Как мы корпоративно в Dota 2 [про]играли

Как правило, при словах «корпоративный спорт» в голове сразу же всплывает образ нудной утренней зарядки. Или добровольно-принудительной эстафеты на территории предприятия. Или еще чего похуже. Однако порой дело обстоит совершенно иначе. Кто-то метает винчестеры, например, или организует корпоративный театр. Не совсем спорт, конечно, но тоже очень интересно.

Этой весной команда ispmanager приняла участие в турнире Лиги Чемпионов Бизнеса по Dota 2. Под катом расскажем, как собиралась команда, откуда вообще взялась идея поучаствовать и в чем заключался секрет нашей успешной (нет) игры.

796bf84f8e0f587e4e4889ed38e9e921.png

Очень часто в резюме молодых специалистов, приходящих в ИТ-компании, фигурирует фраза «Я хотел попасть в геймдев, но потом геймдев вышел из России, и…». А в графе «хобби» компьютерные игры — куда более частый гость, чем рыбалка или поездки на оффроад.

Опять же, рано или поздно внутри отделов образуются этакие междусобойчики: люди общаются, встречаются вне работы. Иногда играют по вечерам в любимые игры по сети — Dota 2, CS: GO. Разумеется, говорить о каком-то высоком киберспортивном уровне не приходится. У всех семья, кредиты, дача. Еще и работу нужно успевать делать. Поэтому, если кто-то может тренироваться хотя бы на час-два в неделю больше, он сразу же вырывается вперед.

Видя, что коллеги всерьез интересуются играми, мы решили пойти ва-банк и заявиться в ЛЧБ сразу по двум дисциплинам: CS и Dota 2. Запустили во внутреннем чате голосование. По итогу оказалось, что всем интересна Dota, а желающих пострелять набралось всего 2–3 человека. Что ж, значит, вторая дисциплина автоматом отпадает, два человека погоды не сделают.

Когда список желающих окончательно сформировался, мы приступили к тренировкам и общей квалификации: нам нужны были только самые опытные, умеющие в командную игру и мотивированные ребята. К тому же, сразу на две команды людей не набралось, а для одной — слишком много. Пришлось проредить ряды бойцов.

Несколько раз мы собирались разным составом, играли друг с другом и дружественными командами «извне». Кто-то отсекся сразу — в основном, игроки выходного дня и «анабиозники» — те, кому Dota 2, в целом, интересна… была… года 2 назад.

В итоговом составе у нас было 8 игроков:

*Тренера пришлось привлекать извне — регламент это позволял.

Спустя короткое время выяснилось, что тренироваться нам не очень удобно. У кого-то часовой пояс не совпадал (-5 часов от Иркутска), у кого-то семья требовала внимания. А игроков из отдела техподдержки в силу плавающих смен в принципе было сложно собрать вместе. Поэтому полной командой нам удавалось потренироваться не так уж часто. Иногда отсутствующих подменял тренер, иногда — наши друзья извне. Однако брать на турнир «легионеров» — более сильных игроков, не состоящих в штате компании — было запрещено. «Подсадным» мог быть только тренер. И этой возможностью мы с удовольствием воспользовались. Что, кстати, сыграло нам на руку во время тренировок.

В сухом остатке, после всех отборов, отсевов и притирок, у нас было примерно полторы недели, чтобы окончательно сыграться и выйти на турнир с гордо поднятой головой.

По результатам квалификаций команды делились на две лиги: «Золотая», в которой бились две сильнейшие команды и «Серебряная», куда попали все остальные. Имхо, стоило еще завести песочницу бронзовой лиги для… некоторых команд :)

5407ab8a427098c3ff88b80dc6646cec.png9d73946911c619fc4b2008fb159b1dc7.png

Тренировались каждый свободный день. Кто-то чаще, кто-то реже. Но не менее трех раз в неделю по 3–4 часа каждый раз. 

