Как написать простого бота для ВК и Телеграм

uqbcuwog8e3oumgi_frdlc-5s_g.png

Мы уже упоминали, как мы предоставляем бесплатные VPS для студентов, чтобы они учились программировать. Один из наших подопечных Павел сделал простеньких телеграм и ВК ботов для FAQ. Они очень просте, тем не менее, начинающему программисту не помешают комментарии опытных ребят — поэтому публикуем его рассказ — Павел будет рад, если в комментариях ему дадут советы.
Я — студент Новосибирского Государственного Технического Университета, не так давно мы с парочкой моих друзей реализовали площадку для продвижения проектов во всех возможных областях научной деятельности. Мы помогаем «сводить» заинтересованных преподавателей и студентов всех ВУЗов Сибири, чтобы проектная научная деятельность развивалась по территории Сибири и РФ.

Студенты и преподаватели часто обращались ко мне с вопросами и я решил автоматизировать этот процесс, написав ботов для ВК и Телеграм.

На вход они принимают сообщения, а на выходе выдают либо текстовый ответ, либо специальную структуру данных, замаскированное под сообщение: инлайновые или висячие клавиатуры.

Я использовать Python версии 3.6  просто потому, что он самый простой для меня. Кодил в PyCharm Community Edition. Весь код опубликован на GitHub. Удачи!

1. Предварительные приготовления для телеграм-бота


1.1 Получение токена от Bot Father в телеграмме


Первым делом, нам нужно «зарегистрировать» нашего бота в Telegram.

Для этого, в поисковике телеги ищем BotFather

далее, делаем всё также, как показано на скриншотах:

izohvlbkecprckefokl7-jm6hj8.png

После нажимаем на команду /newbot или же прописываем вручную.

j30hfikfsaywfq2seafjrsicqqe.png

Надо придумать уникальное имя для бота, придумываем и получаем соответствующий токен.

cv9yqzbfyowxzvsbqs6pg81gcbk.png

1.2 Переходим в любой редактор кода и создаем файл config.py


Перед созданием данного файла, нам нужно выбрать директорию, в котором будет реализован весь функционал бота. Если вы используете PyCharm Community/Professional Edition, то предлагаю просто создать новый проект, и писать там весь функционал бота.

Если Вы используете любой другой редактор, такой как Sublime Text 3, например, то Вам самостоятельно придётся создать директорию, создать виртуальное окружение, и работать из консоли со всеми предварительными тестами. Во избежание трудностей, предлагаю скачать продукт PyCharm Community Edition от компании JetBrains, с помощью данного продукта можно обойти действия, описанные в предыдущем абзаце, так как данный продукт сделает их самостоятельно, от Вас потребуется только указать путь до интерпритатора Python в конфигурациях PyCharm, с помощью которого и будет работать Ваш бот.

В данном файле (config.py) будет храниться только токен, который нам дал BotFather, поэтому пишем:

token = "Здесь хранится Ваш токен".

1.3 Cоздаём главный файл — bot.py


Делаем cледующие импорты и для соответствующих библиотек, в консоли прописываем закоментированные строчки:
import config
import telebot # pip install telebot
from telebot import types # pip install pyTelegramBotAPI

Далее, нам необходимо использовать наш токен:
bot = telebot.TeleBot(config.token)

Этим действиям мы устанавливаем то, что мы будем накручивать функционал именно для того бота, для которого нам и дал токен BotFather.

2. Разворачиваем функционал


Начнём с того, что для того, чтобы пользователю запустить бота, нам необходимо прописать команды для старта они могут быть разными, например, /start или /go и вообще любыми, какими Вы сочтёте нужными.

Для обработки команд нам потребуется message_handler, с помощью которого и будет реализован весь функционал обработки команд для старта и завершения, если Вы сочтёте нужным добавить завершение. Как только придёт команда /go или /start, message_handler с соответствующими командами сравнит, совпадают ли строки и если совпадают, то обработает соответствующей функцией.

Каждая функция, как и в примере сейчас, должна принимать один параметр — сообщение от пользователя, которое будет обработано соответствующей функции «в обёртке» декоратора. А также, каждая функция (или связка функций) должна возвращать соответсвующее сообщение от бота.

