Как найти настоящего бизнес-аналитика

«Нам нужен не всякий программист, — сказал горбоносый.  — Программисты народ дефицитный, избаловались, а нам нужен небалованный».  — «Да, это сложнее», — сказал я. Горбоносый стал загибать пальцы: «Нам нужен программист:, а — небалованный, бэ — доброволец, цэ — чтобы согласился жить в общежитии…» — «Дэ, — подхватил бородатый, — на сто двадцать рублей». –«А как насчет крылышек? — спросил я. — Или, скажем, сияния вокруг головы? Один на тысячу!» — «А нам всего-то один и нужен», — сказал горбоносый.  «А если их всего девятьсот?» — «Согласны на девять десятых» (Аркадий и Борис Стругацкие).

Найти хорошего бизнеса-аналитика — непростая задача, особенно, если речь идет о сфере автоматизации. В то же время наш опыт показал, что это возможно. Как? С помощью программы стажировки в ЛАНИТ. О ней мы и расскажем в этой статье.

c34b991fc5b78605bc9585bfcf215046.jpeg

О роли аналитика

Айтишники хорошо знают, какими средствами можно автоматизировать что угодно. Это хорошо показали комментарии к моей прошлой статье — действительно, сегодня существуют различные сервисы, помогающие сотрудникам самостоятельно составлять любые типовые договоры. Но при этом наши заказчики — профессионалы своего дела —  часто не верят в то, что какие-то программы могут им помочь. Наоборот, автоматизация часто воспринимается как источник зла гораздо большего, чем ее отсутствие.

Почему? Потому что любой юрист знает, что одно неверное слово может стоить клиенту миллионов. Что маленькая опечатка может привести к задержкам и затратам. А некорректно рассчитанные сроки — к выплате неустойки. 

Большинство же айтишников не так внимательны к деталям предметной области. Они не так тонко чувствуют разницу между авансом и задатком. И мы получаем огромную пропасть между теми, кто знает, что можно сделать, и теми, кому это нужно. В результате мы имеем проекты автоматизации, в которых задача как бы решается, но потом все накапливают негативный опыт от этой автоматизации, потому что документ «сомнительного качества, все равно его целиком переделывать».

И эта ситуация — не проблема инструмента и технологии. Это проблема аналитики на проекте.

Хороший аналитик всегда знает, что как бы он самостоятельно ни разбирался в предметной области, люди, которые работают с этим каждый день, разбираются лучше.

Хороший аналитик знает, что его задача не только в том, чтобы что-то внедрить или разработать, но в первую очередь в том, чтобы эта технология действительно начала приносить пользу.

Хороший аналитик знает особенности предлагаемого решения. Хороший аналитик понимает, какие инструменты и для чего лучше использовать.

О том, что такое хороший аналитик, написано огромное количество книг, статей, проведено множество вебинаров. Остается только найти ответ на вопрос: «Где взять такого аналитика?»

О стажерской программе

Мы долго обсуждали необходимость запуска стажерской программы в Департаменте систем управления документами ЛАНИТ. 

Я проводила по четыре собеседования в день. Коллекция анекдотов о людях, которые хотят сидеть, смотреть видео и получать за это от 120 тысяч, активно пополнялась, а вот те самые небалованные, добровольцы и толковые аналитики никак не находились. Нет, я не имею ничего против просмотра видео за деньги, но у меня была открыта совершенно другая вакансия. 

Итак, в один прекрасный день, мы просто взяли и решили, что пора запустить стажерскую программу. 

Отбор стажеров

Мы разместили информацию и в наших соцсетях, и на hh.ru и получили огромное количество откликов. 

Первый этап, который предстояло пройти кандидатам, это отбор по резюме и телефонное интервью с нашими HR. 

Вторым этапом было очное тестирование кандидатов. Мы пригласили в офис и дали различные задания: как тестовые, так и требующие развернутых ответов. 

Тех кандидатов, чьи письменные работы нас заинтересовали, мы пригласили на финальный этап — собеседование. 

Программа стажировки

Первая неделя нашей стажировки была посвящена только изучению теории и общему знакомству. Мы проводили вебинары о платформе LanDocs, о том, как у нас устроена работа в отделе, какими информационными системами мы пользуемся сами, а также лекции по предметной области. Также предоставили стажерам огромное количество материалов для самостоятельного изучения (а как мы знаем, самостоятельное умение «раскопать» тему — важный скилл для любого аналитика). На каждых двух стажеров был один куратор, которому можно было задавать вопросы.

