Как мы вдвоем делаем аналог редактора презентаций PowerPoint, программируя по вечерам после работы и на выходных

С 2013 по 2019 год мы с товарищем занимались созданием сайтов на заказ. Делали сайты и дизайн, выигрывали рейтинги и конкурсы в различных номинациях. За это время у нас не получилось построить сверх прибыльный и масштабируемый бизнес. Одна из причин, это конкуренция. Около 2000 студий, агентств и огромное количество фрилансеров. Чтобы получить хорошего клиента в портфолио, нам приходилось демпинговать в коммерческих предложениях, потом делать проект себе в убыток, так как не закладывали в стоимость риски. В итоге проект, который планировалось сделать за 4 месяца, делался в лучшем случае за 5 месяцев.

Слайд с наградами из нашего коммерческого предложения.Слайд с наградами из нашего коммерческого предложения.

Много ошибок было сделано за этот период ведения бизнеса, но это тема для отдельной статьи. Денег зарабатывали мало, хватало на маркетинг, заработную плату нам и бухгалтеру, оплату коворкинга и налогов.

Спустя 6 лет работы в заказной разработке, мы решили уйти из этого бизнеса. Было сложно принять это решение, было тяжело признаться себе, что у тебя не получилось и ты не смог, ведь кажется, что еще чуть-чуть и удача повернется к тебе лицом. Особенно тяжело дается решение, когда это твой первый бизнес и относишься к нему, как к своему детищу. Чтобы не погибнуть, нужно сбросить груз, который тянет на дно. Впоследствии я ни разу не пожалел об этом решении. Нужно было это делать еще раньше.

В будущем, мы хотели разрабатывать сервис, быть продуктовой командой. В течение нескольких лет, мы собирали идеи для запуска стартапа. Хотели сделать, что-то действительно масштабное и смелое. После обсуждения перспектив накопленных идей остановились на редакторе презентаций. Улучшенной копии PowerPoint, с удобным интерфейсом, без избыточного функционала, который позволял бы пользователю быстро создавать презентацию.

В 2020 году закрыли студию, продолжая работать с текущими клиентами, стараясь передать их надежным коллегам по рынку и начали вдвоем делать редактор презентаций по вечерам и на выходных в свободное время. Позднее взяли в найм одного разработчика, так как на было много задач и нужно было программировать ядро редактора презентаций.

Первый запуск

Через год, в 2021 году, выпустили первый релиз редактора презентаций SlideLab. Решили протестировать в нескольких странах и запустили Google Ads на небольшие бюджеты в Италии, Японии и США. Через 3 недели, после запуска рекламной кампании, занялись анализом презентации, которые пользователи делали в нашем редакторе. В основном это были презентации сделанные учителями, преподавателями, школьниками, студентами и стримерами. На школьных форумах и сайтах учителя и школьники размещали ссылки на свои презентации с нашего сервиса. Другая часть клиентов преимущественно из США, делали вместо презентаций, фотоальбомы с фотографиями, возможно пользователи путали наш сервис с другим.

Мы понимали, что надо развивать продукт дальше, так как видели потребность в продукте, но возникла одна проблема, с которой ничего не смогли сделать. Закончились деньги, благодаря которым, наша команда жила и разрабатывала продукт. Ничего не оставалось, как пойти в найм, а в свободное от работы время заниматься продуктом. Мы устроились на работу в разные продуктовые компании. Решили, что так будет лучше, заодно посмотрим, как работают и развивают свои сервисы состоявшиеся компании, это будет положительный опыт, так как никто из нас раньше не работал в продуктовых компаниях.

Один в поле не воин

По вечерам и выходным у меня было свободное время, чтобы заниматься проектом. У друга так не получалось. Видел, как было тяжело ему заниматься проектом. Через 6 месяцев состоялся разговор. Друг сказал, что перегорел, не верит в успех проекта, у него не хватает времени и хочет выйти из проекта. На мой взгляд, скорее всего в процессе работы над продуктом, друг увидел прогресс конкурентов и появившиеся новые продукты, над которыми работают большие команды с финансированием и сильной командой. А мы пытаемся сдвинуть вдвоем с места железнодорожный грузовой состав.

