Как мигрировать компанией за неделю и никого не потерять. История Monite
Многие компании сменили локацию в этом году. Среди них — клиент Geekfactor.io Monite, немецкий финтех-стартап. Буквально за неделю они перевезли сотрудников в Грузию. Мы поговорили с CTO компании Андреем Корчаком о том, чем помогла пандемия в релокации, все ли сотрудники согласились на переезд, легко ли было открыть юрлицо и чем может Грузия привлечь разработчиков. В общем, обо всём наболевшем.
Расскажи немного о компании. Чем вы занимаетесь, какой у вас штат?
Мы предоставляем сервис для тех, кто хочет реализовать в своем бизнесе финтех-фичи, но не хочет или не может потратить на это слишком много денег и времени своих разработчиков. Когда другой компании нужно встроить в свой продукт что-то, связанное с финансами — например, обработку командировочных от сотрудников, оформление бухгалтерских выписок или оплату входящих инвойсов, мы даем готовые API-сервисы и инфраструктуру, которая реализует все необходимые сценарии. Всё это безопасно и совместимо с законодательствами разных стран. С нами финтех-приложение можно запустить за дни-месяцы, без нас — за месяцы и годы.
Сейчас нас 45 человек, из них русскоговорящих — 25.
Как сотрудники распределены по странам?
Создание компании пришлось на карантинный 2020 год, поэтому мы изначально заложили модель remote-first. Мы сразу полагали, что люди будут работать откуда угодно в более-менее комфортном графике. Большая часть менеджеров продуктов, продажников и юристов у нас за рубежом, а разработка — в бывших советских странах. Русскоговорящих разработчиков у нас большинство.
Почему вы предпочитаете нанимать ребят из СНГ?
В России разработчик может выйти на работу за две недели-месяц с момента оформления контракта, то время как в Польше время ожидания растягивается от трех месяцев до полугода, а в Германии — 3–4 месяца. Для стартапа такие сроки найма — это слишком долго, поэтому трудовое законодательство бывших советских стран стартапам подходят больше. К тому же, наши инженеры часто обладают большей экспертизой, реальным опытом и энтузиазмом, им небезразличен продукт.
Минусы тоже есть — у ребят часто бывает плохо с английским. Иногда приходят люди с неадекватными зарплатными требованиями. Сделает человек пару раз что-то в Kubernetes и пишет у себя в резюме: Senior DevOps, хочу много денег. Если же выстроить хороший процесс поиска кандидатов и отобрать специалистов, которые знают английский и указывают в резюме навыки, которыми действительно обладают — таким кандидатам можно дать желаемую зарплату и заморочиться с релокацией.
Насколько быстро вы приняли решение о переезде компании и перевозке сотрудников?
Генеральный директор всё понял 27 февраля, я же был настроен подождать и заниматься релокацией без спешки. Однако довольно быстро стало понятно, что затягивать с перевозкой бизнеса не стоит. 2–3 марта первые люди уже сели в самолеты, а 7 или 8 марта вылетел я с женой. Конечно, всё происходило в хаосе — когда уезжаешь внезапно, всегда что-то пойдёт не так. Где-то рейсы не состыковались, кто-то выпал из рабочего графика. В процессе мы уже поняли свои ошибки, и тем, кто вылетал уже после первопроходцев, было попроще.
Как вы выбрали Грузию?
Несколько дней мы оценивали происходящее. Поняли, что, например, в Турции ожидают проблемы либо с банковскими счетами, либо с получением резидентства. В некоторых других странах мы нашли визовые и юридические сложности.
Посмотрели много стран — где-то либо логистика получилась дорогая, где-то визы предоставлялись не такие комфортные. Поняли, что экстренно, быстро и относительно удобно для всех, вывезти сотрудников можно либо в Армению, либо в Грузию. В Грузии у нас уже были знакомые юристы и основатели других компаний, которые помогли с консультациями. Плюс из Тбилиси есть много прямых рейсов в нужные там города ЕС —, а это важно для наших коллег из офисов в Голландии и Германии.
Как команда восприняла выбор страны? Все ли согласились переезжать?
Переехать в ЕС или Штаты и раньше было недешево и непросто — нужно подготовить N-количество документов, контракты. Перевезти одного человека стоило бы $15–20 тысяч. Как стартап мы не закладывали такие траты в этом году.
Поэтому мы остановились на промежуточном варианте — выезжать в страну с максимально простыми условиям для въезда и максимальным уровнем комфорта и развития инфраструктуры. Грузия в этом списке оказалась на первом месте. Очевидно, о постоянной жизни Грузии мечтают не все наши инженеры — , но это компромиссный вариант, с которым мы можем продолжить работу и сохранить хорошее качество жизни.