Роли сначала пытались выбрать естественным образом, но почему-то не получилось.

d5da8e8ab539aec89d884b409399f911.png

В итоге поставили самых сильных на керри и в мид, а остальных попытались распихать по оставшимся местам. В процессе выяснилось, что нашему мидеру и тройке некомфортно стоять и капитан с 4-й позиции перешел сначала на третью, а потом и в мид, а мидер встал на третью.

Для зрителей готовили объяснения и анонсы:

709c5c1ea8a4d775ebb41cbbc211145d.png98df240c7e5656e22b932471438cf2c7.png

Ребята следили и поддерживали нас в корп чатике:

9148b2ddf4b1d760490f878002a7b22c.png

Игра начинается

Наконец, подошло время сыграть по-настоящему. Нас распределили в группу G. Помимо нас в ней оказались:

  • Яндекс;

  • Страховой дом ВСК;

  • Лига ставок;

  • КРОК;

  • Оператор кофеен и ресторанов AmRest (наверняка вам знакомы ее бренды: KFC, Pizza Hut, Burger King, Starbucks).

Казалось бы, что могут противопоставить нам, крутым айтишникам, ресторанная или страховая компания? Опасения внушали матерый Яндекс и, пожалуй, Лига ставок: Бог его знает, что можно ожидать от лиц, приближенных к спорту. Справедливости ради, мы готовились ко всем противникам. Наш керри — Владимир aka Community Payback готовил аналитику противника перед каждым уикендом, но не всегда нам удавалось эту информацию правильно использовать.

15 апреля мы сразились с командой CROC REARM CROC и доблестно уступили ей со счетом 0:2. Надо сказать, шансов у нас было немного: до начала турнира мы тренировались преимущественно в паблике, а против реальных команды сразились всего 2–3 раза.

Как правило, если мы хотели испытать какую-то новую тактику или расстановку игроков, выходили в паблик и сражались со случайными командами. А когда начинало казаться, что мы играем аки греческие боги, мы выбирали в соперники команду из турнирной сетки. И закономерно получали отборных, сочных…отрезвляющих подзатыльников.

Соответственно, весьма быстро нашу команду отправили на заслуженный отдых до следующего матча.

Каких-то сверхожиданий у нас не было: все прекрасно понимали, что хорошую, сыгранную команду за две недели не собрать. Но все равно было немножко обидно: чувствовалось, что при должном усердии мы могли бы победить.

После игры мы долго и упорно, привлекая знакомых игроков и экспертов, анализировали, что пошло не так. Потратили на это достаточно много времени. И через 5 дней разработчики выкатили большое обновление: увеличили карту на четверть, перебалансировали героев, стоимость предметов. Фактически, всё, что мы тренировали и наигрывали до этого, пошло вдоль по сисадминской бороде.

Представьте: в субботу у нас следующий матч, а в ночь с четверга на пятницу — такие новости. Немного утешало, что на турнире все в одной лодке — таких сюрпризов никто не ожидал. Но нам повезло вдвойне. Один из членов команды пришел на игру сразу со смены и с порога говорит: «Ну что, друзья, рассказывайте, что тут у вас происходит…». Мы рассказали, и человек маленько выпал в осадок. Но ничего страшного — оставалась надежда, что апдейт сыграет нам на руку и смешает соперникам карты.

Однако шок от обновления все-таки сделал свое дело. Мы настолько не ожидали успеха, что в течение всей игры серверы Discord«а буквально разрывались от наших подколов и смеха. Мы шутили друг над другом, покупали какие-то невероятные артефакты и творили настолько тактически верную дичь, что команда Яндекса лишь через 30 минут поняла, что с нами нужно делать.

Добили до соточки!

Добили до соточки!

Выглядит больно, но было весело

Выглядит больно, но было весело

По итогу мы проявили лучшее качество хорошей команды: стабильность. Yandex Team одолела нас с тем же счетом, что и в прошлый раз — КРОК, 0:2. Но мы были готовы к такому исходу: соперник превосходил нас по рейтингу в 4 раза, поэтому мы изначально пришли «пофаниться».