Итак:

@bot.message_handler(commands=['go', 'start'])  # Обработка команды для старта
def welcome(message):
    sti = open(path+'stiker.tgs', 'rb')
    bot.send_sticker(message.chat.id, sti)
    markup = types.ReplyKeyboardMarkup(resize_keyboard=True)

    item3 = types.KeyboardButton("Приложения")
    item2 = types.KeyboardButton("Мероприятия")
    item1 = types.KeyboardButton('О нас')

    markup.add(item1, item2, item3)

    bot.send_message(message.chat.id,
                     "Добро пожаловать, {0.first_name}!\\n\\nЯ - {1.first_name}, бот команды Projector в НГТУ, "
                     "создан для того, "
                     "чтобы помочь Вам влиться в нашу команду,"
                     "просто узнать что-то о нас или же просто пообщаться и весело провести время.\\n\\n"
                     "Have a nice time".format(
                         message.from_user, bot.get_me()),
                     parse_mode='html', reply_markup=markup)

В этой функции реализовано сразу два действия: отправка приветственного сообщения и создание встроенной клавиатуры — ReplyKeyboardMarkup, которая будет открыта, пока мы не завершим выполнения бота соответсвующей командой. Об этом будет сказано ниже.

Итак, пройдёмся по строчкам:

В строках 20–21: открывается стикер по тому пути к директории, в которой я его сохранил, после чего отправляется.

Строки 22–28: создаем встроенную клавиатуру, добавляя туда три элемента.

Строки 30–37: описано создание и отправка приветственного сообщения

Как вы можете заметить, метод send_message в строке 30, позволяет использовать HTML, для форматирования текста.

Строками ниже, добавим запуск самого бота, который будет хоститься, пока не случится ошибка или же, пока мы Сами его не закроем.

# RUN
if __name__ == "__main__":
    try:
        bot.polling(none_stop=True)
    except ConnectionError as e:
        print('Ошибка соединения: ', e)
    except Exception as r:
        print("Непридвиденная ошибка: ", r)
    finally:
        print("Здесь всё закончилось")

Сделаем первый запуск! Для этого, в PyCharm-е нажмём зеленую кнопку старт в правом верхнем углу или же, можно запустить из консоли командой: python bot.py

kzzvk7yeztlh6bc65ebtytsmpu4.png

Результат первого запуска:

9dyt7-dni_zwgmq8u5t0eqizptm.png

2.1 Обработка нажатия на кнопки и создание inline keyboard


Так любое сообщение — это текст, то мы будем обрабатывать именно текстовые сообщения.

Сделаем следующее и аналогично разберём по строчкам:

@bot.message_handler(content_types=["text"])
def go_send_messages(message):
    if message.chat.type == 'private':
        if message.text == 'Приложения':

            keyboard = types.InlineKeyboardMarkup(row_width=1)
            itemboo = types.InlineKeyboardButton(text="Тыщ на кнопку и ты уже в Google", url="")
            itemboo1 = types.InlineKeyboardButton('Рандомное число', callback_data='good2')
            itemboo2 = types.InlineKeyboardButton("Калькулятор", callback_data='bad2')
            itemboo3 = types.InlineKeyboardButton("Хочу узнать погоду в моем городе/стране", callback_data='good3')
            itemboo4 = types.InlineKeyboardButton("Как твои дела?", callback_data='bad4')

            keyboard.add(itemboo, itemboo1, itemboo2, itemboo3, itemboo4)

            bot.send_message(message.chat.id,
                             "{0.first_name}, окей, смотри, что у нас есть тут:\\n".format(message.from_user),
                             reply_markup=keyboard)

        elif message.text == "Мероприятия":
            one_markup = types.InlineKeyboardMarkup(row_width=1)
            ite1 = types.InlineKeyboardButton("Ближайшие мероприятия", callback_data="one")
            ite2 = types.InlineKeyboardButton("Проведенные мероприятия", callback_data="two")
            ite3 = types.InlineKeyboardButton("Волонтерство на мероприятие", callback_data="three")
            ite4 = types.InlineKeyboardButton("Действующие проекты в НГТУ", callback_data="fourth")
            ite5 = types.InlineKeyboardButton("Мероприятия Межвузовского центра", callback_data="five")
            one_markup.add(ite1, ite2, ite3, ite4, ite5)
            bot.send_message(message.chat.id, "{0.first_name}, у нас ежемесячно проводится множество "
                                              "мероприятий,\\nмы постарались разбить их на следующие составляющие:".format(
                message.from_user), parse_mode="html", reply_markup=one_markup)

Строка 339 — обработчик любых текстовых сообщений

Строка 341 предназначена для того, чтобы сказать, что если данное сообщение предназначено боту, то сравни эту строку с теми, что здесь обрабатываются и отправь ответ.