Есть и другие плюсы — например, 1% налогов для контракторов. Многие здесь за счет этого получают больше, чем до этого получали в России (у большинства контракторов сумма оплаты их труда фиксируется до налогов). Для основателей и владельцев стартапов тоже есть очень приятный бонус — если вы открываете компанию и живёте в Грузии, после продажи бизнеса вы платите очень маленькие налоги. Для сравнения, в той же Португалии после продажи вы теряете на налогах десятки процентов. А в Германии вы и вовсе получите на руки только половину суммы. Если у вас есть опционы или акции, стоит задуматься о том, чтобы задержаться в Грузии надолго — это финансово окупится.
Не все наши сотрудники торопились уехать. Есть такие, которые не бросаются в задачи или проекты с головой — им нужно подумать, взвесить риски. У кого-то были сложности — например, нужно помочь больным родственникам, или перевезти детей, кто-то заключал сделку с недвижимостью. Но зз наших сотрудников лишь 3 человека ответили, что их в данный момент переехать не смогут — остальные же предпочли уезжать как можно быстрей.
Как вы поддержали сотрудников во время переезда?
Мы оплачивали билеты и переезды, наняли агента по недвижимости. Он, к сожалению, мало чем помог, поскольку ценник жилья в Грузии за недели подскочил в разы. В Тбилиси одновременно приехало несколько десятков тысяч людей, им все понадобились адекватные квартиры, и все хорошие объекты недвижимости улетели по ценам в космос. Мы нашли агентство, занимающееся поиском жилья, но в силу возникшего дефицита на рынке ребята потратили на поиски жилья по месяцу-полтора. Многие решили это время оставаться в отеле и спокойно искать себе квартиру.
Мы полностью спонсировали здесь легализацию наших инженеров. Юристы перевели все контракты из России сюда, нашим сотрудникам объясняли, что к чему, подписывали с ними документы. Помогали открыть счета в банке. Банк, правда, оказался сомнительного качества и в марте в нем сломались трансграничные платежи — евро-транзакции с нашего счета доходили в Грузию через раз. Мы смогли быстро пересылать деньги в этот банк в любой валюте, но не в евро, а после и вовсе помогли всем сделать счета в другом, более надежном банке. Но с первого дня наши сотрудники получили карты Visa и MasterCard, работающие в любой стране.
Сколько времени в среднем занимает перевозка сотрудника?
В основном у нас люди быстрые на подъем — они за неделю собирают вещи и уезжают. Кто-то потом возвращается, чтобы собрать вещи или закончить какие-то дела. Но в целом люди переезжают, селятся, через несколько недель делают выезд за вещами. Кто-то вообще договаривается, чтобы родственники отправили багаж по земле через границу — или заказывает доставку.
Какие сложности были ожидаемы, а какие вы не предвидели?
Не могли представить, что квартиры за $500 будут стоить $1200, и агентства нам никак не смогут помочь с поиском хорошего жилья. Вдобавок к этому выдалась довольно суровая весна. Город был завален снегом, и квартиры в относительно теплой Грузии к этому не совсем приспособлены. Бывало, работает кондиционер и домашний котел отопления, а в квартире всё равно +15 °C. Ты приехал, а в квартире мороз и жильё стоит как двушка на Тверской. Сейчас мы всё оставили позади, конечно, но в те дни мы много отвлекались на бытовые вопросы.
А какие плюсы нашли у переезда?
Мы качественно проводим выходные и отпуска. 20–30 минут от города на машине — и ты попадаешь в горы, на озера, в национальные парки. Можно даже пешком пойти на трекинг к каньонам и водопадам. В российских мегаполисах так не получится, на организацию качественного досуга нужно потратить много времени и денег —, а тут до Гудаури (горнолыжный курорт) ехать всего пару часов, и там очень хорошие условия для отдыха. Можешь заняться сноубордингом или лыжами, есть сноупарк с трамплинами. Настали выходные — и ты там, но при этом живешь и работаешь в городе, со всеми плюсами городской жизни.
Тбилиси находится на шестом месте самых дешевых мегаполисов мира. Такси стоит $1,5–2, доставка еды может стоить $0,5. Качество еды тоже немаловажно — прекрасные фрукты и овощи стоят дешево, много фермерских продуктов, пообедать в ресторане стоит дешево по сравнению с Россией — и везде вкусно. Год, два, три (да и больше) здесь можно провести в таком режиме, и многим здесь уже очень понравилось. В перерыве от работы вышел на улицу, вокруг зеленые горы, приветливые люди, ты только что сытно и вкусно пообедал в грузинском ресторанчике и теперь едешь на работу бизнес-классом за $1,5.
Как быстро получилось адаптироваться?
