Как ИИ от Amazon постепенно захватывает мир

31 августа 2012 года четыре инженера компании Amazon подали заявку на масштабный патент, получивший впоследствии название «Alexa». Речь шла о технологии искусственного интеллекта, реагирующего на голос человека. Прошло пять лет, и теперь умные колонки под управлением «Алексы» можно встретить в десятках миллионов американских домов. Кроме Amazon в перспективное направление вкладываются другие тех. гиганты. Google уже встраивает своего ассистента в холодильники и пылесосы, а Microsoft сообщила об интеграции Cortana в холодильники, термостаты и тостеры. Ожидается, что по итогам 2017-го больше 4 миллиардов электронных девайсов будут оснащены цифровыми помощниками.


3hcg8jgbbrpi4pklc9nhri-v3e4.jpeg

Исследователи Accenture, опросившие 5400 директоров компаний со всего мира, пришли к выводу, что через 7 лет более половины интерфейсов будут без экрана. Пользователи начнут выбирать устройство на основании встроенного в него искусственного интеллекта, а не бренда производителя. Девять из десяти IT-директоров намерены инвестировать в связанные с ИИ технологии в ближайшие 3 года. Лидирует на этом рынке Alexa, и благодаря поддержке Amazon разрыв только увеличивается. Мы в Pochtoy.com смотрим, есть ли у этой технологии шансы завоевать мир, как это когда-то случилось со смартфонами и интернетом.

Что это такое

Основная платформа для «Алексы» — умные колонки Echo и Dot от «Амазона», выключающие свет, читающие книги и заказывающие товары на дом. Они собирают данные о своих пользователях и совершенствуются в процессе, получая новые навыки и по контексту всё лучше понимая, что от них хочет пользователь. В Америке на эти колонки сейчас самый бум. В 2016-м их продажи выросли на 600%, теперь они уже стоят в каждом десятом доме. На Amazon приходится 88% рынка, у Google — 10%. Каждый пятый покупатель Amazon в США сейчас заказывает свои товары через голосовой поиск. «Алекса, купи кроссовки Nike десятого размера». «Мужские Nike Flex для бега, заказать?» «Да». Всё! И человеку не приходится даже копаться в компьютере или в айпаде.


hsce1rjivjmixdy2xfzh1pkje0o.jpeg

Сейчас Alexa умеет:


  • закрывать дверь, управлять светом, телевизором, кондиционером и другими системами умного дома;
  • выставлять таймер или календарь;
  • рассказывать последние новости;
  • играть в «камень, ножницы, бумагу» или подбрасывать монетку;
  • покупать товары, заказывать пиццу, брать билеты в кинотеатр или на самолет;
  • считать, переводить единицы измерения;
  • играть с вами в викторины;
  • считать, сколько времени осталось до Нового года;
  • находить ваш смартфон в квартире;
  • говорить, сколько бензина осталось в машине, и заранее включить двигатель, если вы собираетесь выходить на улицу (пока только для BMW);
  • читать аудиокниги или колыбельные;
  • заказывать/отменять Uber и Lyft;
  • подсчитывать, сколько калорий в вашей еде;
  • отвечать на вопросы (в зависимости от контекста — или с юмором, или в стиле «Википедии»).



Тестирование 50 алекса-навыков

Независимые разработчики создают для голосового помощника свои расширения (Amazon называет их «скиллами»). Они похожи на приложения в iOS или Android, только реагирующие на голос. Если у Microsoft Cortana их 65, а у Google Assistant — 378, то число навыков Alexa превышает 15 000. Amazon поощряет разработчиков создавать новые устройства и расширения для её платформы. Создатели скиллов получают деньги в зависимости от той частоты, с которой пользователи их вызывают.

