Как купить «Гибсон» и не потерять голову (в том числе свою)
Привет, я Кирилл, фронтенд-лид. Это значит я не просто иду по таскам, а строго слежу, чтобы созвоны не заняли всё свободное пространство. Ещё я регулярно собеседую и общаюсь с сотрудниками, а это (сюрприз) не только рабочие темы.
В статье покажу свою мини-коллекцию гитар, бас и расскажу, как моё хобби помогает отвлечь коллег от рабочих тем в перерывах. Чтобы вы не заскучали, если больше любите код, к моделям гитар подберу аналогии с JS-фреймворками.
Как я стал гитаристом
Как и многих детей в 90-ые, меня привела в музыкалку мама — мечтала, чтобы я заиграл на фортепиано. Дома папа включал «Машину времени», а на улице ребята заслушивались Цоем. В музыкалке были только сольфеджио и Моцарт, поэтому я забросил уроки и ушёл во двор осваивать три аккорда.
С гитарой пошло бодрее, я набирал скилл, стал ходить на гаражные репетиции. Нам, старшеклассникам, дали комнату для репетиций в молодёжном центре, чтобы мы не курили по подъездам (спойлер: мы всё равно иногда приносили пиво). В подсобке запирали инструменты, чтобы их не сломали другие группы — ключ был только у нас, но ручки эквалайзера на басовом комбике всё-таки кто-то оторвал.
Вместо оплаты аренды раз в полгода мы делали отчётный концерт. Выступали без звукача, но публика звала нас на бис даже с таким звуком. Мы думали, что идём круто, пока директор центра не спросила нас после концерта: «Ну вам самим-то хоть понравилось?». Осадочек, конечно, остался.
Сейчас под тем же названием выступают другие ребята. Я рад, что они «затёрли» нас в интернетах, и мои фото-видео из подмосковного ДК просто так не найти.
Китайский Fender Stratocaster
В 15 лет я «наныл» родителям на электрогитару — реплику Fender Stratocaster. Конечно же, made in China.
На новой, тогда ослепительно белой гитаре лаком для ногтей мы с ребятами нарисовали татуировку — примерно такие били тогда девчата над копчиком. Вблизи смотрелось ужасно.
Мой первый Stratocaster чем-то похож на фреймворк jQuery. Вроде, зарекаешься использовать его, тем более в 2024-ом, а потом встречаешь и даже испытываешь ностальгию.
Месяц назад я восстановил этот Strat. Съездил к родителям, взял то, что осталось (гриф и деку) и за пару вечеров собрал старые дрова, получилось даже неплохо. Теперь нужно разобраться в электрической схеме, потому что я накрутил туда и отсечку, и killswitch, попутно заэкранировал, но это всё ещё достаточно сильно фонит.
«Стратокастер» в процессе восстановления. Навесное оборудование установлено, электрика не подключена
Новенький Ibanez
Следом появился синий Ibanez S470DX ABM в 2004 году. Его тоже подарили родители — они не видели ценности в ретро-инструментах («новое же лучше!») и взяли его нулёвым. Хорошо хоть покупка была относительно бюджетной. Я понял, что для лучшего звука и удобства игры надо брать б/у-шных японцев 80-ых годов, как раз после этих «граблей».
С этим Ibanez я впервые съездил в гитарную мастерскую для отстройки двухстороннего бриджа фирменной конструкции, и мне так не понравилось, что во второй раз я решился на любой ремонт только спустя 20 лет.
Ibanez похож на фреймворк Nuxt, универсальный инструмент: трёхпозиционный (теперь) переключатель и пуш-пул вместе дают дополнительные варианты звука. На других бюджетных гитарах потенциометром Volume можно регулировать только громкость, а на Ibanez можно получать два характера звучания — сингл и хамбакер.
Дальше на исходе нулевых меня затянул веб-дизайн, он окупал вложения быстрее, чем музыка. Я старался репетировать параллельно, но часто пенное работа пересиливала.
Как внезапно у меня стало 7 гитар + бас
После веб-макакинга я пересел на JS, всё постигал сам, базы из вуза или курсов у меня не было. Китайская гитара пылилась в кладовке у родителей. Ibanez был ближе, но тоже где-то в шкафу. К тому моменту ему уже требовалась шлифовка ладов и прочие вмешательства, близкие к хирургическим. В общем Ibanez ждал, когда я решусь отдать его специалистам.
Бас Fender
В июне 2022-го я пришёл в Альфу на перспективный проект. Релиз стоял на октябрь, и даже 5 месяцев на запуск выглядели очень смело. Ноябрь мы встретили в штопоре, старт затягивался. Мне казалось, что есть риск уйти в запой и вылететь из айти к чертям.
В один прекрасный день я понял, что дальше так продолжаться не может, и нужно что-то менять. Слушая радио «Эрмитаж» по дороге на работу, я вспомнил о давней мечте и купил себе Fender Jazz Bass Special приблизительно 1985 года. Покупка баса переключила мысли, по вечерам я садился играть и не думал о задачах. Плюс днём начал отвлекаться на выбор струн, усилителя и прочих ништяков.
Эта бас-гитара чуть старше, чем я, она производилась с 1984 по 1987-ой. Конечно же, в Японии (да-да, тот самый «б/у японец 500$», хотя пришлось накинуть комиссию магазину). От рождения она была белой, но с возрастом ушла в салатовый.
Общение на форумах и собственный житейский опыт вместе с покупкой баса на практике подтвердили прелесть ретро-инструментов. Ещё почти год я метался в своих мечтах от одного производителя гитар к другому, от одной формы к другой, от хамбакеров к синглам и обратно. Пока наконец не осознал, что универсальная гитара, если и существует, мне не понравится. Осталось признать, что тратиться придётся куда больше (а если бы ещё вспомнил про сопутствующие аксессуары…).
Так началась моя коллекция. Вернее, робкие мысли собрать инструменты, которые впечатлили меня в юности.
Gibson SG 61 Reissue
Волевым решением было остановиться на чём-то одном. Первой жертвой гитарой после долгого перерыва стал вишнёвый Gibson SG 61 Reissue. У него узнаваемая форма — на таких играет гитарист AC/DC.
Если вы видите Ангуса Янга, будьте уверены, у него в руках Gibson SG
Некдайвинг я пофиксил с помощью широкого (8 см) кожаного ремня. А больше минусов и нет, только особенности.
Мои отношения с SG чем-то похожи на знакомство с Vue.Vue был первым фреймворком, на нём я проработал 2,5 года, но количество вакансий React заставили положить его на полку. Так же и SG в моей коллекции занял почётное, но не первое место.
Покупка Gibson напоминала триллер. Я был в командировке и после митапа в ночи (пока все наслаждались пятничным вечером) поехал по объявлению то ли в Митино, то ли в Тушино со 150к наличности в кармане. Из темноты мне навстречу вышел человек с тремя гитарами — одна в руках, две другие на плечах. Мы оба видели друг друга впервые.
Я предложил свою помощь, но продавец тактично отказался. Было видно, что ему неудобно с такой ношей, но не передавать же дорогой инструмент малознакомому человеку. А я боялся встретиться с нехорошими людьми в подъезде неизвестного мне дома.
Зашли в дом, я поиграл, всё проверил и говорю: «Беру, только возьму деньги из куртки в прихожей». Мы обменялись тяжёлыми взглядами: я на измене, что меня ограбят, продавец уверен, что я достану из куртки ствол вместо налички. Успокаивало присутствие в квартире ребёнка. А для подстраховки я написал соведущему митапа, что если в назначенное время не выйду на связь, надо вызывать службу безопасности банка принимать меры. Всё обошлось.
Зелёный Telecaster
Ещё одна гитара — корейский Fenix by Young Chang Telecaster, достался мне от хозяина квартиры в Питере. Пару лет он грозился её забрать, но, скорее всего, уже не станет.
Я долго не проявлял к ней интереса, думал, корпус у неё, как у моего первого Страта — из слоёной фанеры. Стал узнавать детали: оказалось, она сделана из цельного дерева, а завод-изготовитель даже выполнял одно время заказы на Squier для Fender (но это неточно). То есть всё это время у меня под носом был вполне себе ничегошный «телек».
Пионеры неумело провели доработку и отпилили часть бриджа, чтобы вместо сингла поместился хамбакер, и на ней стало возможно высекать. Звукосниматель я заменил на что-то от Epiphone, поставил струны 11-го калибра и начал учиться играть рифы Слипкнота, как Джим Рут.
Коты моё хобби одобряют
Какую веб-технологию мне напоминает эта гитара? Скорее всего, WordPress или Drupal. Пока ещё живо ощущение, что это не самый крутой инструмент, поэтому достаю я его редко. Лежит он где-нибудь в чехле в шкафу, и при желании поиграть на нём нужно приложить некоторое количество усилий перед тем, как приступить к процессу игры. Всё как с вышеупомянутыми CMS.
Greco Les Paul
Спустя полгода я взял Greco Les Paul 78-го года. Покупку можно назвать спонтанной. Я нашёл редкую запчасть для Ibanez и поехал в магазин б/у винтажных инструментов. Владельцам таких заведений нужно выживать, поэтому они вынуждены добавлять конскую наценку ко всем товарам.
В качестве компенсации этой наценки я попросил дать поиграть на каком-нибудь «том самом» японском Лес-Поле. В интернетах про них есть разные мнения, кто-то доволен, кто-то нет. Я сам склонялся к пессимистичному «не может копия быть лучше оригинала» и решил для себя поставить точку. Поставил.
Две недели пытался отговорить себя от покупки, но только убедился, что очень хочу именно эту гитару. В баре после митапа я понял, что хочу бросить всё (даже недопитое) и поехать в магазин, чтобы снова взять в руки эту гитару. Но время было позднее, пришлось отложить на следующий день.
В финальном сравнении участвовали: такой же Greco, но 86-го года; Gibson Studio 120-th Anniversary и Gibson Les Paul Standard. И только от «стандарта» я получил схожие ощущения. Остальные конкуренты мне не понравились.
«Стандарт» был дороже больше чем в два раза, да и выглядел как «стандарт», в то время, когда мой впоследствии Les Paul выполнен под Custom (для счастливых не гитаристов — у Custom обводка на корпусе пошире). При этом за 2–3 недели до покупки я не хотел в обозримом будущем покупать Les Paul, а тем более чёрный.
И вот теперь у меня дома реплика культовой Black Beauty (об этом факте я узнал уже после покупки) и очень удобная по меркам Les Paul гитара, которую я не выпускал из рук несколько месяцев.
Les Paul — это как React для фронтендера. Не хотел брать, ибо не «тру», по моему мнению — нужно всегда брать альтернативный инструмент, чтобы конкуренция была и скиллы росли. Но теперь и React, и Greco — мои основные инструменты.
Не удержался и через пару месяцев под Les Paul купил тысяч на 30 всяких штук.
Собрал педалборд, сколько-то побаловался и перестал, потому что у меня появился процессор (ещё минус 30к): он содержит всё это и даже больше. В процессоре можно переключаться между 7 педалями, одинаковыми по смыслу, но от разных производителей, и не покупать ни одну из них. А ещё процессор можно перепрошить, скопировать в него пресеты других музыкантов, добавить новые импульсы усилителей и кабинетов. В общем, мог бы быть идеальный вариант, но гитаризм такой гитаризм…
Процессор стал удобным решением вопроса «Как не таскать на репетиции ещё и рюкзак, помимо чехла с гитарой и аксессуарами». Но только на время. К моменту выхода статьи всё снова поменялось, и я начал собирать уменьшенный педалборд…
Fernandes TEJ
Последнюю Следующую гитару в коллекцию я купил летом. Заказал Fernandes TEJ 1987-го года выпуска, как и я сам. Белый лак — максимально непрактично, я так и хотел, ведь чёрная гитара у меня уже была. Гитару прислал продавец из Краснодара в мой день рождения. Я радостно открыл коробку на почте и сразу грохнул гитару об пол. Хорошо, что это не «Гибсон», всё осталось на месте, и гитара не пострадала.
Fernandes TEJ для меня как Next. Сам по себе Next — это фреймворк для React, он содержит преднастроенное окружение, чтобы проект завёлся из коробки, и у тебя всё было разложено по папочкам. Так и здесь: берёшь эту гитару, и она уже со всеми вариантами звукосъёма при минимальном количестве элементов управления, универсальна и ко всему подходит.
Со временем на её корпусе цвета престарелого зуба вскрылась надпись «POP». Я узнал о ней, только когда притащил гитару в место с другим освещением. Для меня загадка, в каком контексте предыдущие хозяева использовали инструмент и сделали эту наклейку. Сейчас она отклеилась, а надпись теперь выцветает вместе с «зубом».
Спустя три месяца с покупки Fernandes у меня промелькнуло желание купить белый Les Paul. Тогда попался вариант от Orville с такой же выцветшей надписью, только слово было «Happy». Я думал сделать из этого традицию, но пока не зашло
Через два месяца я повёз Fernandes обратно в Краснодарский край. К счастью, не возвращать. Поехал в отпуск в Сочи, захватил гитару и не пожалел, играл в поезде и в номере. Туда-обратно выкупал всё купе, и оба раза у гитары было обилеченное место.
На четвёртую полку можно было взять ещё одну «попутчицу», но я сдержал порыв
Jackson RR
Пока я писал эту статью, наступил промозглый ноябрь. Предвидя стандартный для финтеха напряжённый конец 4 квартала, я вспомнил, как мне два года назад помогла покупка баса, и купил Jackson RR. Гитара не менее узнаваемая, чем Gibson SG или Fender Stratocaster. В этот раз покупка изначально была оправдана ещё и практической целью.
Дело в том, что уже месяца три мы с коллегами ходим раз в неделю поиграть каверы на старые песни. Я пробовал брать разные гитары из своей коллекции. На постоянке остались Les Paul и Fernandes. Но удобнее всех оказался Gibson SG — по эргономике и весу.
Есть нюанс — когда Gibson падает на пол, от удара у него отваливается голова грифа, и он сразу дешевеет в два раза после дорогущего ремонта. Говорят, если у «Гибсона» не сломана башка, значит он не участвовал в концертах. Слухи о надёжности головы грифа меня смущают, поэтому носить эту гитару на репетиции в мягком чехле я не хочу. А если использовать родной кейс — теряется выигрыш в весе и добавляется новое неудобство: кейс за спину не повесишь, ходишь и рискуешь попасть в отделение как киллер.
Я начал смотреть реплики Gibson: Greco, Burny, Aria и т.д. Всё те же японцы за плюс-минус 500$. Предложения были, но за последние два года появился скепсис. При всех плюсах «дешёвых» копий, на моём опыте, они проиграли американскому «Гибсону». Раздумья занимали около месяца. Была непонятна дельта этого »+/-». За ~750$ можно взять тот же «Гибсон» младших серий (Special/Junior). Но возникал вопрос:, а сохранится ли тот самый плюс в эргономике?
Попытка пощупать Greco SG не удалась, потому что я долго думал. К моменту когда созрел, гитару уже купили. Но всё это помогло сформировать мои желания.
Гитара должна быть:
лёгкой,
с фиксированным бриджем,
желательно с креплением ремня посередине корпуса, как у SG.
И тут мне попадается объявление о продаже Jackson RR5. Япония, 2001 год выпуска (ценится у коллекционеров, потому что с 2002-го сменились владельцы компании Jackson), цвет Aged White. Гитару такой формы я хотел себе в коллекцию, но как раз необычная форма отодвигала гитару куда-то в конец очереди. RR наравне с Explorer мне казался роскошью, и покупать их нужно, когда под гитары будет выделена комната в доме или хотя бы квартире.
Пишу продавцу, что готов посмотреть и купить, если гитара «ляжет» в руку. Однако оказалось, что кто-то из тех, кто написал раньше меня, уже думает над покупкой. Но попытка стимулировать продавца фразой «Я в соседнем районе, ехать 30 минут, в течение часа готов быть на месте, деньги сразу», похоже, помогла.
К RR в нагрузку шёл кейс из дерева, а значит он тяжеленный. Продавец уверял, что на такой встречаются заказы — привезти из Японии даже без гитары будет стоить 60к. Я бы выставил свой на продажу, но кто купит? Я считаю, что кейс нужен гитаристу дважды в жизни: радостно принести покупку домой и при продаже, чтобы не падать в цене. Иногда бывает третий, когда несёшь обновку друзьям и хочешь покрасоваться.
Когда я успеваю играть на гитаре
Между задачами
Последние два года я беру в руки гитару каждый день. В отпуск тоже с инструментом, как вы уже поняли. Я встраиваю гитару в будни и бренчу, когда выдаётся 5 минут между созвонами или в обед.
Теперь мне не нужен виртуальный фон в домашнем офисе
Между митапами
Где-то раз в квартал я веду митапы по фронтенду. Иногда мы делаем тематические сходки: уже была гавайская вечеринка и D&D. Я загорелся сделать рок-квартирник, возможно буду объявлять спикеров не только с микрофоном, но и с гитарой наперевес. Не зря же практикуюсь и собираю парк гитар.
Ещё, конечно, я трещу с коллегами про гитары. В Альфе и в тусовке фронтендеров знают, что я гитарист (теперь знаете и вы), подходят поболтать и подкидывают контакты таких же повёрнутых на инструменте. На митапах и собеседованиях тоже могу поболтать про своё хобби, чтобы скинуть стресс, всё-таки музыку слушают все.
Смотришь такой гитары и попадаешь на анонс своего митапа
Еду в офис с гитарой
Любые инструменты требуют техобслуживания. Если электрическую часть я могу чинить или модифицировать сам, всё, что касается геометрии грифа — для меня тёмный лес. Сам боюсь править что-то больше, чем крутануть анкер после смены сезона.
Пришлось задуматься о поиске мастера. Я нашёл неплохой ремонт на Петроградке через блогера, который стримит на разные гитарные темы и партнёрится с мастерской. Теперь с бо́льшим энтузиазмом вылезаю с удалёнки и в перерыв забегаю в мастерскую рядом с офисом.
Кто-то не только чинит, но и проверяет гитары с мастером перед покупкой. Я ни с кем не советуюсь, кроме жены. Она заразилась гитаризмом от меня и тоже заиграла. На 8 марта я купил ей акустику, но она чаще берёт в руки укулеле.
Я болею старыми не переклеенными гитарами в хорошем состоянии. У меня есть Gibson 99 года, но если увижу 98-ой или любой постарше — 85-ый или 79-ый, наверно, куплю. Недавно на полном серьёзе думал взять Greco Les Paul 74-го года, хотя у меня такой же вплоть до фирмы и цвета, но 78-го. К счастью, за два дня её забрал кто-то другой.
Переключаюсь и покупаю всякое
Я отрицаю у себя выгорание, но когда навалится дел — иду на сайты объявлений и смотрю гитары. Из последнего — я собрался в Москву и зажёгся купить белый Orville на Авито, но за две недели перегорел.
Сейчас у меня 7 электрогитар и 1 бас. Возможно, я позволю себе потратиться на кастом Gibson Les Paul, но пока вложился в ремонт своей уставшей машины.
Что ещё кроме гитар
Гитара — это ещё не всё. Коллекционер перед покупкой гитары должен найти место, где хранить её кейс. У меня три огромных кейса, которые занимают место в квартире.
Для баса мной куплен усилитель, при этом для гитар нужен свой усилок, потом педали, а к компьютеру — звуковая карта.
Кстати о звуковой карте. Я брал на вырост, 4-канальную, хотя двух каналов было бы за глаза, а это плюс к чеку.
К звуковой карте нужны мониторы (которые на самом деле колонки, а не дисплеи) по цене как Fernades, и это только стартовые, а нормальные стоят ближе к Gibson.
Прибавляйте звукосниматели: на Ibanez — я заменил два, на Fernandes — три (хотя их там всего два, третий запасной), на корейском телеке — пока один, но и он заменится в паре с нековым синглом на синглы, которые стояли в Fernandes), на страте заменю три, на LP пока стоят родные, но хочу попробовать Hot Rodded set, на RR поменяли до меня, но опыт подсказывает, что и там будут эксперименты… Отсечку точно нужно распаивать.
Хороший ли я гитарист
Начав собирать коллекцию, я поборол синдром отложенной жизни. Теперь я делаю то, что хотел всегда, и награждаю себя за труд (иногда ненормированный). Оказалось, купить все гитары, что я хотел в молодости, стоит не таких великих денег.
При всём множестве гитар я не высекаю так круто, как это может показаться. Как сказал мой коллега: «Покупать гитары и играть на них — разные вещи». Конечно, за этот год я стал играть гораздо лучше, но сам себя оцениваю на уровень джун+/мидл-.
Финальный аккорд
Гитаризм — это диагноз.
На вопрос, сколько ему нужно гитар, гитарист всегда ответит: «Ещё одну».
Наверно, у каждого айтишника рано или поздно появляется хобби, постоянная отдушина. Пусть не гитары — может, спорт или тачки (как там Хэмильтон, взял 8 титул?). Жизнь проходит, что вспомним в конце, неужели рабочие таски? Свою работу я люблю, но всё же отгородил в своём графике угол, вижу стимул вовремя закрыть задачи и переключиться на любимое дело.
Хочу общаться не только про фреймворки, иногда забывать про релизы и ностальгировать под кружечку-другую про лучший концерт, где я был, или самую крутую гитару, которая точно будет впереди.
Рассказывайте, какие гитары есть у вас и какую модель хотите заполучить больше всего. А я, как всегда, закончу созвоны и побегу на репетицию.