Как мы запускали DIY-медиа для ИТ-специалистов
Привет, Хабр! Меня зовут Юлия Гусарова, я директор по маркетингу beeline cloud. В октябре мы запустили проект вАЙТИ. В этой статье я и мои коллеги расскажут о том, как мы придумывали концепцию DIY-медиа и чем оно отличается от других площадок. А еще — поговорим о том, как устроена новая площадка и какие советы редакторы дают тем, кто хочет начать писать статьи и делиться своим опытом работы в ИТ.
Что это за проект
Это профильное медиа для ИТ-специалистов. Каждый материал там — рассказ конкретного эксперта, темы в основном сугубо профессиональные, от хранения данных и машинного обучения до профильных вопросов законодательства. Сами материалы делятся по степени сложности (hard/medium/easy). И если вкратце — это русскоязычная площадка для и про айтишников, и у нее есть свои особенности:
Акцент на DIY-контент
Мы долго искали, как добавить медиа уникальности с точки зрения восприятия. И сделали акцент на DIY. Но это не про «сделай сам», а про личный опыт: расскажи о том, как ты решил задачу, реализовал проект, спас мир — покажи, как ты это делал, и дай возможность другим повторить сделанное. Тему с DIY мы «нащупали» на этапе проработки идеи. Конечно, что-то подобное есть и в других медиа — и на Хабре есть такой тематический хаб, но наш подход отличается. Фактически, у нас «все DIY», включая рубрики, которые касаются разных специализаций в ИТ.
Мы задумывали создать медиа, которое будет чисто практическим. Нам хотелось, чтобы все материалы рассказывали о том, как решать ту или иную ИТ-задачу, которая может возникнуть перед специалистом — неважно, в какой компании он трудится. Мы видим, что в текущих условиях в ИТ-среде особенно актуален такой обмен опытом и хотим, чтобы вАЙТИ стимулировало специалистов на развитие. У нас авторы делятся разными темами — от простого к суперсложному.
— Екатерина Юдина, шеф-редактор вАЙТИ
Фокус на авторах
Подход «расскажи, как ты это делал» держится на авторах, экспертах. Мы не планировали публиковать обзорные или новостные материалы, только реальный опыт в ИТ. Поэтому сразу решили, что поставим работу с авторами во главу всей концепции. При этом мы готовы оказывать авторам поддержку. Если человек подготовил материал самостоятельно, мы выплатим ему вознаграждение — 10 000 рублей за статью.
Если же эксперту сложно писать самому, но хочется рассказать о своем опыте — он может написать нам, предложить тему. После ее согласования автор связывается с редакцией, рассказывает о задаче и ее решении, мы это фиксируем и готовим текст сами. В этом случае вознаграждение эксперт не получает, зато получает статью.
Зачем это экспертам
В первую очередь — чтобы прокачать личный бренд. Для вАЙТИ важны истории специалистов, их подходы к решению задач, их видение и отношение к профессиональным вызовам. Это возможность рассказать о собственном опыте и донести его до аудитории в максимально структурированном и читабельном виде — потому что вне зависимости от того, пишете вы текст сами или просто делитесь экспертизой, мы помогаем «упаковать» опыт в полноценную статью.
Для этого в вАЙТИ работает команда редакторов. При необходимости мы «причесываем» материал, его вычитывает редактор и корректор — не меняя смысл и сохраняя авторскую подачу. Готовим иллюстрации, их отрисовывают дизайнеры —, но при желании можем использовать и фото автора, если оно окажется подходящим. То есть, с одной стороны, у нас действительно акцент на DIY, реальном опыте и экспертизе. С другой — мы хотим сохранить формат медиа, а не личных блогов, поэтому готовы помогать авторам на всех этапах подготовки статьи. А с третьей стороны, такой подход заставляет нас придерживаться еще нескольких правил:
вАЙТИ — не блог-площадка, поэтому перед публикацией мы отсматриваем все материалы. Уже написанные тексты проходят модерацию. Если же у эксперта пока нет текста, но есть мысль о чем-то рассказать — можно обсудить с редакцией тему. Кстати, это наилучший способ убедиться, что ваш материал подойдет.
Для вАЙТИ не подойдут статьи, уже опубликованные на других площадках, а также явная реклама. Это не значит, что нельзя рассказать о своем опыте работы в конкретной компании, над конкретным продуктом или давать ссылки на сторонние ресурсы — специально скрывать названий не нужно, можно линковать свой Telegram-канал, соцсети и т.п. — в общем, не возбраняется писать так, чтобы материал работал на продвижение личного бренда автора.