Страхи Илона Маска

Amazon вовсю развивает для «Алексы» искуственный интеллект. Идея в том, чтобы девайс лучше реагировал на то, как люди разговаривают и думают, понимал акцент своего хозяина, улавливал его желания с полуслова. Например, если сейчас 8 часов вечера, и человек говорит «Алекса, давай…», робот может уже начинать искать любимые продукты человека в соседнем ресторане. Или, проследив за балансом веществ в последних купленных блюдах, заказывать то, что сейчас будет полезнее всего. Или — поддерживать дискуссию с человеком, которому сейчас одиноко.


swtbv5xc_c_h1nep1xy7rjmn-uw.jpeg

Над развитием ИИ «Алексы» работают тысячи сотрудников Amazon, в том числе из филиалов в Саннивейле, Сиэттле и Кэмбридже. Создание эффективной технологии распознавания речи — титанический труд. Над этим работают уже больше 20 лет, но серьезное продвижение началось только пять лет назад. Если раньше ученые пытались заставить робота понимать точный смысл фраз, то теперь устройства работают путем анализа несовершенных совпадений и догадок по поводу того, что на самом деле хотел сказать человек. Ключ — анализ огромного количества данных, и обучение на основе предыдущих ошибок. Пользователи «Алексы», которые только распаковали девайс, регулярно получают неверные ответы. Но чем больше времени колонка проводит с хозяином, тем больше она под него подстраивается и тем «умнее» становится.

Такой подход к машинному обучению оказался весьма эффективен, но нуждается в большом количестве данных для анализа. К счастью, благодаря росту популярности Echo и Dot, у исследователей теперь есть доступ к миллионам примеров взаимодействия между роботом и человеком. Теперь, после пяти лет обучения, «Алекса» больше не привязана к конкретным фразам, она не декодирует выражения, ей достаточно контекста. Если в предложении пользователя есть вероятностные указатели на отрицание, она отменит последнюю операцию. Если вы спросили дату последнего концерта U2, попросили поиграть из него песню, а потом сказали «Когда будет следующий?», она поймет, что вы всё еще говорите о концерте музыкальной группы.


qcs4qjbhgaxuco0qltlnhll6rwg.jpeg

Хорошо слушать — это только полдела. Голосовой помощник еще и должен уметь грамотно отвечать. Желательно — со всеми интонациями, присущими человеку. Традиционно «компьютерная» речь синтезировалась из обрывков записи человеческого голоса. Звучание получалось довольно естественным, но вот иронию, взволнованность, игривость или гнев такой робот передать не мог. Чтобы Alexa обладала эмоциями, могла шептать и переходить на повышенные тона, её тренируют на голосах рассказчиков аудиокниг. Благо, Amazon владеет их самым известным продавцом, Aduible, и у неё есть доступ к обширной библиотеке, которую не могут получить другие разработчики голосовых ассистентов.

Следующая сверхзадача — научить ИИ вести диалог. Для помощи в поиске решения, Amazon объявила конкурс среди 12 лучших университетов мира. Команда, создавшая лучшего бота, способного поддержать 20-минутный разговор с человеком, получит 500 тысяч долларов и шанс работы в подразделении, развивающем «Алексу».

Новые функции

Как говорит Amazon, она продала «десятки миллионов» Echo, Dot и других Alexa-девайсов с выхода на рынок в 2014-м. Но технология всё еще находится только на начальной стадии своего развития. Новые возможности добавляются каждые пару недель. Например, раньше можно было сказать «Алекса, что в новостях?», чтобы робот рассказал последние события из заранее выбранных пользователем тематик. А теперь та же технология работает и для музыки. Если не хочется перегружаться негативом, можно сказать «Алекса, что сегодня в музыке?». И девайс рассказывает о концертах, новых песнях, рейтингах исполнителей, и всё это с привязкой к вкусу и месторасположению человека.


bp_g7c5i11fzx5jxywtwdbf_6l8.jpeg

В ту же копилку — первое «умное пианино» под управлением голосового помощника. Yamaha выпустила его в начале сентября, чтобы ИИ мог наигрывать вам мелодии. Раньше «Алексу» критиковали за то, что её не было на смартфонах, в отличие от Apple Siri и Google Assistant. Теперь она появилась на Huawei Mate 9 и HTC U11. Её также можно вызвать в новом беспроводном наушнике Bragi Dash — чтобы можно было на пути, не останавливаясь, вызвать Uber или найти подходящую кафешку, чтобы перекусить.