Строки 344 — 351 — создаём инлайновую клавиатуру InlineKeyboardMarkup и помещаем в эту клавиатуру 5 элементов, которые также можно будет обработать по установленной callback_data. Элементы данной клавиатуры будут расположены друг под другом, так как в строке 344, мы установили row_width = 1, что обозначает самую широкую грань одной кнопки, поэтому они и будут расположены друг под другом.

Строки 353–355 — отправляют текст, вместе с нашей Inline Keyboard.

В условиях ниже представлены аналогичные представления обработки сообщений.

Итак, сделаем запуск:

2.2 Обработка InlineKeyboardButton


Как было сказано выше, каждый элемент InlineKeyboardButton имеет параметр callback_data, и именно по этим параметрам будет обрабатываться каждая кнопка. Для этого нам потребуется обработчик инлайновой клавиатуры callback_query_handler.
@bot.callback_query_handler(func=lambda call: call.data in ['one', 'two', 'three', 'fourth', 'five'])  # Мероприятия
def callback_inline_one(call):
    try:
        if call.message:
            if call.data == 'one':  # Ближайшие мероприятия
                bot.send_message(call.message.chat.id,
                                 "Итак,ближайшие мероприятия:\\n\\n"  # Здесь будут ссылки ещё
                                 "Форум «Байкал»\\n"
                                 "Конкурс «Цифровой ветер»\\n"
                                 "PRONETI", parse_mode="html")
            elif call.data == 'two':  # Проведённые мероприятия
                bot.send_message(call.message.chat.id, "Вот список проведённых мероприятий:\\n\\n"
                                                       "МНТК\\n"
                                                       "Семинары по проектной деятельности\\n"
                                                       "Встреча с представителями предприятий", parse_mode="html")
            elif call.data == 'three':

Итак, разберём по строчно:

Строка 269 — объявляем обработчик, который будет обрабатывать каждую из нажатых кнопок с использованием лямбда-функции

Строки 273–278 — В данном блоке if, мы просто обрабатываем сообщение и отправляем сообщение пользователю.

Строки 279–283 — Делают аналогичное действие, что и в предыдущем условном блоке.

и т. д.

Также, в данных блоках можно определить аналогичную инлайновую клавиатуру, только тогда придётся создать ещё один обработчик callback_data, аналогичный обработчику callback_query_handler, показанный на скриншоте выше.

Результат:

8mxkegr2mgraivcal6zvraqjrpo.png

Так просто и обрабатываются inline keyboards.

3. Завершаем работу бота


Данная функция будет аналогичной функции обработки команд для старта бота, поэтому Вы сможете легко понять её функционал:
@bot.message_handler(commands=['stop'])  # Обработка команды для выхода
def bye(message):
    bye_Sti = open(path+'byeMorty.tgs', 'rb')

    hideBoard = types.ReplyKeyboardRemove()
    bot.send_message(message.chat.id,
                     "Досвидания, {0.first_name}!\\nМы, команда {1.first_name}, надеемся, что ты хорошо провел(а) время \\n\\n"
                     "Присоединяйся к нашей команде в vk\\n"
                     "Наш inst\\n\\n"
                     "Напиши Координатору проектов (Никите Яцию) и задай интересующие тебя вопросы по проектной деятельности\\n\\n"
                     "Надеемся, что тебе ответят очень скоро \\n\\n"
                     "Don't be ill and have a nice day \\n\\n\\n"
                     "P.S.: Если есть какие-то пожелания или вопросы по боту, то напиши мне".format(
                         message.from_user, bot.get_me()), parse_mode='html', reply_markup=hideBoard)
    exit()

Здесь происходит следующее:
  1. Отправляется прощальный стикер.
  2. Закрывается встроенная клавиатура (строка 44).
  3. Отправляется прощальное сообщение.

Так как мы используем bot.polling, с параметром none_stop = True, то пользователь может снова вознообновить общение с ботом при помощи команды /start или /go, обработка которых показано в пункте выше.

Результат:

is4krbhnrvwdlmag2x5navkheo8.png

ВК БОТ

Перейдём к реализации бота Вконтакте, написанном на том же родном языке Python, его основное отличие от предыдущего в том, что он был написан с использованием ООП, а именно класса. Внешне, он выполняет ту же миссию. Сама библиотека для написания вк бота намного проще телеграмм бота, поэтому разобраться в ней самостоятельно не составит большого труда. Итак, начнём.

1. Предварительные подготавления


Установим следующие библиотеки по тем же технологиям:
import vk_api # pip install vk-api
import json   # pip install json
from vk_api.longpoll import VkLongPoll, VkEventType

▍1.1 Получение токена для сообщества Вконтакте.


  1. На главной странице сообщества найти раздел «Управление»
  2. Работа с API
  3. Создать ключ. Выбираете нужные для вас пункты, которые будут доступны боту.

