Как интернет-провайдерам удалось избежать глобального блэкаута во время эпидемии
Несколько недель назад в сети стали появляться новости и статьи, в которых говорилось о проблемах глобальной сетевой инфраструктуры в связи с эпидемией. Все началось еще в январе этого года, когда Китай ввел жесткие меры против надвигающейся эпидемии. В тех регионах страны, жителей которых отправили по домам, резко возрос объем интернет-трафика, как по обычным, так и по мобильным каналам.
В итоге упала скорость передачи данных — в той же провинции Хубэй, с которой все началось, пропускная способность мобильных каналов связи снизилась на 50%.
Китай, затем Европа, потом — весь мир
Поднебесной удалось справиться с эпидемией, но вирус пришел в Италию, Германию, Испанию и другие страны Европы. Потом он стал активно распространяться в США. И проблема, которая изначально была замечена в Китае, постепенно стала глобальной — мир столкнулся с повышением объемов интернет-трафика.
По данным Ookla (именно эта компания стоит за сервисов SpeedTest), в тех же США скорость передачи данных в конце марта упала на 4,9%. Согласно цифрам, представленным Broadband Now, хуже всего картина в Сан-Хосе, Калифорния, где этот показатель составил 38% и в Нью-Йорке — 24%.
Конечно, проблемы были не только в США — в той же Италии недели три назад ситуация с нагрузкой на сети оказалась такой сложной, что провайдеры заговорили о возможности общенационального блэкаута.
Причины проблемы лежат на поверхности — поскольку сотни миллионов людей оказались заперты в своих домах, они стали использовать доступные способы получения и передачи информации, развлечения, учебы, работы. А это в большинстве случаев — интернет.
YouTube, Netflix, Facebook отметили пик пользовательской активности — количество активных пользователей и генерируемой ими информации достигло рекордных значений. Интернет-бизнес этих и некоторых других компаний оказался в выигрыше, ведь онлайн-компании получили повышенный доход.
Генеральный директор AT&T Рэндалл Стивенсон заявил о том, что количество звонков по беспроводной сети выросло вдвое, а передача данных по мобильной сети — на 40%. Он же одним из первых рассказал о том, что если трафик продолжит расти, это составит известную проблему не только разным сервисам, но и целым каналам связи.
Испанский оператор связи Telefonica заявил о том, что за первые несколько недель после введения карантина объем трафика, прошедшего через сети компании, превысил расчетный лимит на весь 2020 год.
В России рост интернет-трафика в первые дни после введения карантина вырос на 10-30%. По словам МТС, например, трафик в мессенджерах и социальных сетях вырос вчетверо, игровой трафик — вдвое, видеотрафик -примерно наполовину. В «Билайне сообщили» о 15%-ном росте объема звонков и примерно пятипроцентном росте объема трафика мобильного интернета. Ну а Мегафон отметил увеличение дневного трафика в сети до 60%.
Но регуляторы разных стран забили тревогу — уровень передачи данных вырос настолько, что это стало угрожать общенациональным или даже глобальным блэкаутом.
Принятые меры
Представитель Еврокомиссии Тьерри Бретон сообщил о том, что все это не имеет прецедентов, подобного раньше не случалось и шаблонного плана действий нет. Поэтому правительствам разных стран нужно быть начеку, чтобы не допустить серьезной проблемы с отключением отдельных сегментов глобальной сети.
Регуляторы в США заявили примерно то же самое. Но видеосервисы, стриминговые сайты одним за другим стали действовать самостоятельно. Так, Netflix, YouTube, Facebook и другие начали снижать лимит качества видео, ограничивая дефолтные значения воспроизведения.
«Мы сотрудничаем с правительствами и провайдерами разных стран по всему миру для того, чтобы снизить нагрузку на сети», — заявили в YouTube.
Потоковое видео требует гораздо большей пропускной способности интернета, чем прослушивание музыки, обмен сообщениями, использование картографических сервисов и т.п.
В начале апреля Минкомсвязи попросило провайдеров и интернет-компании РФ оптимизировать контент Рунета, чтобы ограничить качество онлайн-видео. «Нагрузка на сеть по причине массового перехода абонентов на дистанционные методы работы и обучения, а также использования стриминговых сервисов имеет тенденцию к увеличению», — написано в письме.
Соответствующее обращение получили Rutube, Vimeo, «Двач», «Яндекс» (в том числе «Яндекс.Дзен»), Rambler Group, Mail.ru Group (в том числе «ВКонтакте» и «Одноклассники»), «Мамба», «Мегафон». Практически все это компании находятся в реестре организаторов распространения информации Роскомнадзора.
Катастрофы не случилось
К счастью, телекоммуникационные компании вовремя отреагировали, и масштабных блэкаутов не было. Кроме озвученных выше мер, были приняты и другие меры. Например, Verizon, Cox и AT&T построили дополнительные базовые станции, увеличили количество оптоволоконных магистралей, оптимизировали имеющиеся сети.
Orange сумели вдвое увеличить пропускную способность подводных магистралей. В Италии, где интернет-трафик вырос на 90%, Telecom Italia провела ряд мероприятий по апгрейду сети и тоже смогла избежать крупных проблем. Оператор на 50% увеличил емкость своей сети.
Аналогичные действия провели операторы Индии, Австралии, Латинской Америки. Не сидели сложа руки в России.
Производители сетевого оборудования поставляют новые эффективные решения. Например, Компания Zyxel недавно представила SD-WAN OS, которая помогает увеличить качество и скорость связи без увеличения нагрузки на каналы. Кроме того, в новой версии ОС есть опция высокой доступности, командная строка CLI и функция автоматической настройки VLAN.
Что дальше?
По мнению экспертов, повышенный уровень эксплуатации сетей может стать новым стандартом на ближайшие несколько месяцев. После того, как эпидемия схлынет, количество интернет-пользователей особо не снизится. Многие компании предпочтут оставить удаленный режим для своих сотрудников — частично или полностью, привыкнут к дистанционному обучению, стримингу и другим интернет-сервисам пользователи интернета.
Но с кризисом операторы и регуляторы справились, так что в ближайшее время глобального блэкаута можно не ждать.