Как менеджеру продукта быстро тестировать гипотезы

af8b03ec90db6646b33ff379bb19df07.png

1ab3b25989633dcc097650c8c5e03b4a.jpgАвтор статьи: Кристина Курдюмова

Кристина Курдюмова — ментор продактов, product manager Avito, стрим активация новых пользователей

В современном быстро развивающемся мире бизнеса менеджеры по продукту сталкиваются с постоянной необходимостью принятия решений на основе гипотез. Однако, длительный и сложный процесс тестирования гипотез может замедлять развитие продукта и приводить к потере конкурентоспособности. В этой статье я решила рассмотреть несколько методов, которые помогут продакт менеджерам  ускорить процесс тестирования гипотез и принимать обоснованные решения быстрее.

Технологические компании, такие как Google, Amazon, Facebook, Airbnb,   Netflix выстроили непрерывный процесс экспериментирования. Количество экспериментов в единицу времени — поражает:  

Airbnb 700 проверяет гипотез в неделю,  

Uber, Amazon проверяют 1200 гипотез в неделю

Мы собрали шесть способов, внедрив которые вы увидите увеличение скорости тестирования гипотез. 

  1. Нужно всегда начинать с первого шага для быстрого тестирования гипотез — это правильной формулировке гипотезы. Определитесь с конкретным вопросом, который вы хотите исследовать, и сформулируйте гипотезу так, чтобы она была четкой, измеримой и конкретной. Это поможет сфокусироваться на основных целях и упростит процесс сбора данных. Верно сформулированная гипотеза — «Если мы сделаем Х, то это повлияет на Y» это 50% успеха.

  2. Второе — применение концепции MVP позволяет тестировать гипотезы на ранних стадиях разработки продукта. Создайте минимальный жизнеспособный продукт, содержащий основные функции и возможности, необходимые для проверки гипотезы. Запустите MVP и соберите обратную связь от пользователей, чтобы быстро понять, работает ли ваша гипотеза.

  3. Третье — старая добрая, декомпозиция. Всегда разбивать самые «большие» инициативы на маленькие. Чтобы быстрее тестировать каждое изменение и видеть влияние на метрики. Ведь собирать несколько небольших изменений и сразу их тестировать намного эффективнее и быстрее, нежели разрабатывать 1,5 месяца и в конце не увидеть результат. 

  4. Четвертое и самое популярное в развивающихся продуктах — А/Б-тестирование. Это способ быстрого сравнения различных вариантов продукта или функциональности. Разделите пользователей на две группы: одной предложите текущую версию продукта, а другой — новую версию, основанную на гипотезе. Сравните результаты и сделайте выводы о том, какой вариант лучше соответствует вашей гипотезе. Подробнее про этот способ писали тут https://habr.com/ru/companies/otus/articles/734768/ 

  5. Discovery команды. Сотрудничество с командами исследователей, дизайнеров, аналитиков позволяет ускорить процесс как генерации, так и тестирования гипотез. Регулярное общение и совместная работа помогут быстро находить точки роста, прототипировровать и тестировать новые идеи. Обычно, такие команды небольшие до 5 человек, работает такая команда по отдельным спринтам [опционально]. Тесное сотрудничество позволяет эффективно тестировать гипотезы и сокращать время, необходимое для их проверки.

  6. Работа в HADI циклах. Это циклы, которые состоят из четырех блоков: формирование гипотезы (Hypothesis), ее проверка (Action), получение измеряемого результата (Data) и выводы (Insights), на основании которых мы формулируем дальнейшие гипотезы. Также данный метод предполагает сбора «группы роста» в которую входит кроме аналитика, менеджера по продукту и дизайнера еще и frontend разработчик. 

  7. Создание команд роста — Growth Hacking. Это непрерывная работа отдельной команды над генерированием и проверкой гипотез, которые должны обеспечивать быстрый темп роста показателей бизнеса: конверсии, выручки, прибыли и других метрик. В основе этой команды все те же специалисты, но их задача — делать discovery и отдавать в разработку только те гипотезы, которые уже работают и влияют на метрики. 

  1. Постоянное изучение рынка и пользователей. Чтобы быстро тестировать гипотезы, важно постоянно изучать рынок и потребности пользователей. Следите за тенденциями, анализируйте данные о поведении и обратной связи пользователей. Это поможет вам формулировать новые гипотезы и проверять их на практике, основываясь на актуальной информации.

  2. Использование автоматизации. Это ключевой элемент быстрого тестирования гипотез. Используйте инструменты, дизайн системы внутри компании и платформы, которые помогут вам автоматизировать процессы сбора данных, анализа и обратной связи от пользователей. Например, вы можете использовать инструменты для опросов и аналитики, которые позволят вам быстро получить нужную информацию и сделать обоснованные выводы. 

Быстрое тестирование гипотез — это критически важный аспект работы менеджеров по продукту. На менторстве мы разбираем с учениками кейсы, генерируем решения и быстрые способы проверки гипотез — пишите в телеграм product_kris. Время турбулентности, изменения рынков и экономики — все это играет вам на руку, если вы умеете адаптироваться под потребности рынка. А чтобы точно попадать в цель — проводятся тысячи экспериментов. 

Если вы делаете быстрые улучшения постоянно, то сможете преодолеть долину смерти и выйти в плюс, а также оторваться от конкурентов даже если гигант-монополист.

Важно также помнить, что 9 из 10 гипотез не подтверждается. Отсюда формула — чем больше генерируете и тестируете гипотез => тем выше вероятность успеха. 

Статья подготовлена в преддверии старта курса Продуктовая аналитика. Узнать подробнее о курсе можно по этой ссылке.

Подписывайтесь на меня в других соц.сетях и получайте больше пользы:  

© Habrahabr.ru