Недавно китайцы показали первого живого, двигающегося робота с Alexa, который может ездить по дому и следовать командам человека. Ожидается, что он будет популярен не столько среди родителей, сколько среди детей. Малышам проще и полезнее разговаривать, отдавая команды, чем нажимать иконки на экране. Голосовой ассистент уже умеет учить детей азбуке, а недавно в число команд добавилась «Алекса, расскажи историю». Помощница прочитает для малышей одну из сотен тысяч профессионально озвученных сказок из своей библиотеки. Истории рассчитаны на детей от 5 до 12 лет.

Наверное, самое впечатляющее Alexa-устройство последних месяцев выпустила робототехническая компания Bionik Laboratories. Она встроила помощника в экзоскелет. Парализованный человек может отдавать голосовые команды для управления устройством, такие как «Алекса, я готов стоять», «Алекса, иди вперед» или «Алекса, я сажусь». Сейчас устройство проходит клинические испытания, но большинство врачей уверены, что для людей с инвалидностью помощник окажется незаменим.


yevo8mooehi8jifvhijv__6vo8a.jpeg

Сейчас на Amazon.com продается порядка 300 продуктов с поддержкой Alexa. Всего на рынке их около 4000. Самые ходовые запросы к голосовому помощнику — о музыке, погоде, новостях, пробках и играх. А этой весной появился новый лидер: первой по популярности стала фраза «Алекса, помоги мне расслабиться». По такой просьбе система включает спокойные тихие звуки, вроде шелеста вол на берегу, стука колес ночного поезда и щебетания птиц. Они могут играть часами, помогая человеку уснуть.

Вопрос денег

Мировой рынок оборудования для «умных домов», где себя так комфортно чувствует Alexa, растет 3 года подряд. В прошлом году таких девайсов купили на $76 млрд, в этом, по прогнозам, будет минимум $86 млрд. В основном их берут жители США и Европы: на них приходится 90% всех «умных домов». В России спрос на эту технологию пока очень скромный: даже в 2013-м, до кризиса, оборот таких систем составлял всего $130 млн. Люди о них просто не осведомлены, и Amazon с Google свои девайсы заводить сюда не собираются. Зато голосового помощника, встроенного в смартфоны и умные колонки, в России создает «Яндекс». Его ассистент называется не «Алекса», а «Алиса». Компания надеется на то, что она успеет завоевать популярность до того, как западные гиганты добавят в свои устройства поддержку русского языка. Правда, пока что до своего конкурента «Алиса» слегка не дотягивает. Герман Греф, например, назвал её «очень глупой»


vv_wwanjte9eohkouxkrvacabvk.jpeg
Общение с Алисой в смартфоне

Amazon по поводу появляющихся альтернатив не очень переживает. Ожидается, что к 2020 году Alexa принесет компании как минимум $10 млрд. И это самая скромная оценка. Пока что фирма не получает доход от производителей, выпускающих умные лампочки, холодильники и другие устройства на платформе Alexa. От себя Amazon продает только умные колонки — от Dot за $50 до Echo с дисплеем за $230, но и на них она только теряет деньги. Каждое устройство Amazon продается себе в убыток. Здесь действует та же стратегия, что и с читалкой Kindle. Идея в том, что потом пользователи будут более склонны заказывать товары на Amazon.com, и девайс окупит себя в течение нескольких лет. С Kindle люди брали книги, а с «Алексой» — любые вещи из длинного списка продуктов в магазине. При запросе на покупку робот в первую очередь проверяет, находится ли товар на сайте самой Amazon. А если спросить, например, «Алекса, какой сейчас лучший планшет?», помощник, полушутя, порекомендует взять тот же Kindle Fire. Потенциально по таким запросам можно будет продавать контекстную рекламу, как у Google, если «умные» девайсы достаточно прочно войдут в обиход.

А как вы думаете, есть у «Алексы» шансы покорить мир? Или люди наиграются — и технология себя изживёт?


P.S.

Дешевле всего заказывать в «Амазоне» через Pochtoy.com. Мы доставляем любые покупки из Америки в Россию по цене от $8,99 за полкило. А читатели, которые зарегистрируются по этой ссылке и введут код GEEKTIMES, получат дополнительно $7 на свой счет для оплаты товаров из США.

© Geektimes