Как мы обеспечивали связь в самых больших аэропортах
Точка встречи сотового оператора с роуминговыми и домашними абонентамиВ России 6 узловых аэропортов выделяются на фоне остальных. Долгие годы эта шестёрка преобладает в рейтинге самых загруженных аэропортов нашей страны. Большая часть авиаперевозок пассажиров приходится именно на них. Они концентрируют в себе порядка 70% общего трафика пассажиропотока. Это: Домодедово (33,04 млн. пас. в год), Шереметьево (31,57 млн. пас. в год), Пулково (14,26 млн. пас. в год), Внуково (12,73 млн. пас. в год), Кольцово (4,53 млн. пас. в год) и Толмачёво (3,96 млн. пас. в год).
Географическое расположение крупнейших аэропортов России
В этих узловых аэропортах мы провели модернизацию мобильной сети. Я отвечал за техническую и информационную части этого проекта.
Специфика аэропортовМобильная связь в аэропортах нужна, чтобы не потеряться в многочисленных людских потоках в терминалах, иметь возможность поговорить с родными и близкими или обсудить с коллегами дела по работе, а также читать посты в интернете, выкладывать видеоотчёты в соцсетях, смотреть фильмы, качать фотографии, слушать музыку и радио, играть в он-лайн игры в часы ожидания рейса.Характерной особенностью самых крупных аэропортов является то, что мобильный трафик здесь постоянно растет, развивается, а значит, этот вопрос находится в зоне нашего внимания. В указанных выше шести самых больших аэропортах наблюдается существенный пассажиропоток, который во многом связан с численностью населения городов, где они находятся. Москва — население 12,1 млн. человек, Санкт-Петербург — население 5,1 млн. человек, Екатеринбург — население 1,4 млн. человек, и Новосибирск — население 1,5 млн. человек. Кроме того, такие аэропорты являются узловыми, концентрирующими в себе трафик пассажиропотока. Находясь на достаточном удалении друг от друга, они формируют международное и внутреннее авиатранспортное сообщение макрорегионов нашей страны.
Узловые аэропорты — это особые аэропорты, выполняющие стыковку и пересадку транзитных пассажиров между авиарейсами из других аэропортов. Эти транспортные узлы получили в отрасли общественного транспорта ещё одно, более короткое название — хабы. Расписание вылетов и прилётов в хабах, как правило, тщательно подобрано авиакомпаниями с целью минимизации времени ожидания рейсов пассажирами.
Самый быстрый способ найти родных и близких на просторах аэропорта
Справедливости ради стоит отметить, что трафик пассажиропотока формируется не столько аэропортами, они лишь обслуживают и поддерживают его, сколько авиакомпаниями, стыкующими свои рейсы в воздушных гаванях. Вопрос «приземления» пассажирского трафика в том или ином аэропорте — это всегда непростой диалог аэропортов и авиакомпаний, так как «заманить» авиаперевозчиков в ту или иную воздушную гавань бывает очень не просто и необходимо договариваться о взаимных преференциях. Именно авиакомпании формируют пассажиропотоки, и от них зависит наполняемость аэропортов пассажирами.
В последнее время у нас в стране стал развиваться децентрализованный принцип распределения нагрузки на маршрутных сетях региональных аэропортов. Путем введения различных регуляторных мер по субсидированию авиаперевозок ситуация в сегменте региональных поездок пассажиров видоизменилась. Трафик пассажиропотока стал перераспределяться и закрепляться в менее крупных региональных аэропортах, что только способствует уверенному развитию этого вида общественного транспорта в нашей стране в целом. За последние десять лет транспортной отраслью была проделана большая работа по модернизации и совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней. Во всю растёт региональная маршрутная сеть, раскатываются новые направления, появляются современные пассажирские терминалы, расширяются ёмкости материально-технической базы, увеличивается интенсивность полетов, что только открывает новые горизонты для развития российских аэропортов.
Особенность проводимой в последнее время модернизации узловыми аэропортами заключается в том, что пассажирские терминалы в них стали разрастаться и объединяться в единые аэровокзальные комплексы. Делается это для того, чтобы в ключевых аэропортах развивалась полноценная инфраструктура хаба, и пассажиропоток беспрепятственно циркулировал между терминалами при пересадке транзитных пассажиров на стыковочных рейсах. Ожидается, что так будут экономиться ресурсы и время между рейсами авиакомпаний, когда их плотность возрастёт подобно крупнейшим хабам мирового уровня.
