Как мы исследовали запросы аудитории, чтобы собрать актуальную программу для FrontendConf 2023

Привет, Хабр! На связи программный комитет FrontendConf. Расскажем, как мы составляем программу нашей конференции и боремся за её актуальность — проводим исследования и общаемся с аудиторией.

FrontendConf = доклады + общение + опыт 

Саму конференцию можно сравнить с продуктом, а участников — с пользователями, которые с его помощью достигают своих целей. Конференции — это не только доклады, но и получение опыта, общение с другими разработчиками, возможность завести новые знакомства, пообщаться с сотрудниками крупных компаний. При этом доклады остаются центральной частью мероприятия, причиной посетить именно эту конференцию и источником новых знаний.

2ba0a3de782a592d75da13d2aba267c8.jpg

В программном комитете FrontendConf собрались опытные специалисты, которые давно работают в индустрии и собирают программы больше 7 лет. Это позволяет нам составлять программу, чётко ориентируясь на запросы аудитории. Мы совместными усилиями стараемся подбирать максимально близкие и интересные для аудитории темы и доклады.

Конечно, из-за длительного погружения в контекст взгляд может замылиться. Чтобы выяснить, где проходит граница между реалиями рынка и нашим субъективным взглядом, и собрать действительно актуальную программу, мы подошли к задаче фундаментально. 

Нашей целью было — собрать список актуальных тем, интересных и бизнесу, и разработчикам. Выявить боли, которые мешают бизнесам развиваться, узнать, где компании испытывают проблемы, а разработчики видят точки роста.

Чтобы всё это выяснить, мы провели исследование в двух частях:

  • Качественное исследование с компаниями на рынке.

  • Количественное исследование с разработчиками с рынка.

Качественное исследование, чтобы определить волнующие вопросы

Задача первого и основного этапа — лично пообщаться с компаниями и выяснить:

  • технические навыки, особенно ценные в их командах;

  • проблемы, которые испытывают команды на этапе разработки и релизного цикла;

  • насущные, больные темы команд;

  • темы, которые командам хотелось бы раскрыть или обсудить дополнительно.

Список и формулировка вопросов — не строгие. Ведь такой CustDev — это диалог с командами, задача которого вытащить боли и ценности этих команд. 

В общей сложности нам удалось провести CustDev с 15 компаниями, с несколькими командами в каждой из них. У каждой было своё мнение и ответы. 

В CustDev участвовали: Тинькофф, Почтатех, Райффайзен Банк, Росбанк, Сбер, МТС, Магнит, Альфа-банк, Manychat, Яндекс Маркет, Авито, Яндекс, Мой Офис, Касперский и Сбердевайсы.

В результате глубинного интервью мы смогли получить общую картину. Затем мы сформировали крупные блоки тем и сделали из них разбивку на более мелкие. Несмотря на количество и разнообразность компаний, общая картина получилось достаточно цельной и однородной. Это говорит о том, что рынок в целом смотрит в одну сторону.

Количественное исследование, чтобы определить топ тем

Хотя по большей части именно компании отправляют разработчиков на конференции, нам важно было убедиться, что эти темы интересны не только компаниям, но и самим разработчикам. Ведь именно они участвуют в конференции. Поэтому мы решили взять темы, которые сформировали на прошлом этапе, и спросить разработчиков, к каким из них они испытывают наибольший интерес.

Собрав больше 1000 ответов, мы рассчитали процент заинтересованной аудитории по каждой теме и смогли составить топ интересов аудитории не только в общих чертах, но и через призму опыта, типа и размера компаний.

Финальный топ тем с детализацией по содержанию представлен на нашей странице с подачей докладов. А дальше мы расскажем про самые интересные наблюдения.

Какую аудиторию мы выбрали

Перед тем как анализировать результаты, важно посмотреть на аудиторию и её сегментацию, чтобы лучше понять участников опроса.

Опыт работы большинства опрошенных составляет более двух лет. 

В качестве типов компаний довольно большое число участников отметили «другие» — какие, мы так и не смогли догадаться. 

Приятно, что на рынке так много больших команд. Хотя и маленьких тоже немало:  

Каким получился график

График, если рассматривать его целиком, весьма внушительный и сложный для восприятия. Поэтому для анализа проще выделить более мелкие группы и рассматривать их отдельно. 

Если рассматривать график в целом, можно заметить несколько интересных фактов:

  1. Очень мало тем-чемпионов, которые получили абсолютное большинство голосов, и очень мало совсем не интересных тем — таких оказалось всего шесть. 

  2. Всего одна технология оказалась неинтересной в большей степени, чем интересной — это no-code и lowcode. Несмотря на то, что в прошлом году вокруг этой темы было много хайпа. Видимо, аудиторию разработчиков она не убедила.

  3. Все темы скорее интересны, чем не интересны аудитории, но распределены по-разному.

Темы, от которых зависит производительность труда, больше всего беспокоили техлидов, но не интересовали разработчиков.

Какие темы вошли в нашу выборку

В график попали 14 тем: самые интересные и просто интересные.

Радостно, что в сегменте наиболее интересных тем оказались две, связанные с архитектурой: как её выбирать и как разделять в её рамках код. Об архитектуре начали активно говорить с 2021 года. Темы про микрофронтенды и заимствование практик собирают полные залы уже на протяжении последних нескольких лет.

Масштаб приложений и сложность бизнес-логики растёт, поэтому извечная тема производительности приложений стоит всё также остро. В этом году мы продолжаем видеть интерес к ускорению не только самого приложения, но и его сборки. Производительность стала важна не только в продакшене, но и на всём цикле работы с приложением: при разработке, сборке, тестировании и доставке.

Несмотря на то, что об этом много говорится, огромный интерес вызывают возможности современных браузеров. В эпоху, когда IE умер, кажется, большинство браузеров используют под капотом Chrome. Но вопрос кроссбраузерности всё ещё актуален, просто речь идёт не про скруглённые углы, а гораздо глубже. 

В числе набравших наибольшее число баллов тем продолжает лидировать TypeScript, который не только захватил рынок и стал промышленным стандартом во фронтенде, но и продолжает развиваться и помогать разработчикам повышать производительность труда. 

Тема SSR продолжает интересовать и разработчиков, и компании. Практики продолжают развиваться, появились Server Components и уже на подходе кардинально новые концепции, например Qwik. 

Ещё одна проблемная область — безопасность. В последнее время вопросы безопасности, в том числе во фронтенде, очень актуальны. У сообщества вырос интерес к этой теме, и оно готово много и серьезно её обсуждать.

А из тем, связанных с софт-скилами, в топе всего одна — практики проведения код-ревью. Но это не мешает докладам про софт-скилы получать высокие оценки при голосовании на конференции.

Что в итоге

Анализ по сегментам не показал больших отличий в общем списке тем. Глобально от уровня или размера компании интерес не меняется, но существуют изменения структуры внутри топа. Графики специально отсортированы по общему топу, чтобы видеть изменения по сегментам относительно общих результатов.

Топ интересов в зависимости от опыта

Мы проанализировали, как отличается выбор тем докладов в зависимости от опыта участников. Выяснилось, что самые категоричные — синьоры, а выбор тем джунов и мидлов не сильно разнится.

Структура тем для начинающих не отличается от выбора более опытных участников. Они тоже интересуются вопросами архитектуры, но ещё больше — кроссбраузерностью. Наиболее интересные темы для джунов:

  • Работа с легаси;

  • Node.js;

  • Алгоритмы;  

  • Мета-фреймворки;

  • Гибридные технологии;

  • Гибкие методологии. 

А вот, например, управление командой, логирование метрик, инженерный майндсет не так популярны, но это логично. Ведь, как правило, эти темы беспокоят ребят, отвечающих за процессы разработки, доставки и эксплуатации кода, а также продуктовых разработчиков. 

Топ тем для джунов с опытом до 2 лет:

У мидлов список интересов не отличается от синьоров, выделяется только больший интерес к микросервисам и меньший — к кроссбраузерности.

Топ для мидлов — с опытом от 2 до 5 лет:

Опытные ребята более бескомпромиссны. Много тем получило категоричные «за» и «против» или совсем выпали за пределы интереса. Например, гибкие методологии, которыми, скорее всего, уже просто наелись сполна.

Из явных чемпионов в списке синьорных тем — логирование и сбор метрик, а также управление техническим долгом, но это не сюрприз.

Топ для синьоров:

Топ интересов по типам компаний

В сравнениях по типам компаний и продуктам всё ровно, за исключением более явного интереса к техническому долгу в продуктовых компаниях.

Топ для продуктовых компаний:

В аутсорсинговых компаниях разброс заметно больше и количество менее интересных технологий тоже увеличивается. Самый явный перегиб — наименьший интерес к кроссбраузерности.

Топ для аутсорс-компаний:

В диджитал-агентствах отличий ещё больше. Все перечислять нет смысла, но темы, которые касаются крупной продуктовой разработки, менее интересны, а прикладные — более. Отдельно отметим, что no-code неинтересен более остальных. И это странно, ведь во фронтенде локомотивами no-code считаются именно диджитал-агентства. Вероятно, они достаточно преисполнились в понимании темы, поэтому интереса обсуждать и нет.

Топ тем для диджитал-агентств:

Стартапам тоже многое не интересно. Ниже всего показатели у практики ревью. Зато наибольшим интересом пользуется производительность приложений и безопасность.

Топ для стартапов:

Топ интересов по размерам команд

Больше всего расхождений в этой категории в сегменте команд численностью до 5 человек. Здесь графики похожи на графики стартапов, и, скорее всего, в этом и кроется прямая зависимость.

Топ тем для команд до 5 человек:

Распределения по темам в сегменте от 5 до 50 человек и в сегменте 50+ человек почти полностью совпадают.

Топ тем для команд от 5 до 50 человек:

Топ тем для команд 50+ человек:

Приходите выступить или послушать 

Мы провели масштабное исследование рынка и получили результаты, которые в одних случаях подтвердили наше видение, а в других дали интересные инсайты. Теперь, зная интересы целевой аудитории, мы можем сформировать программу так, чтобы закрыть её потребности и боли. Ведь, как мы и сказали в самом начале, конференция — это продукт, который направлен прежде всего на пользу для гостей FrontendConf. 

Сейчас мы в процессе сбора программы. Благодаря исследованию, мы уже сформулировали наш CFP и в актуальном виде опубликовали его на https://cfp.frontendconf.ru/. В CFP мы собрали самые интересные темы из исследования и классические блоки, без которых не получится разговора о фронтенд-разработке в этом году. 

Прием заявок подходит к концу, осталось не так много времени, чтобы податься к нам с докладом. Ждём ваши идеи и будем рады увидеться с вами на конференции в этом году.

Ну и, конечно, при рассмотрении заявок мы не ограничиваемся темами из перечня. Если вы видите интересную тему, которая не входит в список, — не ограничивайтесь им, присылайте свои заявки!

© Habrahabr.ru