Вторая неделя помимо теоретической части включала в себя выполнение задач по тестированию на наших проектах — эти задачи позволяли стажерам-аналитикам посмотреть, как мы пишем требования, а также что именно на основе этих требований получается.

Оставшиеся три недели были посвящены самому главному — работе с требованиями.

На лекциях мы обсудили, какие требования бывают, что может быть источником требования, как их собирать и фиксировать, какие проектные документы бывают и как их писать. И перешли к практике.

Основной задачей в рамках этой стажерской программы была подготовка требований для автоматизации кадрового электронного документооборота. Каждому стажеру предлагалось в рамках одного процесса подготовить предложения в части автоматизации процесса на базе нашей платформы, нарисовать макеты интерфейса и защитить это решение перед потенциальным заказчиком (нами :-)).

Эта задача оказалась такой интересной и объемной, что мы даже немного вышли за изначальные планы на длительность стажировки и закончили ее на неделю позже.

Отзывы о нашей стажировке

Вот несколько отзывов от ребят, прошедших стажировку в нашем подразделении.

«Очень понравилось, что была возможность на практике ознакомиться с работой бизнес-аналитика. Понравилась отзывчивость кураторов и сама программа, задания были интересные, лекции очень информативные».

«Было очень интересно окунуться в рабочий процесс, понять компетенции младшего бизнес-аналитика, ознакомиться с составом проектной документации и иметь возможность посмотреть на реальные примеры её составления (в приложении Confluence). Понравилось проводить функциональное тестирование системы — описывать полученный результат, работать на стендах тестирования — особенно приятно осознавать, что это реальные задачи, ты отчитываешься о результате разработчикам, вносишь хоть маленький, но вклад в текущий проект. Изначально задание на разработку требований показалось сложным, ведь надо было продумать столько деталей, понять логику системы, но по мере его выполнения становилось только интереснее. Понравилось работать с приложениями Jira и Confluence — сначала они вызывали много вопросов, но потом стало понятно, что они помогают систематизировать задачи, организовать удобное взаимодействие и структурировано вести документацию без потерь. Стоит отметить комфортную рабочую обстановку — по всем вопросам можно было обратиться к кураторам, сотрудникам отдела кадров и получить ответ на вопрос».

«Хотелось бы сказать спасибо всем, кто принял на себя роль наших наставников, все лекции были лаконичными и информативными — было легко воспринимать новую информацию, а примеры из рабочей практики делали повествование ещё более конкретным и интересным. И огромное спасибо моему куратору Свете — спасибо за оперативные ответы на кучу моих вопросов, начиная от организационных и заканчивая функционалом системы, было приятно поработать под твоим руководством».

cb073624f3521acdaf939b65c00e8f7e.jpeg

Стажерская программа-2022

Нам понравилось проводить стажировки — это позволило нам самим получить новый опыт и структурировать свои наработки. И еще больше нам понравились результаты, так как наша команда дополнилась очень классными ребятами. 

И мы обязательно будем проводить стажерскую программу в этом году. 

Программа адаптации новых сотрудников

Помимо стажерской программы, предназначенной для совсем начинающих аналитиков без опыта работы, у нас также есть программа адаптации для новых сотрудников всех уровней. Потому что даже очень-очень-очень опытному сотруднику нужно познакомиться с особенностями работы в нашем отделе, с нашей платформой, а нам в свою очередь — познакомиться с ним поближе.

У каждого нового сотрудника в нашем отделе есть план на испытательный срок. Этот план рассчитан на три месяца.

В течение двух недель выхода к нам новый сотрудник имеет возможность познакомиться с «зачетами», которые входят в обязательный план испытательного срока в нашем отделе, и спланировать сдачу зачетов, исходя из своих знаний, умений и интересов.

Для аналитиков у нас обязательные зачеты в части следующих разделов:

  • изучение нашей платформы, ее функций и архитектуры;

  • изучение наших внутренних систем;

  • знание предметной области;

  • работа с требованиями: правила разработки и оформления, принятые у нас, используемые инструменты и технологии и обязательное ревью требований от более опытного аналитика на этапе испытательного срока.

У каждого сотрудника есть куратор его испытательного срока — тот человек, которому можно задавать вопросы в первую очередь. А сама «сдача зачетов» предполагает общение с разными людьми — таким образом, новый сотрудник знакомится со многими ключевыми сотрудниками в отделе и получает разностороннюю обратную связь.

Если вы хотите присоединиться к нашей команде, заполните анкету участника стажерской программы на сайте job.lanit.ru. 

Будем рады рассказать о возможностях работы в ЛАНИТ.

© Habrahabr.ru