Будничная суета пассажиров в ожидании регистрации на рейс в зоне аэровокзала
Практически во всех ключевых аэропортах страны, вслед за ростом пассажиропотока начал прирастать трафик и на наших мобильных сетях, как от домашних, так и от роуминговых абонентов. И что особенно характерно — существенно увеличился трафик мобильной передачи данных. Пассажиропоток в хабах создаёт достаточно большую нагрузку на мобильную сеть. Нам необходимо было реагировать на эти изменения в транспортной отрасли, а значит успевать модернизировать и усиливать наше покрытие в узловых аэропортах для обеспечения пассажиров технологиями связи 4G/3G/2G. Так постепенно темы строительства мобильных сетей и увеличения пассажиропотоков в аэропортах тесно переплелись у нас в компании между собой, и все активности, идущие на стыке этих двух направлений, выделились в проект.
Планирование покрытия Разница малых региональных аэропортов в сравнении с крупными узловыми состоит в том, что мобильная связь для покрытия небольших зданий терминалов у нас обеспечивается стандартными уличными методами. Оборудование базовых станций устанавливается в малых региональных аэропортах на близлежащих технических зданиях или даже гостиницах, создавая, тем самым, внешнее покрытие снаружи и захватывая ещё и зоны парковки перед терминалами, и взлётно-посадочные полосы за терминалами. Иногда, для повышения ёмкости сети, для региональных аэропортов у нас строились на улице ещё и вторые станции. Всё достаточно стандартно, как с городскими позициями. Но для крупных узловых аэропортов подобные типовые методы не работали.Обеспечение комфорта пассажира — важнейшие сервисные задачи аэропорта и сотового оператора
Ещё во времена сетей 2G, у нас уже существовало в узловых аэропортах внешнее уличное покрытие, подобно остальным региональным аэропортам, и этого хватало для предоставления сервиса голосовых вызовов. Затем появились технологии 3G, и мы добавили на уличных позициях вокруг хабов базовые стации 3G. Однако если рядом с пассажирскими терминалами этих аэропортов можно было во всю пользоваться сервисом интернета 3G, то вот в самих зданиях абонентских скоростей явно не хватало. Скорости интернета в глубине больших терминалов существенно «проседали», а смартфоны и планшеты часто «вываливались» в 2G сеть и там и оставались. А затем в нашу жизнь ворвались мобильные технологии 4G, и уличного покрытия 4G в ключевых терминалах хабов стало почти «не видно».
Увы, последние тенденции архитектуры хай-тека в узловых аэропортах внесли свой «вклад» в специфику конструкций: стало слишком много железа. Сигнал 4G пробивался плохо. Связано это с тем, что с повышением несущих частот обычно проникающая способность сигналов мобильной связи пропорционально уменьшается. Поэтому нужно было делать внутреннее покрытие терминалов.
Ожидание пересадки за мобильным интернетом
Обычно для выполнения подобных задач усиления покрытия в зданиях устанавливается либо радиорепитер, ретранслирующий сигнал уличной базовой станции, либо микро базовая станция, либо фемтоточка доступа. Но в нашем случае с хабами:
радиорепитер не покрыл бы большие площади этажей крупных терминалов, у микро базовой станции не хватило бы мощности и необходимого количества используемых антенн, несколько фемтосот пришлось бы объединять в общую систему со своими особенностями, и всё равно их ёмкости не хватило бы для большого количества абонентов, так как это нишевое решение, используемое для небольших офисов. Для выполнения нашего проекта обеспечения мобильной связи в узловых аэропортах был выбран вариант на основе строительства в терминалах дополнительной позиции с установкой внутренней базовой станции и распределённой антенной системы. Цель состояла в том, чтобы максимально охватить мобильной связью все этажи и переходы терминалов хабов, и прежде всего зоны аэровокзалов, международных и внутренних авиалиний. Исход выбора был связан с внутренней антенной, и её суть состоит в следующем.Распределённая антенная система — это высокочастотная система, основанная на принципе равномерного «раскатывания» мощности базовой станции по всем этажам здания объекта. Главное в такой антенне — это не потерять ни одного децибела мощности на всех диапазонах частот технологий 4G/3G/2G. Сама распределённая антенная система состоит из «тысячи» маломощных всенаправленных (реже панельных) антенн и напоминает «гирлянду» на ёлке, которую нужно бережно и заботливо развесить по этажам здания так, чтобы от всех этих хитросплетений фидеров, делителей мощности и излучателей было кругом равномерное «освещение».
