Как мы искали инвестора, «с нуля» создавали компанию по разработке мобильных приложений в Питере и… ошибки, которые мы допустили

81ad03eff9e040f199cc5151f113d80d.jpgЭто первая наша статья на Хабре (и, надеюсь, не последняя) и хочется максимально честно и открыто рассказать про наш опыт запуска бизнеса в Питере по разработке мобильных приложений «с нуля», какие ошибки мы совершали, какие продолжаем совершать (ну куда же без этого) и про то, как мы пытаемся построить что-то действительно масштабное и «изменить этот мир» —, а именно наш проект мобильного товарного агрегатора tapki (название смешное конечно, родилось как производное от английского слова «tap»). Оглядываясь на статью, после ее написания, вижу, что получилось не мало текста (около 18-ти страниц в word«е), но надеюсь, что сказанное будет полезно. Коллеги советовали разбить документ на части, но как мне кажется, цельное повествование, затрагивающее период чуть больше года, позволит дать более полную картину развития компании. В статье читатель найдет экономику (управленческий баланс), который «тянется» с самого начала, с разбивкой по статьям затрат. Мы ничего не добавляли-убавляли и все цифры приводим «как есть».

Я расскажу про запуск бизнеса с самого начала: поиск помещений, поиск инвестиций, про основную (изначальную) идею бизнеса и как она менялась в течении года, про удачи и неудачи. Поскольку мы зарегистрировали юр.лицо в июне 2013 года (а точнее 29 мая), нам, можно считать, исполняется 1 год «с хвостиком» и какие-то нюансы уже не вспомнить, но основные вехи с фотографиями — сохранились. Важно — если где-то в тексте я делаю для себя (и читателей) вывод или даю совет (прямо или косвенно) — прошу расценивать его исключительно как мое личное мнение, которое с вероятностью 50% может быть в корне не верным. И еще — некоторые моменты я не могу вспомнить в деталях, поэтому могут встречаться небольшие неточности в части объяснения тех или иных цифр — это не попытка утаить информацию, а просто элементарная забывчивость, т.к. дневник я не вел (к сожалению — исправляюсь) и пишу по памяти.

Подчеркну, что это ни в коем случае не руководство из серии »10 ошибок начинающих бизнесменов» или, например, «Как добиться успеха в бизнесе с нуля». Успех понятие растяжимое и мы совершенно точно не имеем права об этом писать, т.к. мы его еще не достигли, хотя всячески стараемся, подразумевая, для себя, под «успехом» выход на стабильную прибыль в операционной деятельности. Несмотря на то, что мы инвестиционный проект, наши инвесторы (да и мы сами себе) ставят цель не капитализацию компании (клиенты, договоры, платежи), а ежемесячную дивидендную политику (или иными словами — прибыль).

Сразу стоит отметить — мы (пока) убыточный проект. Я встречал бизнесы в ИТ, которые буквально за 3–4 месяца выходили на окупаемость и начинали возвращать инвестиции (если они были) в виде дивидендов. Про такие проекты приятно читать, ощущая внутри легкую зависть к более талантливым ребятам (никакой иронии), которые смогли «впрыгнуть» на рынок. Мы не смогли и более того, наша изначальная концепция в части мобильных приложений, под которую и привлекали инвестиции оказалась совершенно не жизненной. С удовольствием читал на Хабре историю запуска Амперки, но примеряя опыт ребят к себе делаю вывод, что розничная торговля и разработка ПО — в корне разные проекты и в нашем случае мы выходим на операционную прибыль долго и мучительно, т.к. бизнес-транзакции сильно отличаются по времени (если только у тебя нет очень крупного клиента, под которого собираешь команду —, но это был не наш случай).

