Как нанять трех разработчиков Scala в штат за три месяца

Безработица, замена человека роботами, сокращения, невозможность найти стабильную и регулярно и хорошо оплачиваемую работу — о чем это они? Что за фантастика? Или эта статья родом из советского прошлого — о том, как тяжело жить при капитализме?

Сегодня ИТ-компании страдают от нехватки ИТ-специалистов, HR-ы придумывают все новые «плюшки» и организуют максимально дружелюбную и комфортную среду для работы ИТ-специалистов, разработчиков, DevOps-ов, аналитиков, которые диктуют правила рынку труда. Во всех соцсетях слышны стенания рекрутеров и HR-ов — где искать ИТ-специалистов, как их заманить на вакансию, а потом удержать и не повышать зарплату каждый квартал? Каждый ищет свои пути выполнения плана по найму. Расскажу про наш опыт — как мы решили вопрос с наймом Scala-разработчиков в 2020 году.

Началось все, когда мы поняли, что нанять трех Scala-разработчиков с рынка быстрее, чем за полгода, а в реальности и за все три квартала, мы не сможем. Поэтому решили пойти по пути «сделай сам» и задумались о внутреннем бесплатном курсе для студентов, а также для желающих переквалифицироваться в Scаla-разработчиков. Вы ведь тоже мечтаете стать Scаla-разработчиком? Нет??? Странно…

tymnvkjazovfwmzjdgpive3-d5w.jpeg
Disclaimer! Вообще, мы давно хотели попробовать пойти этим путем, а тут подвернулась задача по найму, и все сложилось. В своих советах мы не претендуем на новаторство — по сути это пошаговая инструкция, как нанять разработчиков редких языков и при этом не постареть лет на 20 от сверхусилий. Например, вот так.

Шаг первый

Найти автора курса и договориться с ним о дополнительной занятости

Нам очень повезло! Таким автором оказался наш действующий архитектор, который уже имел опыт чтения лекций и курсов, в МГУ в том числе. У Максима уже был готовый курс, который он взялся актуализировать, добавить несколько лекций, продумать формат обучения. И через пару недель у нас появилось понимание — чему, как долго и с каким ожидаемым результатом мы готовы учить новичков.

Шаг второй

Определить аудиторию — кого мы хотим учить?

Тут у нас было больше всего споров. С одной стороны, чего тут думать-берите студентов последних курсов и учите! С другой стороны, хочется, чтобы слушатель курса имел хотя бы минимальный опыт работы, чтобы не пришлось его еще и нянчить как стажера:) Решили так: зовем всех желающих, на входе ставим фильтр в виде короткого ТЗ — берем тех, кто прошел фильтр.

Решили потестить на Судоку
Мы плюшками Судоку на досуге балуемся — вот и решили проверить новобранцев на головоломке с числами. Предложили им разработать программу, проверяющую корректность решения Судоку. «Ознакомьтесь с правилами головоломки в Википедии.
Поле представлено в виде двухмерного массива 9×9 элементов, заданного в виде константы в вашем коде (при проверке вашего кода мы будем менять эту константу на наши тестовые «решения»).
Программа должна проверять все условия корректности решения и выдавать результат — печатать текст «корректно» или «некорректно» в зависимости от того, корректно решение или нет.
Решение должно быть написано на одном из следующих языков программирования на выбор: Scala, Java, Python, Clojure, C, C++, Ruby или JavaScript.
Решение должно использовать только стандартную библиотеку языка, не требовать каких-то внешних библиотек и зависимостей».


Шаг третий

Рекламно-призывная кампания

Теперь же надо еще и завлечь наших потенциальных слушателей. Написали «продающий» текст про обучение, нарисовали КДПВ, нагнали интригу, коротенько описали суть программы и результат, который получат дошедшие до финала, сделали посадочную страницу — уф, можно стартовать!

Шаг четвертый

Организационный

Так как о пандемии мы еще не подозревали — планировали обучение в нашем реальном рабочем офисе: договорились с руководством, ИТшниками, АХО, забронировали самую большую переговорку-аудиторию с проектором, большим столом, продумали, как будем раздавать Wi-FI нашим студентам, как охрана будет их пропускать дважды в неделю в наш офис.