Схема использования распределённой антенной системы на примере бизнес-центра
Однако сами «гирлянды» для создания внутреннего покрытия на объектах тоже могут применяться разные. Они характерно делятся на два типа: пассивные и активные. И так как в узловых аэропортах в различных пассажирских терминалах мы применили оба типа, стоит немного охарактеризовать эти системы и показать наш опыт их использования.
1. Пассивная распределённая антенная система — это система на основе коаксиального высокочастотного кабеля (фидера), делителей мощности, направленных ответвителей, и маломощных всенаправленных антенн. Антенная система обладает более высокими потерями мощности в кабеле, чем у активных систем. Есть риск, что на большом объекте антенны может «не хватить» на всё здание при поэтажной разводке «ветвей» пассивной системы. Любые переделки достаточно сложны, а при отказах «ветвей» тяжелее находить источник потери мощности сигнала. Пассивную антенную систему довольно непросто наращивать в случае дальнейшего расширения объекта. Сам монтаж фидерных трасс трудоёмок и занимает много времени, а это не всегда удобно. Однако это техническое решение значительно дешевле активных систем, и часто для создания внутреннего покрытия бывает достаточным. Кроме того, пассивная антенная система легче эксплуатируется и мониторится через оборудование основных производителей базовых станций.
2. Активная распределённая антенная система — это система, состоящая из активных разнесённых радиомодулей, установленных в антенно-фидерном тракте, основной задачей которых является создание дополнительного усиления сигнала базовой станции. Эти усиливающие радиомодули также ещё называются репитерами активной системы. Головной блок системы устанавливается в аппаратной рядом с базовой станцией. Он преобразует радиоизлучение от базовой станции в оптический сигнал и передает его на удаленные радиомодули системы, которые, в свою очередь, преобразуют его обратно в радиоизлучение и по коаксиальным кабелям выводят на антенны. Такие антенные системы проще проектировать, легко настраивать и расширять, а промежуточные участки из оптических кабелей не накладывают ограничение на распространение сигнала внутри здания. Кроме того оптический кабель тоньше коаксиального, и его проще укладывать при монтаже. А благодаря тому, что усиливающие элементы системы являются активными, сравнительно легко можно находить и локализовывать поломки в «ветвях» антенной системы. Активная система, как правило, обладает собственной системой мониторинга своих «ветвей». Она также хорошо наращиваема и в случае дальнейшего расширения системы по зданию. В общем, преимуществ много. Но есть и существенный недостаток — это очень высокая цена. Поэтому на больших объектах у нас иногда используются антенные системы смешанного типа, где в архитектуру активной антенной системы подвешиваются «ветви» из пассивных коаксиальных участков.
Аппаратная в Домодедово (слева направо): базовая станция 3G/2G, стойка с шестью совмещёнными активными головными блоками 3G/2G (2100/1800 МГц), и стойка с четыремя активными головными блоками 4G (2600 МГц)
Важное дополнительное преимущество активной системы заключается в том, что она может быть легко использована при реализации мультиоператорского решения, так как изначально строится на принципе «одна антенна на всех». За счёт использования в головном блоке на входе системы сумматора высокочастотных сигналов от нескольких базовых станций, к антенне могут подключаться сразу несколько сотовых операторов. Такая реализация технического решения позволяет не использовать на одном объекте большого количества одинакового оборудования нескольких операторов.
Таким образом, при проектировании внутреннего покрытия в терминалах узловых аэропортов использовались распределённые антенные системы, как пассивные, так и активные. Как отмечалось выше, все остальные технические решения для хабов могли не дать нам желаемого результата по ёмкости и по покрытию. Если уж браться за стройку хорошего внутреннего покрытия, то его сразу надо делать на высоком уровне.
В результате, предусмотрев в проекте практически всё, что было можно, мы перешли к строительству. О том, как мы развёртывали в хабах эти «недетские» конструкции и пойдёт речь далее.