Идея бизнеса и венчурные фонды как источник инвестиций — что ожидать? Итак — наша история. Осенью 2013 внутри команды, которая кстати довольно возрастная — полагаю, что средний возраст 35–37 лет, сложилось ощущение того, что мы можем выйти на рынок с идеей «Конструктор мобильных приложений для Интернет — магазинов». Ну знаете, это когда мобильные приложения собираются из готовых шаблонов на html (5). Кстати на рынке такие проекты есть — myapps.com, ibuildapp.com — из тех, которые «на слуху». Предполагая, что наше конкурентное отличие заключается в охвате всех мобильных платформ (ios, android, windows 8 и winphone) и нативной разработке (точнее говоря, мы используем продукты от Хamarin) мы стали разрабатывать бизнес план для поиска инвестора. И хотя, у меня с самого начала были смутные ощущения, что наши венчурные фонды, скажем так, не совсем жаждут нас видеть и ориентированы на проекты в более зрелом состоянии, идея состояла именно в рассылке по основным фондам красивой презентации.Здесь хочу отвлечься и немного рассказать про команду, которая изначально формировала костяк (5 человек — два разработчика .net, менеджер по проектам, финансист и коммерсант). Все мы выходцы из электронной коммерции и обычной рознице (бытовая электроника в основном), которые, так получилось, двигались вместе по жизни в разных проектах. Накопленный опыт в бизнесе подсказывал, что есть силы в руках сделать свой проект и есть определенное будущее в мобильных приложениях. Нет, даже не так — мы не видели будущего в обычных web проектах в сфере электронной коммерции, т.е. в Интернет — магазинах. Рынок очень плотный, реклама дорожает и т.п. В тоже самое время наблюдается тренд развития мобильных приложений и у ребят был опыт работы с Хamarin. Так и родилась идея сделать конструктор нативных мобильных приложений для Интернет — магазинов. Мол, а давайте будем продавать «старателям» (инет-магазинам) лопаты (ну известная история про то, что во времена «золотой лихорадки» богатели не столько старатели, «моющие» золото, а продавцы джинсов, лопат и тележек). Не получилось.

Наши венчурные фонды… Странная отрасль, наверное, из-за того, что в ней лично не работал, а умом и по имеющимися крупицам информации — ее не понять. На презентацию у нас ушло где-то месяц. В апреле 2013 я составил список фондов, действующих в России и начал рассылать с сопроводительным письмом. Оглядываясь назад, я понимаю, что презентация была, мягко говоря, не очень, т.к. в ней было мало красивых графиков (экспоненциальных вверх!) и таблиц, а больше текста с детальным описанием проекта. Но мы ведь исходили из того, что для принятия решения об инвестициях, люди, даже на первом этапе, должны вдумчиво изучить написанное и уже потом, если понравится — пригласить на встречу. Всего было отправлено порядка 15 писем по самым известным фондам. Ответил только один — написал, что ответит через 2 недели. Но закрутился видимо и забыл. Поэтому, если у вас бизнес на этапе самой нулевой стадии, когда есть команда, некоторые наработки и хорошая (как кажется) идея — не ожидайте сильного внимания от фондов. Их можно понять, т.к. самые высокие риски именно на нулевой стадии запуска бизнеса, хотя здесь можно ожидать и самую высокую отдачу.

И еще одна ремарка — если в ваш бизнес входит фонд, то чаще всего его задача выйти с прибылью через 3–5 лет, продав свою долю дороже сделанных инвестиций. Соответственно прибыль бизнеса может отойти на второй план, т.к. ее всю будут просить пускать на увеличение размера самого бизнеса — повышение капитализации. Если говорить про частного инвестора, то скорее всего его будет интересовать не капитализация компании, а прибыль, распределяемая в виде дивидендов.

Справедливости стоит отметить, что сейчас ситуация с поддержкой ранних стадий меняется и появился про-государственный фонд ФРИИ (Фонд Развития Интернет Инициатив). Легко найти в Интернете, и я советую совсем юным командам его рассматривать достаточно серьезно. Забегая вперед отмечу, что мы номинировались в самый первый набор ФРИИ в 2013 году (осенью) и прошли в ТОП 30 проектов, среди, кажется, 750 заявок. Я еще расскажу про наш опыт с ФРИИ и причины, почему мы в итоге не получили (или мы не взяли — как посмотреть) инвестиции, но в целом впечатления об этой организации позитивные и я, откровенно говоря, в силу моих текущих знаний венчурной отрасли, не вижу альтернатив для команд на самой ранней стадии развития в РФ.

