Как лучше монетизировать разработку: продать или лицензировать
Монетизация патентов — одна из ключевых целей при их регистрации малыми и средними предпринимателями. По крайней мере в 2006 году опрос Европейского патентного ведомства показал, что получение прибыли — причина для регистрации в 50% случаев. Ценность нематериальных активов действительно высока — по некоторым подсчетам на них приходится 90% капитализации всего индекса S&P 500!
В то же время считается, что вплоть до 98% патентов никогда не приносят правообладателям существенной прибыли. В том числе это связывают с низким уровнем понимания, как именно можно монетизировать разработку. Самые популярные способы — реализация в производстве, продажа и лицензирование. Сравним два последних.
На схеме выше материал из исследования Европейской комиссии. Оно показывает динамику выдачи лицензий по всем отраслям с 2008 по 2011 года. В среднем механизм лицензирования разработок набирает популярность по всем отраслям.
В чём ключевая разница?
Основные факторы при выборе между продажей и лицензированием — полнота передачи прав и порядок оплаты. Так, при продаже выплата обычно единовременная и крупная, а при лицензировании правообладатель получает роялти — отчисления с прибыли того, кто купил лицензию. Стоит учитывать ряд моментов:
Договор лицензии также может предусматривать единую начальную выплату, к которой позже уже будут добавляться проценты от использования собственности;
От выбранного способа зависит то, как доходы будут отображаться на балансе компании. В российских стандартах бухгалтерской отчетности можно записать в актив всю сумму лицензионного договора, а не только уже по факту полученные деньги. Международные стандарты в этом отношении более жёсткие;
Получения роялти может и не произойти, если лицензиат (тот, кто приобрёл право собственности) не сможет реализовать разработку в нужном объеме.
Также стоит учитывать, что обращаться к продаже предпочтительно в отношении только непрофильных патентов (мы уже писали об этом на Хабре). Продажа — это полное отчуждение прав с минимальными возможностями оспаривания. Многие рекомендуют не лишаться полностью патентов, которые ещё могут пригодиться самой компании, в том числе если она решит немного сменить направление деятельности.
Плюсы и минусы продажи интеллектуальной собственности
Итак, основной минус — права передаются полностью и навсегда. Однако это не исключает очевидных преимуществ:
Крупная единоразовая выплата, которую можно сразу использовать для финансирования следующих разработок или другой цели;
Отсутствие зависимости от коммерческого успеха разработки в дальнейшем;
Отсутствие необходимости судиться с лицензиатом, если тот решит прервать выплаты;
Отсутствие необходимости искать лицензиата, который будет действительно способен извлечь прибыль из разработки и, как следствие, заплатить щедрую комиссию.
Тем не менее, сфера продажи патентов развита не так сильно — основной упор идёт на частичную передачу прав. В первую очередь стоит учитывать риски покупателя патента — если разработка себя не оправдает, то заплаченная сумма от этого никак не изменится. В случае с лицензиями обе стороны несут не так много рисков в этом плане.
Легко ли найти покупателя?
Для поиска покупателя для патентов за рубежом предусмотрено достаточно много механизмов:
Самостоятельный поиск покупателя, включая посещение тематических выставок и мероприятий;
Обращение к патентным брокерам. В отличие от патентных поверенных, патентные брокеры специализируются на экономической, а не юридической составляющей интеллектуальной собственности. Они помогают оценить разработку и найти на неё покупателя;
«Банки интеллектуальной собственности» — платформы по хранению интеллектуальной собственности и обмену информацией между изобретателями. Одна из самых известных — цифровой IP Bank, использующий для хранения данных об интеллектуальной собственности блокчейн-технологию;
Аукционы. Некоторые проводятся онлайн, а компания Ocean Tomo в 2007–2009 годах провела целый ряд очных аукционов интеллектуальной собственности.
Практика последних показала не очень хорошие результаты, отражённые на диаграмме ниже. За более чем 120% от оценочной стоимости за всё время (2007–2009 года) было продано максимум 15% лотов. При этом отмечается, что на ранних аукционах лоты могли продаваться всего по 2000 долларов, а на более поздних уже минимальная резервная цена равнялась 10 000 долларов.
Результаты аукциона осенью 2008 года. Именно этот аукцион выбран, поскольку на нём торговалось наибольшее число лотов (48 штук). Они содержали 77 патентов. Участники торгов тогда заплатили в целом 12,8 млн долларов при оценочной стоимости выставленных патентов в 48 млн долларов. То, насколько стоимость лотов при продаже соответствовала оценке, представлено на диаграмме.
Специфика сделок между мелкими предпринимателями или отдельными физическими лицами и средними или крупными компаниями в том, что первым нужно быть готовыми отстаивать свои права в суде против крупной организации. Последняя может решить, что платить за разработку не так обязательно, если риск проигрыша в суде минимальный.
Плюсы и минусы лицензирования интеллектуальной собственности
Сразу стоит учитывать, что типов лицензирования множество. Лицензия может различаться по способам оплаты, по сроку действия, быть исключительной или неисключительной.
Практически универсальных для любого типа преимуществ несколько:
Если у изобретателя нет ресурсов по выводу разработки на рынок, то можно передать такое право располагающему ресурсами лицензиату. Если идея окажется коммерчески удачной, то можно будет не терять права на разработку и монетизировать её уже другими способами, в том числе развитием собственного производства;
Лицензирование часто используется для урегулирования конфликта с нарушителями интеллектуальных прав. Если кто-то уже использует и реализует разработку, лицензия позволит получать доход с этого. Однако стоит учитывать, что подобное обычно устанавливается в судебном порядке;
Лицензирование технологии развитой компании позволяет быстрее вывести продукт на рынок и извлечь максимальную прибыль до истечения срока действия патента;
Все коммерческие риски при выходе на рынок берёт на себя лицензиат.
Не стоит забывать и о таком механизме, как перекрёстное лицензирование. Если у двух или более компаний есть патенты, относящиеся к одному типу продуктов, то они могут заключить соглашение об обоюдном доступе к патентам всей группы — и своих, и конкурента. Например, такое соглашение было заключено в 2014 году между Twitter и IBM.
Как показывает схема из проведённого Европейской комиссией исследования, как минимум в период с 2008 по 2011 года доход предприятий из самых разных отраслей от лицензирования в большинстве случаев рос.
Итоги
Оба подхода требуют длительной подготовки. При этом продажа патента часто воспринимается как «крайнее средство», требующее особенно долгого обдумывания. Однако это всё равно более простой и менее требовательный способ, если не брать во внимание возможные трудности при поиске покупателя. Так или иначе, для обоих методов нужно обладать не только самой идеей, но и связями или инфраструктурой для того, чтобы вызывать доверие к разработке у покупателей.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.
Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.