Строительство и настройка Говоря о реализации внутреннего покрытия в хабах нельзя не отметить, что в каждом конкретном терминале у нас наблюдались свои индивидуальные особенности с монтажом антенно-фидерных систем и с интеграцией базовых станций. Ведь строительство внутренней связи на таких транспортных предприятиях является делом не поточным, а эксклюзивным. Но в рассматриваемых узловых аэропортах были и схожие моменты, и о них пойдёт речь далее. Так, мы везде наблюдали в хабах одни и те же характерные признаки, связанные, в основном, с пунктуальностью требований аэропортов. Проведение монтажа с нашими подрядчиками необходимо было согласовывалось, кроме инженерных служб аэропортов, с представителями силовых структур: с пограничниками, с таможенниками, с ФСБ и с МВД. Все эти согласования накладывали свой отпечаток на скорость развёртывания наших распределённых антенных систем.Фрагмент планировки распределённой антенной системы одного из этажей терминала D в Шереметьево
Судите сами. Терминалы хабов находились в коммерческой эксплуатации и сравнительно плотно «набивались» пассажирами, поэтому о развитии по-настоящему «стахановских» строек мобильной связи можно было даже и не мечтать. Так в одном из больших терминалов аэропорт давал нам временные «окна» для монтажа элементов антенной системы всего на 4 часа в сутки, с часа ночи до пяти утра, когда пассажиров в терминале было меньше чем днём. За это время нужно было успеть разложиться с комплектующими и инструментами, провести монтаж очередного участка кабельной трассы, протестироваться, а затем сложиться, убраться, и… «испариться». По факту, из-за подготовительных операций, на чистый монтаж антенной системы выходило ещё меньше времени, что только затягивало наше продвижение. Но таков существовал порядок дел в этих режимных объектах, а мы старались максимально следовать ему, веря, что в один прекрасный день мы нарядим «гирляндами» все этажи терминалов.
Оборудование внутренних базовых станций 4G/3G/2G мы устанавливали в технических помещениях, специально выделенных нам аэропортами, и переоборудованных в аппаратные. Как правило, аэропорты предоставляли операторам общие помещения для телеком-оборудования, поэтому мы все так вместе и «живём» на объектах. К счастью с электропитанием в аппаратных для базовых станций проблем не возникало.
Физические ограничения на реализацию антенных систем накладывали сами здания. Нам приходилось заранее и очень тщательно согласовывать с аэропортами возможные места прокладки фидерных трасс, чтобы не нарушать внутренней отделки интерьеров терминалов. Высокочастотные кабели мы прокладывали по всем этажам терминалов так, чтобы их было почти незаметно для глаз пассажиров. Говоря об оконечных внутренних антеннах, то мы их тоже «развешивали» по принципу «не испортить» собственного облика терминалов. Установленные в зданиях они сейчас практически не видны нигде, так как максимально спрятаны с глаз по требованию аэропортов.
Пример внутренней всенаправленной антенны на объекте торгового центра
Подготовка каналов связи для базовых станций в аэропортах прошла у нас в основном без каких-либо непреодолимых трудностей. Для всех внутренних станций были проложены либо собственные волоконно-оптические линии связи, либо арендованы аэропортовые линии. Ширины полосы каналов для интернет-сервисов хватит всем. А в случае дальнейшего роста пакетной нагрузки на мобильную сеть эти каналы могут быть расширены — запас предусмотрен.
Для создания «бесшовного» покрытия внутри и снаружи терминалов мы сконфигурировали переходы между внутренними и уличными секторами базовых станций, и запустили построенные сети 4G/3G/2G в эфир. Ещё требовалось провести измерения реализованного покрытия под абонентским трафиком. Важно было сделать оценку, что у нас получилось с внутренним покрытием для всех технологий, что происходит с непрерывностью голосового сервиса абонентов, и каковы получились скорости мобильной передачи данных. Интересовали все места аэропортов, где проводят время пассажиры — как зоны аэровокзалов, так и зоны внутренних и международных авиалиний. Для этого были организованы измерительные работы, которые предварительно согласовывались со службами безопасности аэропортов. Получив согласования, в различные зоны терминалов мы заходили уже «с сопровождением».
Выполнение внутренних измерений в больших зданиях имеет свою специфику. В отличие от измерений уличного покрытия мобильной сети, которые выполняются сидя в автомобиле или в поезде за ноутбуком в руках, измерения внутри зданий более трудоёмки и выполняются «ногами». В терминалах мы экипировались только самым необходимым измерительным оборудованием и, чтобы не смущать пассажиров авиарейсов и работников аэропортов, шаг за шагом, этаж за этажом, час за часом, для сбора бесценной информации с рюкзаками с оборудованием за спиной мы обходили все зоны и переходы в зданиях, куда был разрешён доступ.
Характерная особенность измерений внутри терминалов заключалась в том, что характеристики радиопокрытия регистрировались на картах не с помощью GPS приёмников. Увы, привязаться к GPS возможно только на уличных измерениях, а в зданиях из-за металлоконструкций спутниковый сигнал поймать почти не возможно. Приходилось заранее разыскивать планировки интересующих терминалов аэропортов, и «привязывать» измерения по месту. А иногда не удавалось найти никаких планов терминалов, и тогда приходилось прямо на объектах фотографировать измерительными смартфонами планы пожарной эвакуации, «накладывать» фото на экраны «измериловки» в качестве карты передвижений, и таким образом «привязывать» измерения к точкам покрытия в здании. Не самый удобный способ с точки зрения дальнейшей обработки результатов измерений, но на режимных объектах часто это лучшее, что можно было изобрести в отсутствии GPS.
Результаты измерений внутреннего покрытия сети 4G в терминале А во Внуково
Измерения в проекте выявили незначительные расхождения параметров внутреннего покрытия. Так, в одном из аэропортов выяснилось, что у нас через окна очень сильно «пробивались» секторы уличной базовой станции вглубь терминала, занижая абонентам ослабленным сигналом скорости интернета 4G/3G. Пришлось для устранения «перезасветов» корректировать уличное покрытие секторов, «загибая» антенны внешней базовой станции так, чтобы внутри терминала смартфоны и планшетники абонентов уверенно «пересаживались» на внутреннюю сеть. Настройка невидимой «грани» мобильных переходов между уличными и внутренними секторами — это всегда работа тонкая и творческая.
По результатам проведённых строительных работ можно было констатировать, что разработанные планировки для внутренних позиций в ключевых терминалах аэропортов нас не подвели. Нам пришлось только немного где-то подтянуть параметры мощности или расширить линии связи, кое-что соптимизировать на сети по покрытию или по ёмкости, но в целом, что задумывалось реализовать в ключевых терминалах, то и было достигнуто.
Результаты О полученных результатах в каждом аэропорте теперь можно рассказать отдельно.Аэропорт Домодедово (г. Москва). Это первый аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Домодедово представляет собой единый пассажирский терминал, разделённый внутри на секции.
Домодедово, общий единый терминал (г. Москва)
Домодедово является крупнейшим аэропортом в России и в Восточной Европе по объему пассажирских перевозок. Полеты из Домодедово выполняются по 229 направлениям, 85 из которых являются уникальными для московского авиаузла. Аэропорт является одним из двух «рекордсменов» в нашей стране, который запланировал строительство третьей взлетно-посадочной полосы и приступил к подготовительным операциям.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 6 базовых станций. Учитывая большую площадь, занимаемую единым пассажирским терминалом, который состоит из аэровокзала и двух огромных галерей внутренних и международных авиалиний, для обеспечения внутреннего покрытия мы выбрали активную антенную систему. В Домодедово запущены в эфир все мобильные технологии 4G/3G/2G. Кроме того, для «засвечивания» уверенным покрытием 4G взлётно-посадочной полосы, мы вывели из здания на улицу и установили на крыше ещё один дополнительный сектор. Говоря о дальнейших планах можно сказать, что если в Домодедово продолжится развитие терминала вширь и будут дальше «расправляться крылья», а всё идёт к этому, то наша антенная система также готова к масштабированию и наращиванию «ветвей» во все стороны.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории единого терминала в Домодедово составила 42,51 Мбит/с.
Аэропорт Шереметьево (г. Москва). Это второй аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Шереметьево представляет собой аэропорт из шести пассажирских терминалов: А (бизнес), В, С, D, E, и F.