Возвращаясь к вопросу инвестиций. У нашего партнера был выход на инвесторов в Санкт-Петербурге, которые в нас поверили и заинтересовались самой идей, и после ряда встреч с ними было принято решение открыть нам инвестирование. При этом, инвестор получал долю 51% в новом бизнесе. На этот процесс у нас ушло чуть больше месяца (3–4 встречи, обычно в одном из кафе) и первые числа мая 2013 мы могли отмечать как День Победы в ВОВ и рождение нашей компании. Отмечу, что мы просили инвестиции под изначальный бизнес — план, который помимо описания бизнес — процесса, содержал еще и финансовые расчеты ожидаемых доходов — расходов. Естественно, по мере того как начали работу, выяснилось, что заложенные идеи и соответственно расходы не имеют ничего общего с реальностью и в связи с этом советую — делайте разумный запас, если только ваш жизненный и управленческий опыт не позволит дать детальный прогноз. Применительно к нам, мы закладывали сумму в 10 000 000 р., но превышение этой суммы, по нашим осторожным прогнозам, составит около 6–7 000 000 р.

Насколько мне известно, крайне редко венчурные фонды просят долю в размере 51% в бизнесе, но предполагаю, что это чаще применимо к ситуации, когда уже есть какой-то входящий финансовый поток, интересная и подтверждённая бизнес-идея и сплоченная команда. Мы совершенно точно не попадали под это определение, т.к. была идея, некоторые наработки у разработчиков со старых мест работы и бизнес план. Все. Мне кажется, это совершенно нормальная «цена» за высокий риск вложений с нулевого уровня, т.к. в противном случае (меньший размер доли в уставном капитале инвестора), могут предложить паритетное инвестирование.

Из своего опыта позволю себе посоветовать еще некоторые моменты в общении с инвесторами. Не нужно уверять в успехе, как это не парадоксально звучит. Инвесторы люди серьезные и, разумеется, ожидая возврат инвестиций многократно, понимают, что рыночные условия не теплица для выращивания огурцов с удобрениями, а не очень приветливая для новичков среда. Поэтому оценивая свои шансы старайтесь быть предельно честными к себе и к людям, готовым вложить средства. Сомнения — это совершенно нормально, предположу, что неуемный оптимизм может просто навредить.

Дальше, пропишите условия дивидендной политики. Хотя бы оговорите их на словах. Ясно, что мы все хотим «изменить мир», но цель бизнеса в конечном итоге — доход и неплохо услышать позицию инвестора о его видении разделения будущих дивидендов. Задайте вопрос про будущего со-инвестора и будет ли готов ваш инвестор размывать свою долю. Например, сейчас мы ведем ряд переговоров о со-инвестировании, т.к. как уже упоминал, наши ожидания не совпали с реальностью, и новый со-инвестор может дальше позволить бизнесу развиваться, при этом возможно вернув вложенные средства вашего первого инвестора на выкуп части его доли (частично или полностью).

Как это выглядит на практике? В нашем случае, инвестор готов (теоретически) продать 25% из своих 51% в уставном капитале при условии не просто выкупа, а еще открытия дополнительного инвестирования в оговоренном сторонами размере. И, кстати, такая модель довольно удобна, ведь со-инвестор приходит уже в работающий бизнес, показывающий какие-то финансовые показатели, имеющий наработанную клиентскую базу и т.п. Здесь стоит отметить, из опыта общения с венчурными фондами, очень редко предполагается просто выкуп доли основателей (только если это не прибыльный, быстрорастущий бизнес), а получение доли в обмен на будущие инвестиции. Например, недавно проводил диалог с немецким фондом, который обозначил свою позицию — 25% акций за открытие инвестиционного горизонта 40–50 000 000 р. на 3 года (именно открытие финансирование в обмен на акции).

Разумеется, инвестор в первую очередь желает вернуть вложенное, остаться с неким пакетом акций (желательно блокирующим), дальше не вкладывать и ожидать дивидендов. При этом новый со-инвестор, рассматривая компанию с отрицательным операционным балансом, может воспротивиться выкупу доли и здесь можно предложить схему, при которой выкупа доли не происходит, новый со-инвестор продолжает вкладывать в компанию средства, но при выходе на самоокупаемость и получении первых прибылей, первый инвестор получает дивиденды исходя из своей изначальной доли до тех пор, пока не вернет сделанные инвестиции.