Так я остался один с сырым MVP (англ. minimum viable product — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) большого проекта. Тогда, я и почувствовал, какой огромный проект и сколько требует ресурсов, как давит на меня всей своей массой. На тот момент у меня возникали сильные переживания, что остался один. Не понимал что делать дальше Где найти надежного и сильного разработчика, который сразу погрузиться в проект и начнет над ним работать. Чтобы человек не перегорел, через несколько месяцев работы. Как мотивировать? Чем оплачивать работу? Денег у меня нет. Понимал, что нужен новый надежный партнер, которого можно было бы пригласить в проект на равных условиях. Я познакомился с таким человеком на текущей работе, который заинтересовался проектом и готов был даже заниматься проектом ради удовольствия и опыта. Но в итоге, мы стали равноправными партнерами сервиса SlideLab. Перед тем, как продолжить работу над проектом, нужно было провести работу над ошибками и спланировать работы.

Рефлексия и анализ

Когда я остался один на проекте, у меня было много времени подумать, что произошло и почему так получилось с первым партнером. Как не допустить такие же ошибки и не сгореть на этом проекте? Удалось выделить следующие ошибки.

Лишний функционал

Потратили много времени на запуск MVP. Сразу делали и веб-версию и desktop offline приложение, которые можно было бы установить на все популярные операционные системы. Пытались охватить сразу все и для всех. Много времени уходило на поддержку всех устройств, тестирование и правку багов. Размывали свой труд и время на ненужный на начальном этапе функционале.

Перфекционизм

Вылизывали продукт до идеала. Детально прорабатывали каждую часть функционала, тратили много времени на причесывание. Подбирали шрифты и обсуждали UI по несколько недель. В моменте доходило до того, что казалось уже надо переделывать дизайн, так как он старый и не современный. В общем, перфекционизм — это болезнь, которую необходимо лечить. Для запуска MVP не нужна детальная проработка, нужно делать быстро и функционально.

Без маркетинга

Не делал маркетинг, не думали о нем и не хотели им заниматься, откладывая на потом, так как никто из нас не умеет заниматься маркетингом и этому нужно учиться. Как разработчикам, нам нравится программировать, создавать новое. Это комфортная среда для нас и в процессе создания, кажется, что мы двигаемся вперед. На самом деле мы никуда не двигаемся в окружающем мире, о продукте никто не знает и мы никому не рассказывали, над чем работаем. Не думали о продвижении, SEO, маркетинге и первых пользователях. Мы просто сидели в темном, сыром углу и писали код.

Отсутствие позиционирования

Не выделили преимущества над конкурентами. Единственным своим преимуществом, считали современный дизайн редактора и его удобство. Это все субъективно и спорно. Слепо делали все возможные фитчи и функционал, не понимали нужен ли он нам на данном этапе или нет. Пытались повторить удачный функционал от конкурентов, чтобы не быть хуже. В итоге это все вылилось в потраченное время и ненужный функционал на данном этапе жизни проекта. Не определились с клиентами и аудиторией. Думали, что наша аудитория — это все люди на Земле, которые делают презентации. Оказалось, что это не так. Для тех, кто делает отчеты, нужен удобный функционал для работы с графиками, таблицами, гистограммами. Для менеджеров, необходима командная работа над презентацией. Государственному учреждению, необходимо, чтобы выгружать можно было в PPTX формат и данные хранились на их серверах. У каждой группы пользователей, свои требования к продукту и функционалу. Без четкого понимания для кого мы делаем продукт, мы не могли сфокусировать на задачах и целях, которые нужно было делать в первую очередь.

Второй запуск

Чтобы подготовить проект ко второму релизу, нам необходимо было провести работу над ошибками.

  • Пересмотрели уже реализованный функционал. Выбросили ненужный и тяжелый, который не дает преимуществ, но отнимают много сил и времени на поддержку и доработку.