В итоге должно получиться примерно следующее:

Берем ключ и переходим в среду разработки и делаем следующее:

vk = vk_api.VkApi(token=
                  "Ваш_токен")

Далее — следующее:
longpoll = VkLongPoll(vk)

На этом, закончим подготавления.

2. Разворачиваем функционал


Первым делом создадим файл manage.py

Cоздадим прототип встроенной клавиатуры (всё с помощью документации VkBotAPI).

main_keyboard = {
    "one_time": False,
    "buttons": [
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"1\\"}",
                "label": "О нас"
            },
            "color": "positive"
        }],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"2\\"}",
                "label": "Мероприятия"
            },
            "color": "positive"
        },
            {
                "action": {
                    "type": "text",
                    "payload": "{\\"button\\": \\"3\\"}",
                    "label": "Приложения"
                },
                "color": "positive"
            }
        ],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"4\\"}",
                "label": "Контакты"
            },
            "color": "primary"
        }]
    ]
}

Затем переводим её в формат json, как требуется в документации:
main_keyboard = json.dumps(main_keyboard, ensure_ascii=False).encode('utf-8')
main_keyboard = str(main_keyboard.decode('utf-8'))

Пример инлайн клавиатуры:
about_us_keyboard = {
    "inline": True,
    "buttons": [
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"1\\"}",
                "label": "Основная информация"
            },
            "color": "positive"
        }],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"2\\"}",
                "label": "Чем мы занимаемся ?"
            },
            "color": "primary"
        },
        {
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"3\\"}",
                "label": "Где мы находимся ?",
            },
            "color": "positive"
        }],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"4\\"}",
                "label": "Как попасть в команду ?",
            },
            "color": "primary"
        }],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"5\\"}",
                "label": "Контакты",
            },
            "color": "secondary"
        }],
        [{
            "action": {
                "type": "text",
                "payload": "{\\"button\\": \\"6\\"}",
                "label": "Задать вопрос руководителю проекта",
            },
            "color": "negative"
        }]
    ],
}

Не забываем все используемые клавиатуры переводить в формат json:
about_us_keyboard = json.dumps(about_us_keyboard, ensure_ascii=False).encode('utf-8')
about_us_keyboard = str(about_us_keyboard.decode('utf-8'))

Создадим функцию write_msg, для того, чтобы не мучиться с постоянной отправкой сообщений от бота:
def write_msg(user_id, message, key):
    vk.method('messages.send',
              {'user_id': user_id,
               'message': message,
               'keyboard': key,
               'random_id': random.randint(0, 2048)})

После создания всех прототипов, мы можем перейти к следующему шагу. (к этому файлу мы позже вернёмся и доработаем обработку общения пользователя и нашего vk-бота)

▍2.1 Основной функционал (создаем файл vk_bot.py).


Мы не будем разрабатывать методы, которые будут выполнять, например, функцию парсинга времени или погоды, назовем их второстепенными. Я покажу лишь основной метод, который будет обращаться к этим второстепенным методам, для обработки тех или иных сообщений от пользователя. В конце статьи я выложу ссылку на свой GitHub, где Вы сможете самостоятельно просмотреть интересующий Вас функционал любого из метода. Итак:

Конструктор класса:

class VkBot:

    def __init__(self, user_id):
        self.USER_ID = user_id
        self._USERNAME = self._get_user_name_from_vk_id(user_id)
        self.my_str = ""
        self._COMMANDS = ["привет", "погода", "время", "пока"]

        self._inputMes = {"основная информация": answers.about_us1,
                          "чем мы занимаемся ?": answers.about_us2,
                          "где мы находимся ?": answers.about_us3,
                          "ближайшие мероприятия": answers.events1,
                          "проведённые мероприятия": answers.events2,
                          "волонтёрство на мероприятие": answers.events3,
                          "действующие проекты в нгту": answers.events4,
                          "мероприятия межвузовского центра": answers.events5
                          }

Последнее свойство класса — inputMes — это особый словарь, у которого значения ключей — это текст из файла answers.py, где я расположил текст в виде строк, поэтому, чтобы не загромождать код я и вынес основной текст в другой файл.