Отдельно отмечу, что нам исключительно повезло с инвесторами, т.к. мы вольны принимать любые управленческие решения, которые, разумеется, направленны на рост доходов. Некоторые могут поспорить с таким утверждением, разумно указывая, что инвестор, который участвует в стратегическом управлении, может где-то «открыть замыленные глаза» на ряд важных вопросов. Но есть тонкая грань между деликатным участием и ситуацией, когда инвестор реально вмешивается в оперативное управление, создавая просто нервозную ситуацию в команде.

Организационные вопросы запуска компании — как это было Возвращаясь к запуску нашего бизнеса. Весь май 2013 у нас ушел на организационные вопросы — регистрацию юр.лица, открытие счета в банке (мы выбрали довольно консервативный банк Нордеа — скандинавские корни, т.к. там были знакомые руководители, да и «родословная» банка внушала доверие) и поиск помещения. Не думаю, что стоит на этом останавливаться, т.к. процессы достаточно простые и неоднократно описаны в том числе на Хабре. Из нюансов — категорически не советую разделять юридический адрес с фактическим, т.к. за этим сейчас довольно строго следят наши фискальные органы и… ну зачем вам на запуске еще и эти проблемы? По регистрации можно воспользоваться услугами посредника или сделать самостоятельно.Мы решили назвать компанию по названию доменного имени. И приступили к поиску последнего, держа в уме домен в зоне .com, т.к. мы ведь делали конструктор, а значит нам должен быть подвластен весь мир! Не все у нас получилось, кроме покупки домена — notissimus.com; слово notissimus с латыни можно перевести как «общеизвестный», «узнаваемый». Главное, что домен был свободен и поиск по торговым знакам в США тоже не дал совпадений (я искал на сайте www.uspto.gov/trademarks/, хотя логика подсказывает, что при регистрации товарного знака обычно сразу регистрирую доменное имя). Произносится это как нотиссимус с выделенным ударением, иногда нас смешно называют. При открытии счета в банке (юр.лицо у нас одноименное с доменом — ООО «НОТИССИМУС») получилась забавная история. Сотрудница банка переспросила название юр.лица, а затем поинтересовалась: «а что это значит?», услышав перевод с латыни: что это мол «это общеизвестный», извинилась и сказала, что не знает, хотя вроде бы термин всем широко известен :).

Нам повезло найти помещение в центре города, рядом с Исаакиевским собором с более чем разумной ставкой 1 100 р. за м2. Как искали? Использовали все доступные бесплатные ресурсы (никаких агентов), плюс лично на машине ездил по центру города и искал интригующую надпись «аренда» — это довольно действенный метод. Для нас и инвестора была важно найти офис именно в центре, рядом с метро (это удобно как сотрудникам, так и клиентов, которых зовем в гости, да и немного добавляет важности молодой компании, когда говоришь, что офис рядом с Исаакиевским собором). Мы и сейчас работаем в этом помещении, постепенно расширяясь за счет смежных комнат — бизнес-центр класса «С», который в планах должен превратиться в класс «А» (со всеми вытекающими последствиями, в том числе «утекающими» нами). В помещении (45 м2) сделали косметический ремонт, чтобы было приятно глазу, потратив на это порядка 45 000 р. вместе с материалами (работали гости из южных республик). Позволили себе арендовать два парковочных места, т.к. в центре Питера около Исаакия шансов найти парковку нет и понимали, что это будет перманентно раздражающим фактором в начале рабочего дня (5 000 р. за одно место — оглядываясь назад четко понимаю, что оно того стоило однозначно).