Поначалу мы думали, что привлечь пишущих айтишников будет сложнее всего, но пока концепция себя оправдывает — число авторов растет, в том числе к нам приходят и те эксперты, кто раньше не делился своим опытом в формате статей. В некоторых случаях авторы даже заявляют, что оплата — это непринципиально, отказываются. Кого-то, наоборот, мотивирует возможность делиться опытом не просто так, а гарантированно получить вознаграждение. А кто-то ставит целью просто попробовать новую площадку.
Как мы собирали вАЙТИ
На первом этапе — обсуждали и думали, выстраивали концепцию. Фактически, это был один из самых, если не самый продолжительный этап работы. В том числе потому, что ребята из команды были заняты и в других больших проектах beeline cloud. Но даже работая над другими задачами, мы постоянно возвращались мыслями к идее медиа.
У нас в команде есть культура личной ответственности — никто не контролирует на каждом шагу достижение результатов. Для нас вАЙТИ был не единственной задачей, и все понимали, что каждый выкладывается по полной — не нужно стоять над душой и спрашивать: «А когда?». Кстати, такой подход вообще позволяет быстро двигаться к цели. Быстро сели, созвонились, придумали, пошли дальше. Да, мы можем долго думать над идеей, если она не до конца проработана, но, когда все уже понятно, мы двигаемся быстро.
— Екатерина Юдина, шеф-редактор вАЙТИ
У нашей команды был опыт запуска медийных проектов. Кто-то успел поработать над небольшими тематическими площадками, кто-то над корпоративными блогами в тематике ИТ: был знаком с темой контента, и с «матчастью».
Я начинала карьеру как ИТ-инженер, работала в нескольких крупных ИТ-компаниях. Позже ушла в сторону обучения и более семи лет проработала тренером Microsoft. А после меня заинтересовал технический контент, когда нужно было простыми словами объяснять сложные технические вещи. Мне сейчас в медиа очень легко работается, в плане того, что я хорошо понимаю, о чем пишут авторы, и мне достаточно просто сделать вывод, как написан материал, нужно ли его усилить, дополнить и так далее.
— Екатерина Юдина, шеф-редактор вАЙТИ
Для нас это первый проект подобного рода — полноценное медиа. С другой стороны, опыт у нас был, и мы уже занимались контентом, просто немного по-другому. Но мы и раньше искали авторов, мотивировали их, работали с ними.
— Дмитрий Панов, руководитель направления продуктового маркетинга
После согласования идеи мы начали расписывать логику — правила, по которым будет работать медиа, описание того, каким будет его наполнение. Дальше был этап разработки и утверждения дизайна, затем — развертывание проекта в облаке, согласование всех вопросов с информационной безопасностью. С технологической точки зрения проект относительно нетребовательный — сайт делали на WordPress и разворачивали на выделенном сервере. Но некоторые вещи пришлось подкрутить вручную:
Сайт отчасти реализован на базовом WordPress, это стек PHP + JS. Само собой, с нашей стороны были и доработки. Например, подписки на авторов, интеграция с нашей платформой e-mail-рассылок, система рекомендаций (мы смотрим, на кого подписан пользователь, какие рубрики он добавил в избранное, и на этой основе в ежемесячном дайджесте отправляем ему подборку интересных статей с высоким рейтингом). Подобного рода доработки мы делаем, но чего-то из ряда вон выходящего тут точно нет. Все-таки здесь главное — это контент.
— Дмитрий Панов, руководитель направления продуктового маркетинга
В дальнейшем мы планируем добавить озвучку статей на базе готовых систем ИИ, чтобы материалы можно было не только читать, но и слушать. И продолжить совершенствование рекомендательной системы для читателей.
Отдельная работа была связана с поиском авторов. На первых порах искали разными путями: кидали клич среди своих знакомых, в соцсетях, в ИТ-каналах и даже просто через личные сторис в Telegram.
Мы начали работать с авторами, когда медиа еще не было запущено. Показывали им макеты, нарисованные в Figma: смотрите, сайт будет вот такой, статья будет выглядеть вот так. Это сейчас уже проще, мы говорим: «Зайдите, почитайте готовые статьи, правила, посмотрите рубрики».
— Екатерина Юдина, шеф-редактор вАЙТИ
Официально мы запустились в октябре — анонсировали наше медиа на конференции Deep cloud dive. В онлайн к ней подключилось больше тысячи человек, еще около ста смотрели презентацию медиа в оффлайне.
