard Bartle | Перевод делается на Хабре |
Еще одним способом обрести новые знания, а самое главное новые знакомства в игровой индустрии, является участие в профильных мероприятиях: конференции, выставки, конкурсы. К самым известным относятся DevGAMM, White Nights, раньше еще КРИ была. Но это только вершина айсберга. Существует множество других профильных мероприятий, постоянно появляются новые. Чтобы за всеми ними уследит и понять, на какие именно вам будет полезно сходить, я подготовил список каталогов таких мероприятий.
Ресурс | Пометки |
---|---|
gcup.ru/news/meroprijatija/1–0–4 | На gcup организаторы мероприятий сами публикуют анонсы. Можно откопать интересные мероприятия, о которых в других местах и не услышишь. |
app2top.ru/category/conferences/calendar_news | Современный и удобный каталог конференций. |
apptractor.ru/events | Календарь мероприятий для мобильных разработчиков. |
apps4all.ru/event | И тоже хороший календарь. |
Описанное выше является по сути самообразованием. А есть еще и комплексное профессиональное образование в сфере геймдизайна и менеджмента игровых интернет проектов. На текущий момент в Москве есть три учебных заведения, которые предоставляют такие услуги: RealTime School, Scream School и Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Традиционно под спойлером мои пометки про образование в этих местах.
Учебное заведение | Пометки |
---|---|
RealTime School | Хорошие короткие интенсивы на выходных по геймдизайну. Проходят примерно раз в квартал. |
Scream School | Самые долгие и самые дорогие из всех курсы геймдизайна. Насколько они хороши сам не знаю, отзывов лично от знакомых не слышал. |
ВШБИ | Лучшая на мой взгляд комплексная программа подготовки кадров для игровой индустрии. Плотно общался с выпускниками, все очень довольны и либо трудоустроились в игровые компании, либо свои проекты запускают. |
На этом заканчиваю обзор полезных ресурсов о том, как научиться делать игры. Если есть что дополнить в мои списки, то пишите в комментариях — я с удовольствием добавлю в статью с пометкой upd и ссылкой на автора материала.