547b79fd71674b1098f609fbf0882e78.jpgПомещение после косметического ремонта — выглядит прилично, хотя стены кривоваты, т.к. не выравнивали

В нашем бизнес — плане у нас были заложены средства на разовую закупку основных средств (ОС) для запуска компании. Что сюда входит? Компьютерная техника, периферия, столы, стулья и т.п. Все закупки делали на сайте ulmart.ru, попутно получив еще не мало бонусных баллов на счет — удобно, т.к. точно что-то забудешь из мелочи, кабель там какой или удлинитель. Все покупалось разумно — простое — необходимое (иногда очень даже простое, потом пришлось улучшать ПК — докупать память, поэтому советую не совсем уж удешевлять технику для ежедневной работы). Ниже приведет фрагмент нашего управленческого p/l (доходы — расходы) за май 2013. Зарплату еще из команды никто не получал, только затраты на аренду (частично, не вспомню почему такая сумма), закупку основных средств, открытие счета, регистрация юр.лица и т.п. Никаких доходов, только расходы в сумме 517 000 р. (взнос учредителя на счет компании как инвестиционный займ).

c3e22a2931324bd0912ecba92eddad6b.pngФрагмент управленческой отчетности за май 2013 года — операционная деятельность еще не ведется

В июне 2013 мы собственно делали ремонт, расставляли мебель, прокладывали коммуникации и т.п. Ничего интересного в общем и 1 июля мы начали свою деятельность уже в новом помещении. 3 человека — ваш покорный слуга (сфера ответственности — клиенты, встречи, реклама, сайт и т.п.), Светлана — наш финансовый гений и человек, благодаря которому мы смогли найти инвестиции и Денис — тех.директор. Естественно, сразу встала задача поиска дополнительных разработчиков, т.к. планы были грандиозные и нужно было заранее «подготовиться к успеху». Здесь могу посоветовать ресурс hantim.ru — мы всех ребят (и девчат) в самом начале нашли с его помощью и на мой взгляд — это единственный полезный и концентрированный на ИТ специалистах ресурс. Никаких агентов по подбору ИТ — персонала, хотя предложения по таким услугам поступают регулярно. Нам нужно было сразу найти в команду еще одного разработчика .net и дизайнера. Справились. Стоит правда отметить, что последнее время разработчиков ищем в том числе через hh.ru — размещение вакансии стоит по Питеру 600 р. и это, к слову, дешевле сейчас чем через hantim.ru.

24538d4c84ca470f87be83fe414ff170.JPGКоманда, вместо того, чтобы делать мобильные приложения, играет в настольную игру. Мебель самая простая, столы можно было и поменьше…

Первая ошибка — наша концепция бизнеса оказалась… слегка не жизненной Естественно, с самых первых дней бизнеса мы пытались придерживаться нашей изначальной бизнес — концепции — конструктор мобильных приложений. И с первым же крупным клиентом — компания 2-Берега (доставка суши и пицц) мы столкнулись с суровой реальностью. Что мы планировали делать? Прочитав в СМИ, что в России есть порядка 30 000 интернет- магазинов и воодушевленные этой цифрой, предположили, что используя наши наработки, которые мы далее называли гордо «платформа», мы можем быстро запускать нативные мобильные приложения, сделанные по некоторым шаблонам с простым дизайном. Естественно, количество шаблонов (давайте назову это сеткой визуализации товаров), предполагалось со временем увеличивать. В бизнес — план мы заложили, что в месяц мы сможем подключать 7 новых Интернет — магазинов и брать с каждого платеж 7 000 р. в месяц за поддержку (аренду) всех платформ. Вот так линейно и посчитали, ду… чудаки. Даже не хочу здесь приводить табличку Excel, чтобы не позорится. Не учли сезонные колебания спроса (как минимум январские праздники, майские), хотя казалось бы, столько лет в бизнесе и столько было сделано разных планов! Фактически, мы совершили довольно серьезную ошибку в планировании, когда посчитали, что мобильные приложения можно делать по шаблонам, что мы линейно будем привлекать каждый месяц 7 новых клиентов и что это реально нужно всем без исключения. В основу ошибки, как говорил уже, легло ошибочное мнение о ценности мобильных конструкторов в России и целесообразности наличия мобильных приложений для массового количества Интернет — магазинов. Ни в коем случае не критикуя существующие проекты конструкторов приложений, мы на опыте убедились — более-менее серьезному (среднему, крупному) бизнесу это просто никак не подходит! А если у вас небольшой Интернет магазин, то вам просто не очень то и нужны приложения. Или скажу так, наверное, можно заплатить 500 р. в месяц и создав что-то типовое поиграть с набором установок, но это будет именно «игра», а не серьезный проект с долгосрочной перспективой. Хочу отметить, что регулярно вижу, как компании пытаются выйти на этот рынок под названием «конструктор мобильных приложений для интернет-магазинов» и вкладывают деньги в рекламу (чаще вижу в facebook). Не имею права критиковать данный подход, отмечу, что, по-моему, наша страна еще «не созрела» к такого рода проектам и нужно ориентироваться на другие страны. Зачастую нахожу подтверждение такому выводу читая тематические группы для владельцев интернет-магазинов в facebook — люди пишут, что приложения есть, но отдачи нет, т.к. им просто не набрать необходимо-достаточную аудиторию пользователей приложений (установок), чтобы начать получать пользу в виде заказов. Здесь можно возразить, что приложения — это не только заказы, а один из методов продвижения бренда, но данное утверждение хорошо понимают компании, имеющие отделы маркетинга и тратящие немалые бюджеты на имиджевую рекламу, а небольшие интернет-магазины опираются на совершенно иной подход: есть заказы — польза есть, нет — пользы нет, проект закрываем.