(Пример кода из файла answers.py)

events1 = "Итак,ближайшие мероприятия:\\n\\n" \\
          "Форум «Байкал»\\n"\\
          "Конкурс «Цифровой ветер»\\n"\\
          "PRONETI"

events2 = "Вот список проведенных мероприятий:\\n"\\
        "МНТК\\n"\\
        "Семинары по проектной деятельности\\n"\\
        "Встреча с представителями предприятий\\n"\\

events3 = "По поводу этого критерия напиши Илье ()\\n"\\
        "А также, ты можешь заполнить анкету, благодаря которой,\\n"\\
        "с тобой лично свяжется один из руководителей направления\\n"\\
        "или координатор проекта ()"

Итак, основной метод класса — это new_message, который принимает один параметр — message, который обрабатывается соответствующим условным блоком и возвращает какое -то значение обратно туда, откуда был вызван.
def _get_user_name_from_vk_id(self, user_id):
    request = requests.get("" + str(user_id))

    bs = bs4.BeautifulSoup(request.text, "html.parser")

    user_name = self._clean_all_tag_from_str(bs.findAll("title")[0])

    return user_name.split()[0]

def new_message(self, message):
    # self.my_str = " ".join(re.findall('[0-9]{2}', message))

    if message.lower() == self._COMMANDS[0]:
        return f"Привет, {self._USERNAME}!"

    elif message.lower() == self._COMMANDS[1] or message.lower() == "узнать погоду ":
        return self._get_weather()

    elif message.lower() == self._COMMANDS[2] or message.lower() == "узнать точное время ":
        return self._get_time()

    elif message.lower() == self._COMMANDS[3]:
        return f"До скорой встречи, {self._USERNAME}!"

    else:
        for key, value in self._inputMes.items():
            if message.lower() == key:
                return value
        return "Не понимаю тебя "

3. Возвращаемся в manage.py и дописываем функционал


Теперь в первых строках нам необходимо проимпортить файл vk_bot. А также нам потребуется библиотека random.
import random # pip install random
from vk_bot import VkBot

После того, как мы объявили longpoll, дописываем основной функционал.
longpoll = VkLongPoll(vk)

try:
    for event in longpoll.listen():
        if event.type == VkEventType.MESSAGE_NEW:
            if event.to_me:
                bot = VkBot(event.user_id)

                if event.text.lower() == "о нас":
                    write_msg(event.user_id, "Немного о нашем проекте", about_us_keyboard)
                elif event.text.lower() == "мероприятия":
                    write_msg(event.user_id, "Что ты хочешь узнать?", events_keyboard)
                elif event.text.lower() == "приложения":
                    write_msg(event.user_id, "Посмотри, что есть здесь!", app_keyboard)
                elif event.text.lower() == "контакты":
                    write_msg(event.user_id, "По любым вопросам можешь обращаться к:", contacts_keyboard)
                elif event.text.lower() == "задать вопрос руководителю проекта":
                    write_msg(event.user_id, "У тебя есть возможность написать сообщение нашему Руководителю проекта",
                              go_answer)
                elif event.text.lower() == "калькулятор":
                    write_msg(event.user_id, "В разработке...", calc_keyboard)
                # elif event.text == " ".join(re.findall('\\d{2}', event.text)):
                #     write_msg(event.user_id, "Отлично, мы здесь", calc_keyboard)
                elif event.text.lower() == "как попасть в команду ?":
                    write_msg(event.user_id, "Напиши координатору проекта - Никите\\n"
                                             "или перейди на сайт проектной деятельности,\\n"
                                             "найди проект номер 612 и подай заявку", in_team)
                else:
                    write_msg(event.user_id, bot.new_message(event.text), main_keyboard)

except Exception as e:
    print(e)

Как можете заметить, в условных блоках if и elif — присутствует обработка тех сообщений, которые подразумевают под собой вывод инлайн или встроенной клавиатуры (в данном примере — выводятся только инлайн клавиатуры). Сюда также можно добавить более сложные обработки сообщений, после которых обработка будет метаться туда сюда по блокам if и elif. Таким образом бот будет работать, пока не «упадёт с ошибкой».

Другое дело обстоит с блоком else, здесь мы обращаемся как раз ко классу нашего Бота, после чего он аналогичным способом находит обработку сообщения и выводит результат. Это можно назвать вложенной обработкой, а так как вложенностей лучше избегать, то лучше использовать тот метод программирования бота, который как раз-таки реализован в телеграмм боте.

Заключение


Надеюсь, что после прочтения данной статьи, Вы как минимум поняли основной принцип создания своего Telegram или Vk бота, а как максимум — легко сможете написать своего бота.

Как вы можете видеть, создать его функционал очень просто, особенно, если вы знаете основы языка Python.

Весь код опубликован в моём профиле GitHub.

https://github.com/1chemp/telegram-bot — Телеграм Бот

https://github.com/1chemp/vk-bot — Бот Вконтакте

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png

© Habrahabr.ru