Как «Нагрузка» опрашивает счетчики ЖКХ в целом жилом районе
О системах автоматического учета и контроля за коммунальными ресурсами написаны уже сотни статей, десятки компаний уже не первый год разрабатывают собственные решения в этой области, но реально работающими системами, действительно обеспечивающими все рекламируемые возможности, похвастать могут совсем немногие организации. Под катом рассказ о нашем опыте внедрения системы сбора и учета коммунальных услуг по всему жилому району.
Приборы учета коммунальных услуг уже давно перестали быть просто устройством с вращающейся шкалой, глядя на которую, начинаешь невольно прикидывать будущий счет за «коммуналку». С повсеместным распространением сети интернета, производители начали снабжать приборы учета устройствами ввода-вывода информации, что позволяет передавать данные по потреблению коммунальных услуг в режиме реального времени.
Все это привело к появлению и широкому распространению автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). За годы сотни компаний уже предпринимали попытки по разработке собственных систем, однако реально работающие системы, которые могли бы обеспечить все заявленные возможности, появились лишь у некоторых производителей.
Несколько лет назад наши специалисты разработали собственную систему автоматизированного сбора данных о потреблении коммунальных ресурсов — программно-аппаратный комплекс «НАГрузка». Система уже успела зарекомендовать себя во множестве интересных проектов.
Что же представляет из себя «НАГрузка»?
В отличие от аналогичных АСКУЭ, «НАГрузка» не требует замены всех счетчиков на определенную модель, поскольку построена на современных принципах модульной архитектуры, подразумевающей добавление любого прибора учета через написание для него отдельной библиотеки (программного модуля). А контроллер интерфейсов SNR-ERD позволяет помимо опроса непрерывного счетчиков, отслеживать состояние множества самых разных датчиков, и реагировать на поступающие сигналы либо уведомлением человека, либо запуском готового сценария, способного, к примеру, перекрыть воду в трубе, выключить электричество или наоборот подключить к питанию какое-либо устройство.
Один из ярких примеров внедрения системы — это микрорайон «Академический» в Екатеринбурге. Если вы когда нибудь бывали в столице Среднего Урала, то наверно представляете себе, как, даже визуально, «Академический» отличается от остальной части города.
Микрорайон, по сути, уникален по своей градостроительной концепции, в основу которой лежит идея вывести уровень качества жизни рядового горожанина на совершенно иной уровень. Например, здесь реализована система видеонаблюдения, благодаря которой охрана может довести жителя до дома при возникновении какой-либо опасности. Нужен всего лишь один звонок на пульт.
Естественно, что району, где пытаются придерживаться наивысших стандартов качества жизни, была необходима комплексная система учета потребления коммунальных ресурсов. Которая, помимо прочего, могла бы позволить жителям отслеживать потребление в режиме реального времени.
На начальном этапе строительства полная автоматизация приборов учета предусмотрена не было, однако ситуацию исправили вовремя. Благо, что для нужд управляющих компаний «Ростелекомом» была построена Ethernet-сеть, которая стали применять для передачи данных с приборов на пульт.
Когда в Академическом задумались о внедрении системы автоматизированного контроля, то перебрав несколько вариантов, обратились в «НАГ». Первым делом «НАГрузку» внедрили в качестве пилотного проекта, установив датчики в одном из теплопунктов. Под контроль были взяты все трубопроводы, был налажен замер всех параметров. Передача данных по проводному каналу была выведена сервер. На следующим этапе систему опроса приборов учета начали внедрять в остальных домах повсеместно.
Теперь управляющая компания имеет доступ к данным о потреблении ресурсов квартирами в режиме реального времени. Все они отображаются на мониторе компьютера.
Система позволяет отслеживать как данные по отдельной квартире и общедомовые показатели.
Контролировать тепловые пункты
и работу фильтровальной насосной станции.
Для удобства анализа есть возможность построить график.
Свои несомненные плюсы от работы «НАГрузки» есть и у рядового потребителя коммунальных ресурсов. В первую очередь — это удобства эксплуатации при общедомовом учете. Диспетчеры держат все под своим чутким контролем и своевременно реагируют на какие-либо проблемы. Исключены и ошибки, возможные при снятии показателей вручную.
Основной же плюс системы работающей в Академическом заключается в том, что все оборудование в тепловом пункте, все инженерные системы, теплоснабжение, параметры горячего водоснабжения мониторятся на едином пульте. При этом под контролем держатся не только показания приборов учета на конец месяца, но и все сиюминутные технические параметры, которые, так или иначе, важны для нормального функционирования инженерных систем.
Основное же отличие Академического от схожих проектов в том, что здесь вся система автоматизированного учета находится на едином пульте. Все инженерные системы, теплоснабжение, горячее водоснабжение — каждый параметр находится под контролем. И не только тот, по которому ведутся расчеты для начисления платежей, но и все технологические параметры, которые, так или иначе, важны для правильного функционирования инженерных систем. Именно поэтому система автоматики, расположенная в отдельном доме, живет не своей жизнью, которую по регламенту раз в две недели проверяет техник, а находится под круглосуточным контролем в режиме реального времени.
В качестве итога
Опыт внедрения и успешной работы «НАГрузки» в Академическом наглядно показал отсутствие каких-либо сложностей при внедрении таких систем. Поскольку наиболее важная часть такой системы — это сети передачи данных. Сейчас они существуют практически везде. Также проблема проблема передачи данных легко решается с помощью мобильного оператора.
Аппаратная часть базируется на собственной разработке «НАГ» — в зависимости от требований заказчика она может быть представлена устройством удалённого контроля и управления SNR-ERD-3c.
Или конвертером интерфейсов Octopus-GSM.
В разработке и более совершенные аппаратные решения.
Разумеется, наши специалисты не ограничились работами в хороших условиях на передовом объекте городского строительства. Помимо «Академического», внедрение «НАГрузки» идет и в куда более трудных условиях.