А что хочет компания, которая прочно стоит на ногах и понимает для себя ценность приложений? Она хочет решение под себя, со своим дизайном каждого элемента, сделанного согласно основам бренд-бука и, что более важно, компания хочет свой функционал! Да, в основе приложений любой торгующей компании — товарный каталог, корзина и другие общие вещи, но дальше мы получаем различные пожелания, которые моментально переводят работу в заказную разработку. Так и получилось с нашим первым клиентом: компания 2-Берега. Ребята очень много продают через Интернет с доставкой и для них приложения — серьезный инструмент сбыта.

За время, когда ты работаешь в бизнесе вообще, обрастаешь знакомыми и естественно мы первым делом пошли по знакомым с предложениями о сотрудничестве. Эти компании и стали нашими первыми клиентами. И после первых переговоров стало очевидно — наша идея о конструкторе мобильных приложений никуда не годится и нужно меняться очень и очень быстро.

Сколько в России команд, занимающимися разработкой приложений? Я точно не знаю, встречал цифры порядка 700. Даже не берусь комментировать правдивость, полагаю, что половина из этого — web-студии, которые в том числе делают и приложения (привет, html5). И даже имея наработки в части приложений для розничных компаний, мы, работая индивидуально с каждым клиентов сегмента b2c, играли против «взрослых» мальчиков в одной песочнице, у которых было портфолио. Поэтому мы в августе 2013 решили предложить следующую концепцию — мы разрабатываем абсолютно бесплатно нативные мобильные приложения для розничных компаний (в базовом функционале, достаточном для запуска первых версий), введя техническую поддержку 15 000 р. в месяц за все платформы. Дизайн мы делали тоже бесплатно. И да, по-прежнему концентрируемся только на сегменте b2c, отказываясь от других проектов (чаты, вызов такси, клоны Instagram и т.п.). Почему так? У нас не было сильного портфолио, мы предполагали, что решения будут схожими и мы сможем максимально тиражировать наработки.

Какую ошибку мы допустили на этом этапе? Слишком много платформ, каждая из которых требует времени, а так как ресурсы ограничены, нам пришлось искать еще разработчиков. Затраты выросли, но появились первые крупные розничные клиенты, например, сети одежды: oodji, LOVE REPUBLIC, befree — при личных встречах (эти компании из Питера) смогли убедить, что мы не жулики и работаем ответственно, несмотря на бесплатность разработки. Все клиенты очень важны, но первые, которые поверили в нас вначале — самые ценные.

Еще одной ошибкой (на то время) была возможная схема работы, при которой мы предлагали интернет — магазинам создать приложения за будущий % от заказов (выкупленных или переданных). Сама идея, в общем-то, не плохая, и подойдет небольшим магазинам, которые готовы продвигать свои приложения и довольствоваться базовым функционалом с разумно — достаточным дизайном. Мы сделали несколько таких проектов для одной из платформ (как правило Apple iPad) и столкнулись с конфликтом интересов, который заключался в не готовности магазина продвигать приложения. Поясню — чтобы были заказы, от которых мы в будущем могли бы получать свое вознаграждение, нужно активно набирать установки приложений. Магазину достаточно просто активно уведомлять клиентов о наличии приложений, и клиентская база будет постепенно копиться. Но при этом владельцы разумно хотят получить сразу богатый функционал и только потом активно продвигать приложения, а мы предлагали ровно наоборот (давайте начнем с простого и подойдем к сложному). В итоге мы быстро свернули такой подход. Однако мысли возродить данную стратегию стабильно «витают» в наших умах. Почему? Возьмем небольшой интернет-магазин. Учитывая рост трафика с мобильных устройств у владельца появляется желание сделать мобильную версию сайта, а затем и приложения. Причем приложения должны функциональностью если и уступать сайту, то не очень сильно. Приложения должны быть брендированны, дизайн очень аккуратным. И модель работы, когда мы по прежнему разрабатываем бесплатно (прося платеж только за дизайн) и поддерживаем за % от заказов может быть привлекательная, особенно учитывая, что с точки зрения владельца магазина, поддержка за % подразумевает нашу вовлеченность в процесс, а не просто «сделали и забыли». На ранних стадиях запуска компании у нас еще не было такого количества наработок, чтобы сразу обеспечить разумно-достаточным функционалом, но ситуация меняется…

Финансовые итоги работы через несколько месяцев после запуска 94ba379dc7e644aca01b40bf210d4273.pngУправленческий баланс май-сентябрь 2013 и мы постепенно тратим деньги инвесторовЕсли посмотреть на p/l до сентября 2013 можно увидеть рост затрат на фонд оплаты труда и закупки основных средств (административные расходы — ремонт, нотариальные расходы, офисные принадлежности, некоторый ОС не относящиеся к ИТ, плюшки в офис, вода и т.п). Но появилось и портфолио на нашем сайте (скромное конечно). Юридические расходы — мы разово привлекали стороннюю организацию для проверки нашего договора на разработку приложений. Основной упор был сделан на исключительные права на результат работ. Наша модель работы не предполагает передачу исключительных прав на исходный код. Причин тому несколько, и самая главная — у нас есть центральная серверная часть, которая общая для всех проектов, плюс — мы очень «щедро» тиражируем наработки одного клиента для других. Передавая исключительные права, мы подвергаем себя слишком высокому риску возможных споров с клиентами. Поэтому мы передаем неисключительные права, и клиент может согласно договору делать с приложениями все что ему заблагорассудится. За все время нашей работы еще не было особых споров с юридическими отделами заказчиков, т.к. мы позиционируем решение как платформу, к которой можно подключиться. В договоре предусмотрен пункт, согласно которому, если наша компания не может выполнять обязательства (банкрот), то мы обязуемся передать все исходные коды и провести обучение специалистов заказчика. Замечено, что больше всего неполучения исключительных прав боятся небольшие интернет-магазины, в то время как крупные компании относятся к этому очень спокойно. Были запросы на передачу исходных кодов, и мы для себя пришли к промежуточному решению, что можно опираться на опыт компании 1c-bitrix: исходные коды продаются. Но за год работы еще ни разу никто не купил, что позволяет сделать вывод — большинству компаний только на словах нужны исходные коды и исключительные права на разработку, а на самом деле им нужно просто рабочее решение, быстро и недорого. Справедливости ради стоит отметить, что по ряду крупных проектов с известными брендами, мы, для некоторых частей разработки, прописываем исключительные права на результат. За год работы у нас сформировался достаточно лояльный договор, который фактически является договором на сопровождение базового функционала. К нему, есть доп.соглашение на доработки, которые оформляются бланками-заказа. Такой подход достаточно удобный и понятный клиентам.

К ранней осени 2013 четко кристаллизовалась концепция нашего бизнеса. Мы берем в работу только проекты для компаний розничного сегмента, торгующие через Интернет и-или имеющие ассортимент, который доступен для заказа на самовывоз (это я конечно слишком четко рисую портрет заказчика, есть разные клиенты, но в основе — ассортимент, вокруг которого строится уже дальнейшая логика — лояльность, оплаты, push и т.п.). Мы разрабатывали приложения бесплатно, включая дизайн (естественно, стараясь максимально опираться на наши наработки) и базово предлагали 3 платформы: Apple iPhone, Apple iPad, Google Android. Довольно необычно, но даже учитывая бесплатность разработки под Windows 8 и Windows Phone, клиенты крайне редко просили сделать им и эти приложения. Поддержка составляла 15 000 р. в месяц (без НДС, т.к. мы на упрощенке) за все платформы.