Следующий по счету матч мы провели с командой Лиги ставок — Ligame. Не будем утомлять вас подробностями — счет вы уже знаете. :)

Уже после турнирной игры мы сходились с Ligame в товарищеских боях — и там смогли взять реванш. Но, как говорится, после катки мышками не машут. По итогам командного разбора полета мы пришли к выводу, что нам не хватило сыгранности, личного скила — и, пожалуй, удачи на поле.

Для всех не-дотеров поясним: Dota 2 — командная игра. И у каждого есть свое место на поле. Кто-то фармит (собирает золото), кто-то лечит и поддерживает полезными предметами, кто-то инициирует драки с противниками. А это разные герои, разные механики игры: от смены парадигмы буквально взрывается мозг. Нашим ребятам пришлось здорово переучиваться, чтобы закрыть все 5 позиций: оказалось, почти все они предпочитали играть на саппорте. Пришлось буквально в боевых условиях, менять игроков местами, чтобы подобрать наиболее выигрышную комбинацию. Больше всех «повезло» нашему капитану, Ave_Ls«у: он успел отметиться чуть ли не на всех позициях по очереди.

29 апреля мы сразились с командой AmRest. На сей раз борьба была равна, боролись два сыгранных коллектива, но…

Да, друзья. Счет снова 0:2. Но теперь уже в нашу пользу — соперник не смог прийти на матч и получил техлуз.

Тогда же, 29 апреля, мы встретились с командой VSK eSports. Нам удалось «размочить счет» и уступить (вопреки обыкновению!) 1:2. Примерно тогда же мы, наконец, нащупали свой стиль игры: быстрый, жесткий, брутальный. «Получили артефакт, нанесли удар по противнику, повторили».

После 5 групповых матчей мы вышли в плей-офф. Нашим следующим соперником оказалась сборная Почтатех. Да, всего лишь с одной победой и тремя фактически выигранными картами –, но это уже был отличный результат для таких новичков, как мы.

Плей-офф

После двух напряженных боев, каждый по 50 минут, мы уступили противнику со счетом 0:2. Да, пожалуй, это было обидно: мы действительно старались и выкладывались на всю, чтобы показать максимум на своих героях. Ни единого шанса на поражение у нас не осталось. Еще один проигрыш — и вся команда «уезжает домой».

Наш следующий соперник, команда Национальной системы платежных карт (НСПК), все-таки смог добить нас. Возможно, из-за замены. Или потому что объективно более сильный соперник. Или же по воле случая. Турнир мы покинули. Но какой ценой! Две игры по часу с лишним каждая, огромное количество урона. Казалось, победа близка…

30742ee7ef799a198565f9e653fcbb0e.png

Не будем скрывать: было и больно, и обидно. Мы очень хотели попасть если и не в тройку лидеров, то как минимум в десятку лучших команд серебряной лиги.

Послесловие

Да, мы ругались. Психовали. Срывали злость на себе и друг на друге. Но неизменно после каждой игры на вопрос «ну как, готовимся к следующей» все отвечали: «ДА!».

У нас были лаги во времени. Из-за того, что большая часть команды работает в техподдержке, 2 через 2, далеко не всегда удавалось собраться вовремя.

После игры, когда на записи мы видели ошибки и просчеты друг друга — и свои собственные — было обидно и горько. Казалось, вот она, победа. Если бы только не тот косяк…

Но…все это общие слова. В некотором роде обезличенные. В заключение статьи дадим участникам команды высказаться без обиняков. 

«На самом деле, это тяжело для меня было. Когда мы начали тренироваться, и у тебя после работы стоит в расписании Дота… Как будто после работы идешь еще на одну работу. И там 2 часа нужно стараться. Не как раньше после работы — сел, по фану побегал, поиграл. Мы прям пыхтели, старались, стратегию разрабатывали. Еще у каждого был очень маленький пул героев, это тоже большая проблема, но мы старались выдать максимум на текущем уровне игры. Уверены, дальше будет лучше

— Ольга aka Оляша, игрок полной поддержки (5)  

«Это был прекрасный опыт, играть против людей со скиллом на порядок выше твоего. Но самое прекрасное — играть в команде пятерых людей, которые слушают и слышат друг друга (хоть и не всегда

© Habrahabr.ru