Шаг пятый

Поиск и отбор

Как думаете, сколько желающих бесплатно за 3 месяца изучить Scala откликнулось и прислало резюме и заявку? Ну, пофантазируйте…

Посадочная страница висела 2,5 недели, за это время нам пришло 564 заявки! Каждому откликнувшемуся выслали ТЗ, а затем:

  • проверили все заполненные ТЗ
  • составили рейтинг (информация в резюме+результат ТЗ)
  • составили график встреч-знакомств с прошедшими отбор в нашем офисе (все это — в рабочие дни!)
  • повстречались с 56 (!) кандидатами на обучение…
  • и отобрали 14 везунчиков :-)


Шаг шестой

Поехали!

В первый день обучения студенты приехали на полчаса раньше — чтобы подписать NDA (т.к. они получали доступ к святая святых-репозиторию) и пройти экскурсию по офису: где попить кофе, где оставить одежду, как дойти до аудитории. После этого началось, наконец, обучение Scala.

Дальше на протяжении трех с лишним месяцев были лекции и семинары два раза в неделю, домашние задания, ответы на вопросы, общение в специально созданном чате. Нашему Максиму помогали коллеги — ведущий разработчики, скрам-мастера: проверяли домашку, помогали с ответами самым дотошным студентам, подсказывали, где взять тот или иной материал. Работы было адски много. А тут еще началась пандемия, удаленка — совершенно не вовремя. Пришлось нам оперативно переехать в онлайн, как и всем вокруг — заканчивали обучение уже в дистанционном формате.

Шаг седьмой

Результат

К окончанию обучения пришли 10 из 14 слушателей: часть отвалилась в процессе — то ли из-за лени, то ли из-за сложности материала и необходимости делать «домашку».
Макс вел рейтинг слушателей: отмечал в нем каждое выполненное задание, активности на лекциях и семинарах, творческий подход — так что результаты обучения были более чем объективными.

Под конец мы озадачили участников финальной презентацией. Каждый из слушателей подготовил и защитил ее перед нашими преподавателями. Появилось 4 финалиста, набравших наибольшее количество баллов по итогам обучения.

Со всеми финалистами мы провели индивидуальные встречи: дали обратную связь, рассказали о предстоящих задачах, продукте и предложили присоединиться к команде. Двое ребят сразу приняли предложение и вышли к нам спустя 1,5 месяца после обучения. Один взял паузу — порешать текущие дела и подумать, а надо ли это ему. И вернулся к нам с готовностью присоединиться к команде через 3 месяца после обучения.

N.B! Не переживайте, все у ребят хорошо и сегодня :-) Все трое работают, выполняют боевые задачи, активно помогают развивать Скрам, вносят свой вклад; двое уже получили повышение. Остальные участники, надеюсь, получили знания, за которыми пришли, и успешно их применяют, возможно, на благо других работодателей. Или не применяют, но это уже их личный выбор.

Какие выводы мы сделали после этого эксперимента?


Первый — таким путем (самим правильно обучить себе сотрудников) идти можно и нужно. Да, это дополнительная нагрузка на самых квалифицированных и результативных коллег, это риски (при отборе, в процессе обучения, после найма в штат) –, но какой бизнес без риска? У нас всё получилось!

Второй — страшно и трудно идти по новому пути. Но, когда у тебя есть четкая цель и единомышленники, результат оправдывает все затраты и опасения.

Третий — на рынке обучения сейчас такое количество теоретических и практических курсов и программ, что можно потеряться уже при выборе.
image В нашем случае мы предложили реально полезный, качественный курс, который читали сами разработчики и архитекторы живого, работающего и постоянно развивающегося продукта. Это в том числе и наш социальный вклад, абсолютно бесплатный для слушателей, в обучение студентов и всех желающих получить профессию Scala-разработчика. И даже если только 14 человек получили возможность заглянуть внутрь процесса разработки в компании-вендоре — это уже неплохо :-)

Повторим ли мы этот опыт? Однозначно да!

ЗЫ. У нас сейчас, кстати, есть несколько открытых вакансий для разработчиков — кому интересно,

ныряйте

Автор: Татьяна Кожухарова, HR бизнес-партнер направления Dozor компании «Ростелеком-Солар»

© Habrahabr.ru