Постепенно, мы даже перестали активно предлагать эти две платформы (Windows 8 и Windows Phone), т.к. в то время для нас это было бы совсем запредельной нагрузкой для разработчиков, ведь есть сроки, прописанные в договоре (40 рабочих дней, это естественно с запасом). Кстати, забегая вперед, скажу, что на момент написания этих строк мы придерживаемся такого же подхода к разработке, только внесли небольшие изменения, т.к. портфолио и наработки уже позволяют чуть улучшить для нас условия: сейчас поддержка составляет 18 000 р. в месяц за все платформы, разработка по-прежнему бесплатная, а дизайн, если делаем мы сами — 18 000 р. за каждую платформу разово. При этом клиенты не очень хотят делать дизайн самостоятельно, хотя казалось-бы можно сэкономить. Вывод достаточно простой — цена вопроса не настолько критична, чтобы компания отвлекала внутренние ресурсы на эту работу. Скажу честно, приведенные цифры не результат какой-то вдумчивой математики и анализа рынка, а эмпирическая оценка комфортности для заказчика. Но такой подход работает только если вы занимаетесь узким сегментом рынка и имеете наработки как в программном коде, так и в общем понимании процессов заказчика.

Стоит немного сказать о том, что есть такое «базовый функционал», который мы предлагаем бесплатно. Фактически — это все что нужно для запуска первой версии приложений для розничной компании с доставкой или самовывозом. Причем мы постепенно расширяем функциональные базовые возможности, добавляя, например — вывод сопутствующих товаров, отзывов, рейтингов товаров, управление баннерами, push — уведомления (с личным кабинетом) и т.п. Естественно, никакой функционал не закроет всех потребностей клиента и чаще всего мы просим разовый платеж за интеграцию с back office (регистрация, авторизация, личный кабинет и прочие «прелести»). Сколько просим? Здесь просто, опираясь на опыт цифра находится в пределах 70 — 90 000 р. Если что-то знакомое (1С-Bitrix, например) — дешевле. В ближайшее время мы добавим в базовый функционал интересные вещи, например: geofencing — отправка push-уведомления при входе в заданный радиус от торговой точки, оплату картами сразу из приложения (минуя Apple Store с их комиссией) и т.п.

Плюсы и минусы выбранного нами бизнес-пути Немного хочу раскрыть нашу модель бизнеса, показать ее плюсы и минусы. Сначала о минусах. Есть два источника монетизации: доработки от существующих клиентов и оплата тех.поддержки (18 000 р. в месяц). Поэтому нам нужно постоянно расширять клиентскую базу, при этом максимально стараясь убедить клиента делать приложения поступательно, используя наши наработки, не «сваливаясь» сразу в какие-то сложные, многофункциональные проекты. В основном это получается, но бывают и исключения. Любое исключение тормозит нашу работу, и мы рискуем перейти в плоскость чисто заказной разработки. Заказная работа позволит получить больший разовый платеж, но она сильно отвлечет разработчиков, значит остальные проекты «провиснут». Но! Удивительно, для клиента поступательная работа — это большой плюс тоже! Снижаются риски, сокращаются сроки выпуска приложений в достаточном базовом функционале, начинает набираться клиентская база, идет обратная связь и т.п. Минус, естественное, еще в том, что нам нужно сделать работу, зачастую не получая никаких денег, что требует инвестиций для подпитки бизнеса. Поэтому я не рекомендую такую модель работы для команды, которая развивается на свои средства.Плюсы? Концентрация на одном сегменте бизнеса (розничные продажи) позволяет себя ощущать на переговорах довольно уверенно, т.к. в процессе работы получаешь реальную компетенцию как же приложения могут помочь (или не могут, если бизнес лениться их продвигать). Бесплатная разработка в рамках базового функционала 

© Habrahabr.ru