Будни редактора
Как правило, наша редакция работает одновременно над 4–6 материалами: это уже готовые тексты на этапе вычитки, доработки и согласования. Материалов на более ранних этапах может быть намного больше — все дело в жизненном цикле статьи.
Скриншот авторского материала из вАЙТИ
Если автор хочет побыстрее опубликоваться, пишет сам, у него для этого достаточно свободного времени и навыков, текст может быть готов и за неделю. Но бывает, что две-три недели уходит на подбор темы, обсуждение подходящих кейсов, подготовку черновика — мы в данном случае авторов не торопим: в конце концов, это не основная их работа, и на нее не всегда удается найти время. Если же с текстом помогает редакция, то после согласования темы мы договариваемся о звонке, на нем обсуждаем с экспертом содержание будущей статьи — на это обычно хватает часа. По мере подготовки материала выяснилось, что от эксперта нужны уточнения? Проводим еще один, более короткий созвон или собираем комментарии в текстовом виде. В таком формате от первого звонка до готовой статьи проходит минимум пара недель.
Вне зависимости от того, как готовится материал, задача редакции — убедиться, что в нем достаточно деталей, интересных подробностей, пользы для читателя. Такие моменты мы обсуждаем с авторами: объясняем им нашу точку зрения, показываем, почему тот или иной подраздел надо дополнить, чего не хватает. Иногда автор долго работает в определенной сфере, и для него какие-то вещи становятся самоочевидными —, а для более широкой, пусть даже подкованной в ИТ аудитории, это не так.
В таких случаях задача редактора — показать, где не хватает логических связок, объяснить, почему они нужны, что автор пропускает, как несущественное. Порой эксперт оценивает свои заслуги слишком скромно: для него какая-то задача уже давно стала рутиной, он не видит в проделанной работе чего-то выдающегося. Тогда как на самом деле речь идет о масштабном проекте и серьезном опыте. В этом случае приходится задавать много наводящих вопросов, пояснять, что эти знания — далеко не очевидная вещь, и об этом стоит рассказать подробнее.
Правда, для того чтобы начать готовить материал, необязательно быть супер-экспертом и много лет работать в выбранном направлении. Мы рассматриваем и материалы джунов — если человек в чем-то разобрался, разложил по полочкам, увидел, как можно улучшить те материалы, на которых он учился сам, и готов этим поделиться, мы поможем опубликовать статью в категории Easy.
Вот еще пара рекомендаций для тех, кто хочет писать для медиа — на основе нашего опыта работы:
Старайтесь выдерживать баланс между продвижением и пользой для читателя. Бывает, что авторы увлекаются описанием того, как хорошо у них все получилось — в этом случае наши редакторы обязательно попросят дописать, что именно вы делали, чтобы стало хорошо.
Подумайте о новой площадке, если вы уже ведете блог где-то еще. Обычно авторы, имеющие опыт написания материалов, лучше понимают, что интересно аудитории, как связать историю в информативный текст. В таком случае время от идеи до публикации может быть минимальным. Кстати, примерно треть наших авторов — опытные хабрапользователи, и почти вся наша аудитория читает и вАЙТИ, и Хабр.
Если вы вообще ни разу не писали тексты, но хотели бы сделать статью — просто свяжитесь с редакцией. Она поможет сформулировать тему, при необходимости, наши авторы сами подготовят материал на основе вашей фактуры. Это может быть намного продуктивнее, чем писать и переписывать «в стол».
Если вам кажется, что вы тот самый эксперт, для которого все уже слишком очевидно, и поэтому ваш текст может быть непонятен условному «миддлу» — покажите материал кому-то из коллег. Или сразу нам, мы поможем определить, где не хватает логических связок или выводов.
Если в вашей компании принято, чтобы все материалы проходили проверку PR-отдела (PR-агентства) или «безопасников», лучше согласуйте с ними тему заранее. Это поможет вам сэкономить время и силы и не браться за темы, которые находятся под NDA.
Прямо сейчас мы готовим к выходу несколько материалов: например, о том, как повысить эффективность защиты данных при аутентификации пользователя по биометрии; какие альтернативы графическим процессорам NVidia можно использовать для решения задач машинного обучения; как джуну работать с легаси-кодом на своем первом проекте.
P.S. Также для нашего медиа мы запустили свой телеграм-канал.