Шереметьево, терминал D (г. Москва)
Шереметьево является крупнейшим по площади аэровокзальным комплексом в нашей стране. Его интересная архитектурная особенность заключается в том, что он разделён лётным полем на две независимые части: северная зона (комплекс терминалов A-B-C) и южная зона (комплекс терминалов D-E-F). В планах аэропорта — дальнейшее увеличение пропускной способности воздушной гавани за счёт развития северной терминальной зоны. Для этого аэропортом планируется полностью снести комплекс зданий устаревшего терминала В (предположительно вместе с известной шереметьевкой «рюмкой»), и на их месте заново отстроить современный, ещё более крупный пассажирский терминал. Кроме того, аэропортом планируется построить третью взлётно-посадочную полосу.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 7 базовых станций. Говоря о самих терминалах Шереметьево, можно сказать, что с введением в эксплуатацию нового терминала D в последние время он стал основным в аэропорте, его самой яркой звездой в терминальном «созвездии». Именно с терминала D мы и начали усиливать наше внутреннее покрытие в аэропорте. В этом терминале мы запустили покрытие для всех технологий мобильных сетей 4G/3G/2G, построив внутреннюю базовую станцию и активную антенную систему. На начальном этапе строительства была найдена общность интересов к освоению терминала с другими сотовыми операторами, поэтому распределённую антенную систему мы строили сообща и одновременно. Для усиления уличного покрытия и «засветки» переходной галереи мы вывели в терминале D из здания на крышу ещё один сектор 4G. Помимо этого, мы также запустили в эфир внутреннее покрытие 4G/3G/2G и в соседнем терминале Е. И оно тоже было реализовано на активной антенной системе вместе с другими операторами.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории основного терминала D в Шереметьево составила 26,83 Мбит/с. В терминале Е наша средняя скорость составила 29,14 Мбит/с.
Аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург). Это третий аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Пулково в настоящее время представляет собой аэропорт из трёх пассажирских терминалов: Централизованный, Пулково-1 и Пулково-3 (бизнес).
Пулково, терминалы Централизованный и Пулково-1 (г. Санкт-Петербург)
Аэропорт Пулково по праву называют большими воздушными воротами российской северной столицы. Воздушные линии аэропорта простираются от Атлантики до Тихого и Индийского океанов и охватывают более 100 городов мира. В последние годы аэропорт существенно перестроил свою инфраструктуру, одновременно повысив как качество обслуживания пассажиров, так и качество сопровождения воздушных судов, ведя активную организационную работу под девизом «все флаги в гости будут к нам». А с вводом в эксплуатацию отремонтированного здания терминала Пулково-1, аэропорт Пулково стал крупнейшим в северной Европе. Основным пассажирским зданием в аэропорте является Централизованный терминал.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 4 базовые станции. Внутреннее покрытие в Централизованном терминале мы реализовали вместе с другими операторами. Сеть построена на основе внутренней базовой станции и активной антенной системы. В Централизованном терминале запущено в эфир полноценное покрытие сетей всех диапазонов 4G/3G/2G.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории основного Централизованного терминала в Пулково составила 20,71 Мбит/с.
Аэропорт Внуково (г. Москва). Это четвёртый аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Внуково представляет собой аэропорт из четырех пассажирских терминалов: А, В, D, и Внуково-3 (бизнес).
Внуково, терминал А (г. Москва)
Аэропорт Внуково является третьими аэропортом в Москве, составляя немалую конкуренцию по пассажиропотоку двум ведущим московским аэропортам. Однако это особенный аэропорт. Он знаменит тем, что помимо пассажирских терминалов, в нём также существуют ещё два терминала, имеющих прямое отношение к первым лицам государства. Эти терминалы используются во Внуково для обслуживания спецрейсов высших руководителей страны, а также для встречи официальных лиц и делегаций. Если же говорить о пассажирских терминалах, то среди всех терминалов аэропорта архитектурной «жемчужиной» этой воздушной гавани является крупнейший новый терминал А.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 5 базовых станций. Внутреннее покрытие в основном терминале А мы реализовали вместе с другими операторами. В здании крупнейшего терминала построена внутренняя базовая станция и активная антенная система. В терминале А у нас запущены в эфир все мобильные технологии 4G/3G/2G. Особенность нашей внутренней системы во Внуково заключается в том, что в ней были реализованы активные «ветви» распределённой антенны вместе с небольшим количеством пассивных «ветвей». Это был успешный эксперимент, в результате которого мы сберегли часть средств и одновременно решили вопрос с нехваткой места для размещения в аппаратной всех операторов, так как его катастрофически не хватало.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории основного терминала А во Внуково составила 28,94 Мбит/с.
Аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург). Это пятый аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Кольцово представляет собой пассажирский комплекс из трёх терминалов: А, В, и VIP (бизнес).
Кольцово, терминалы VIP, В и A (г. Екатеринбург)
Кольцово — это современный и быстро развивающийся аэропорт. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний-партнеров связывают аэропорт более чем со 100 городами мира. Своевременная модернизация в Кольцово главных терминалов А и В позволила аэропорту стать сегодня одним из важнейших пересадочных узлов для поездок населения Урала и жителей соседних регионов. В ближайшее время в аэропорте планируется начать новый этап модернизации, по завершении которого ожидается, что Кольцово увеличит свою пропускную способность за счёт переключения на себя большого количества потоков пассажиров, следующих из близлежащих регионов международными рейсами через Москву и Санкт-Петербург.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 2 базовые станции. По результатам анализа объединённых терминалов A и B аэропорта Кольцово, где концентрируется почти весь трафик пассажиропотока, было решено, что для реализации покрытия нам достаточно будет установить внутреннюю базовую станцию с пассивной распределённой антенной системой. На данный момент мы запустили в аэропорте собственное внутреннее покрытие для технологий 3G/2G. Антенная система состоит из ответвителей, делителей мощности и множества всенаправленных антенн, а суммарная длина фидера пассивной системы в объединённых терминалах насчитывает порядка 800 м. В настоящее время рассматривается вопрос о модернизации антенной системы и развёртывании в терминальном комплексе полноценного покрытия 4G.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории комплекса из объединённых терминалов А и В в Кольцово составила 3,92 Мбит/с.
Аэропорт Толмачёво (г. Новосибирск). Это шестой аэропорт в официальном российском рейтинге наиболее загруженных аэропортов по обслуживаемому трафику пассажиропотока. Толмачёво в настоящее время представляет собой аэропорт из двух пассажирских терминалов: А и В.
Толмачёво, Терминалы А и В (г. Новосибирск)
Толмачёво является крупнейшим аэропортом и транзитным узлом Сибири, обслуживающим важнейшие направления между Европой и Азией. Устойчивое развитие аэропорта обуславливает тот факт, что он расположен в центре деловой активности Сибирского региона и концентрирует в себе пассажиропотоки из восточной части нашей страны. По сути, Толмачёво является хабом направления «Восток». Из двух терминалов аэропорта ключевым является обновлённый терминал А. Другой терминал B ещё не перестроился архитектурно, идёт его масштабная модернизация и расширение. В аэропорте планируется построить серединную часть между двумя терминалами А и В, на месте которой сейчас построена переходная галерея. Ожидается, что Толмачёво, как и остальные крупнейшие региональные «собратья», в скором времени станет единым аэровокзальным комплексом из терминалов А и В.
Уличное покрытие в зоне аэропорта у нас обеспечивают 2 базовые станции. По результатам проведённого анализа терминала А было определено, что для усиления покрытия в Толмачёво нам было достаточно установить внутреннюю базовую станцию с пассивной распределённой антенной системой. На данный момент мы запустили в эфир в терминале А собственное внутреннее покрытие сетей 3G/2G. Вопрос расширения в терминале А антенной системы до поддержки технологии 4G проходит в настоящее время стадию анализа. Что касается терминала В, то он продолжает реконструироваться и расширяться. В этих изменяющихся архитектурных условиях говорить о планировании и строительстве в терминале В внутренней распределённой антенной системы 4G/3G/2G пока немного рано.
По итогам строительства и измерений наша средняя скорость передачи данных на территории основного терминала А в Толмачёво составила 5,19 Мбит/с.
Полученный опыт По результатам выполненных нами работ и строительства в узловых аэропортах дополнительного внутреннего покрытия был улучшен мобильный сервис сетей 4G/3G/2G. Мы постарались максимально расширить комфорт для пассажиров во время их пребывания