  • Убрали бажный функционал из проекта, который требует долгих доработок и тестирования.

  • Перебрали список задач, который остался не реализованным и список идей. Какие-то идеи отложили в долгий ящик, а некоторые взяли в работу, так как их можно быстро реализовать и получить хороший результат.

  • Перебрали баговые тикеты и определили критичные, которые необходимо устранить в первую очередь, чтобы проект не выглядел сырым.

  • Подумали над тем, кто наша аудитория и позиционированием. Наша аудитория — это школьники, студенты, преподаватели. Исходя из этого, мы начали формировать список задач и идеи, которые будут полезны пользователям.

  • Маркетинг и продвижение. Стараемся регулярно публиковать статьи, связанные с сервисом SlideLab.

  • SEO. Занимаемся внутренней поисковой оптимизацией.

  • Сделали баговый Telegram-канал, куда пользователи могут приходить с проблемами или багами, чтобы мы могли оперативно устранить баг.

В сентябре 2022 мы сделали второй запуск редактора презентаций SlideLab. Пока мы готовили продукт к перезапуску, произошло много событий в мире. Сервис для создания презентаций Canva стал недоступен для пользователей из России. В свою очередь, Microsoft продолжает приостанавливать все новые продажи продуктов и услуг в России. Одним таким продуктом является и пакет офисных программ Office, куда входит Microsoft PowerPoint для работы с презентациями. Часто поднимается вопрос о будущем Google сервисов, в их числе и Google Slides. Наш продукт может подойти для импортозамещения офисных программ для создания презентаций в средних образовательных и высших учебных заведениях.

Что нового?

Сделали каталог публичных презентаций «Банк презентаций». Это презентации сделанные пользователями, которыми они поделились со всеми другими пользователями. Можно скопировать готовую презентацию себе в личный кабинет, отредактировать ее под свои требования и получить за несколько минут готовую презентацию. Это может быть очень полезным, если надо сделать презентацию по учебе по конкретной теме.

Добавили возможность встраивать презентацию, сделанную в редакторе SlideLab на другие сайты и страницы. Так теперь можно вставлять свои презентации в статьи или блоги.

Редактор презентаций SlideLab. Функционал встраивания презентации на сторонний ресурс.Редактор презентаций SlideLab. Функционал встраивания презентации на сторонний ресурс.

Сделали выгрузку презентации в PDF. Временно убрали загрузку и выгрузку в PPTX, так как функционал оказался сырой и не протестирован до конца, с ним было много багов. Решили отложить в долгий ящик, когда будут свободные ресурсы.

Редактор презентаций SlideLab. Выгрузка презентации в PDF формат.Редактор презентаций SlideLab. Выгрузка презентации в PDF формат.

Подведем итоги

Работая в найме, можно создавать и запускать собственные проекты. Чтобы ни случилось, не опускайте руки и верьте в свои проекты, даже если близкие люди перестают верить в ваш проект. Возьмите паузу, взгляните на проект под другим углом, займитесь анализом и исправлением ошибок. Важно уметь признавать ошибки и не бояться исправлять их. Ищите единомышленников и партнеров среди коллег. Общайтесь с коллегами, делитесь идеями, развивайте навыки общения. Старайтесь общаться с коллегами на различные темы, не только по рабочим моментам, так вы лучше узнаете друг друга.

Выходит, что вдвоем можно сделать аналог PowerPoint. В нашем случае, это PowerPoint на минималках и вытекает уже в другой продукт, банк готовых презентаций с редактором. Основная ценность остается — это редактор, с помощью которого можно делать презентации.

Вы можете использовать SlideLab совершено бесплатно. Мы вкладываем в него свои ресурсы и личное время, поэтому будем очень признательны, если вы дадите нам свою обратную связь. Если вы нашли баг или ошибку, напишите нам в баговый Telegram-канал.

Мой Telegram-канал, где я делюсь идеями и процессом работы над сервисом.

Спасибо.

© Habrahabr.ru