Это всё очень индивидуально. Наш инженер Сергей, например, всю жизнь много путешествовал, и благодаря частым сменам обстановки он быстро приспосабливается. Приехав в Тбилиси, он сказал: «Окей, буду жить здесь». Ему не так важно, где жить, главное — заниматься любимым делом
Есть те, кто не часто выезжал за пределы России, кто привык к определенному ритму. Есть семейные ребята с детьми, им нужно искать детские сады и школы. Такая смена привычной обстановки и обилие бытовых вопросов вызывает дополнительную нагрузку на мыслительные процессы, это приводит к стресс — и это абсолютно нормально в такой ситуации.
В ситуации вынужденного переезда важно не бороться с ситуацией, принять свой новый образ жизни, найти в нем плюсы и постепенно вернуться к своему привычному ритму.
Как по-твоему, IT-ландшафт изменится на российском и зарубежном рынках в текущих реалиях?
На российском рынке многие тормозят найм, потому что будущее неясно. Где-то сокращают подразделения, которые вели не основные бизнес активности — экспериментальный маркетинг, рассылки, эксперименты с машинным обучением. Существование подразделений, которые не приносят денег, оказывается под вопросом. Когда-то компании перекупали друг у друга разработчиков за бешеные деньги, сейчас покупать незачем — найм заморожен, многих уволили. Зарплаты перестанут так быстро расти — компании не видят смысла платить больше, потому что большинство сотрудников от них и так никуда не денется.
Вместе с этим растет пласт людей, которые хотят найти работу в других странах. Мы стали получать кратно больше резюме, и нам казалось, что нанимать новых сотрудников станет проще. Но глобально ситуация не поменялась — резюме стало приходить много, но отбор на первых стадиях интервью проходят очень немногие. Очень большой процент кандидатов плохо (или вообще) не говорит на английском и не понимает, как интегрироваться в европейские и американские компании.
Большая часть тех, кто хорошо владеет языками, и так уже работает в других странах или с иностранными заказчиками. А у тех, кто до этого не занимался своим английском, очень плохая конверсия в найм — ведь даже классному специалисту невозможно себя продать, если он не в состоянии не то, чтобы ответить на вопросы наших интервьюеров — часто и сам вопрос люди не понимают на слух. Так что большого наплыва российских специалистов на зарубежные рынки ожидать не стоит — рост будет плавным. Люди будут заниматься английским и учиться проходить интервью в западные компании (а об этом мы кстати писали: раз, два).
Какие у вас теперь планы на будущее?
Некоторым из наших ребят очень нравится в Грузии, они готовы задержаться на год-три (а то и больше). Кто-то уже сейчас настроен на Европу — и в ЕС есть хорошие варианты по релокации. Португалия, страны Средиземноморья — хороший климат, доступные визы, высокое качество жизни. Минус — большие налоги, с годового оклада в €90к может остаться €35–40. В некоторых странах ЕС инженеры схожей квалификации будут получать меньше, чем на аналогичной позиции в России.
Нужно проверять налоговые льготы или искать специальные визы. Все обстоятельства будем анализировать и взвешивать, но remote policy останется — пусть люди работают, откуда им нравится. Тем, кто захочет переехать, мы будем подбирать правильный вариант и искать юристов, которые помогут с переездом.
Многие российские стартапы попадают в одну и ту же ловушку: нанимают слишком много людей, говорящих на одном и том же языке и принадлежащих к одной и той же культуре. Если разбавлять их другими культурами, то получится международный стартап. Если этого не делать, получается российская компания, выехавшая за границу. Это по-разному выглядит снаружи и по-разному ощущается как клиентами, так и сотрудниками.
Поэтому мы фокусируемся на том, чтобы приглашать людей из других стран. У нас сейчас работают ребята из Румынии, Польши, Голландии, Бразилии, Германии, Англии, Украины, Таджикистана и, конечно же, Грузии. Кто-то уже вышел на работу, для кого-то готовится контракт.
Российским инженерам у нас по-прежнему комфортно — у нас много русскоговорящих сотрудников, и благодаря этому интеграция в западную рабочую культуру проходит постепенно, без стресса. Здесь тебя понимают, многие проходили через твои сложности. Ты постепенно перестраиваешь рабочую этику и подход к коммуникации по западным стандартам и готовишься к тому, чтобы стать крутым инженером на международных рынках, не только на российских.
Подход к работе мы не изменим — мы по-прежнему хотим совмещать преимущества стартапа с устоявшейся инженерной культурой. У нас можно быстро создавать новые фичи и менять продукты, но при этом всё, что должно быть задокументировано — задокументировано, что должно быть откомментировано — откомментировано. Есть комментарии кода, документация, инженерные гайдлайны, стандарты. Это все помогает быстро влиться в ритм и спокойно работать.
За саморекламу простите, не удержался. Но у нас действительно круто. Присоединяйтесь!
Интересно работать в Monite или других классных компаниях? Напишите нам — мы подберём что-нибудь подходящее для вас. Сейчас нам очень нужны Python-разработчики для работы удалённо или с релокацией.
Читайте также: