Как испортить полезный сервис (на примере Яндекс.Карт)
У Яндекса есть замечательный продукт — Яндекс.Карты. Значение этого инструмента уже, наверное, трудно переоценить: многие из нас пользуются Картами каждый день.
То, что делает этот продукт действительно интересным, это информация, генерируемая пользователями. В первую очередь, конечно, информация о скорости движения, которая преобразуется в карту пробок. А также текстовая пользовательская информация, когда люди предупреждают других о перекрытиях дорог, заторах и всяких опасностях.
Но без умелого модерирования любой продукт, в котором участвуют конечные пользователи, может серьёзно испортиться. Сейчас на примере Яндекс.Карт я покажу, как это происходит.
Нет, речь не о мате в «Разговорчиках». Без него даже не так весело. Сейчас разговор пойдёт о ситуации, когда, видимо, из лучших побуждений делают хуже. В принципе, уже многое понятно из первой картинки:
Это трасса М4. Наверное, лучшая трасса в России. Действительно мировой уровень: можно прямо после МКАД поставить машину на круиз-контроль и без лишнего напряжения за 4 с небольшим часа доехать, например, до Воронежа. Дорога сделана по всем стандартам. В частности, пешеходные переходы видно издалека. Знаки везде есть, они выполнены со светоотражающим покрытием.
Итак, в чём проблема? Проблема в том, что какая-то организация (в данном случае, Автодор) берёт инструмент для оповещения других о непредвиденных опаностях («восклицательный знак») и использует его таким образом, что он перестаёт быть значимым средством информирования. Всё как в древней притче про мальчика и волков. Если предупреждаешь — осознавай ответственность за свои слова. Иначе на 25-й раз тебя перестают слушать.
Скорее всего, чья-то чугунная голова во исполнение Высочайшего повеления о снижении смертности на дорогах, додумалась привести мероприятия, направленные на снижение, и прочая, и прочая… Вышло дико. Водитель, который хочет узнать, нет ли впереди ничего непредвиденного — аварий, пробок, перекрытий — вынужден много-много раз прочесть, что впереди будет пешеходный переход. Зачем? На местности, повторюсь, переходы и так отлично видны, дорога построена по всем правилам.
Вот ещё пример. Москва:
Такой дурью маются уже достаточно давно. «Аварийно-опасный участок», сразу 4 предупреждения, налепленные почти что на одно и то же место. Какую конструктивную информацию дают эти предупреждения, которыми буквально утыкан весь МКАД на Яндекс.Картах? Водитель что должен сделать? Memento mori?
Современный водитель и так замордован всякой раздражающей информацией: плотность самого потока движения, реклама, предупреждения о камерах, бесчисленные развязки. И вот, когда он хочет свериться с картой, у него теперь кругом тоже раздражающие пометки, не несущие никакого практического смысла. Короче, сплошная невротизация. А нервированный водитель будет адекватнее вести себя на дороге?…
И вот ещё какой вред от такого подхода. Например, это действительно полезное предупреджение:
может быть проигнорировано другими участниками движения, потому что все уже привыкли, что за восклицательным знаком на карте скрывает спам от ЦОДД.
Короче говоря, информация, передаваемая в рамках одной социальной сети, деятельность в которой направлена на решения конкретных задач (например, как Яндекс.Карты — картографическая информация, сопровождаемая участниками движения по поводу особенностей на местности), должна иметь вполне отформатированный, понятный вид. Так потери на расшифровку информации сведутся к минимальному уровню. А тем более, когда человек за рулём, время, на которое он отвлекается от управления с целью получить эту информацию из Яндекс.Карт, должно стремиться к минимуму.
Пример краткого и максимально понятного сообщения:
Здесь думать нечего: увидел краем глаза знак «перекрытие» и участок дороги, всё мгновенно понятно. Даже дублирование пиктограмм может не наносить вреда, а наоборот, сообщать водителю протяжённость ремонтируемого участка:
Здесь тоже всё понятно: ответ на вопрос «что случилось и почему затор» считывается пользователем мгновенно
А вот инструмент «восклицательный знак» уже далеко не так эффективен, когда мы хотим предупредить других водителей о чём-то действительно важном. Спасибо буратинам из больших организаций.
***
Этот момент рано или поздно (скорее рано) настаёт в жизни любой социальной сети (в широком понимании: там, где много людей взаимодействует друг с другом). То, что изначально проектируется как инструмент для взаимодействия с другими поверх обычного (это может быть caps-lock, выделение текста цветом, баннеры с призывом о помощи ребёнку, и т.д. и т.п.), легко портится, когда один из агентов ради решения сиюминутных задач начинает использовать его для привлечения максимального внимания. В итоге страдает вся экосистема сети: её агенты перестают должным образом реагировать на подобные предусмотренные конструкцией раздражители, либо заметно снижается скорость восприятия значимой информации.
В мало-мальски широком сообществе всегда найдутся группы людей, которые будут действовать вопреки долговременным интересам сообщества, преследуя свои личные цели.
И жаль, что Яндекс пускает этот процесс на самотёк.