Как идёт реконструкция Политехнического музея? Часть 1

В прошлом посте я рассказал, где сейчас хранятся экспонаты из коллекции. А что же в это время происходит в историческом здании на Новой площади? Мне удалось несколько раз побывать на стройке, сделать фотографии и узнать у специалистов интересные факты. Так что представляю вам вторую часть рассказа о главном научно-техническом музее страны.

iwui4pbdjhkt-qrtgqdfrelle0m.jpeg

Дабы не вводить никого в заблуждение, сразу скажу, что, хоть я и работаю в музее, к реконструкции здания я не имею никакого отношения. Поэтому мой рассказ — это не более чем рассказ внимательного экскурсанта. Также уточню, что фотографии делались мной в разное время, некоторые — почти два года назад, так что не везде они отражают актуальное состояние строительства.

Ну что ж, все необходимые оговорки сделаны, «а теперь — слайды!».

В 2019 году здание музея сбросило строительную сетку и предстало перед горожанами в посвежевшем виде и новом (а на самом деле — историческом) цвете.

9yacv14uhslbufuw5fgw7rgndrc.jpeg

Поколения москвичей привыкли видеть Политехнический музей окрашенным вездесущей охрой, но она совершенно не шла зданию с богатым лепным декором.

jry-tanecm6zhmyqbbx_fv6nkoc.jpeg
Фото Константина Чалабова, РИА Новости

В сливочно-белом цвете прихотливое каменное кружево стало смотреться куда интереснее.

pxpqeimjd9cuhwdvmaqcwer19tm.jpeg

Политехнический музей — яркий пример русского стиля в архитектуре.

hivrm21hm8bhyxyzlf5xmzfz3ww.jpeg

А ещё это пример того, как можно, не меняя исторический облик здания, применить смелое архитектурное решение. Только если подойти совсем близко, можно заметить, что у музея появился дополнительный этаж, расположенный ниже уровня земли. Сейчас здание стоит будто бы на острове, а к старым подъездам ведут мостики.

5lfloaptxzszexbu5ppfjwh3tow.jpeg

Такова была идея японского архитектора Дзюньи Исигами, выигравшего конкурс на реконструкцию музея. Новый этаж — это бывший подвал музея, который раньше был скрыт от взоров горожан. И, наверное, зря, поскольку он выглядит куда интереснее, чем чисто утилитарные подвалы современных зданий.

В прошлом нижний этаж был активно эксплуатируемым: в нём располагались служебные помещения и торговые лавки. Музей не мог существовать за счёт одной только продажи билетов и потому получал доход, сдавая часть помещений в аренду. Отказались от этой практики только в конце 1930-х.

gjts_-syswwjabuzkhqlhaste-o.jpeg
Фото с сайта pastvu.com, пользователь silver44

Многие удивляются, зачем в подвале нужны окна и такие широкие арочные проёмы.

wcx9iw3lrgot5ynf5qdmvmxwoe8.jpeg

У отдельных граждан это провоцирует интересный полёт мысли.

image-loader.svg

Мы, люди XX и XXI века, с трудом представляем себе жизнь без искусственного освещения. Но когда строился музей (а первый камень в его основание заложили 9 мая 1874 года), электрические лампы ещё были объектом экспериментов, а главным источником света оставалось солнце. Поэтому в подвале были полноценные окна, а вокруг них — световые приямки. В некоторых местах они были закрыты чугунными решётками с призматическими стёклами. За XX век большая часть призм была утрачена, но в ходе реконструкции их воссоздадут заново.

j98k0azftd1vo8ec4st9oo37tzk.jpeg
Фото: пресс-служба Мосгорнаследия

В негодность пришли и многие кирпичи, так что их заменили на новые. Как мне сказали, они специально были выбраны не слишком похожими на исторические, чтобы всегда можно было понять, где оригинал, а где новодел.

bvvae_lfgs1lv_kvyr68lknkmqu.jpeg

Пространство, которое последние лет 80 использовалось в лучшем случае как склад, станет площадкой для выставок, а также дополнительным проходом между станциями метро Лубянка и Китай-город, поскольку музей протянулся практически от одной до другой.

db14zbmuhp5n5vni8en6-y-tdq0.jpeg

Сейчас в подземном этаже, который сотрудники называют «Холодной галереей», открыта временная экспозиция, рассказывающая об истории музея и ближайших планах развития. Правда, если вы не на экскурсии, то изучать материалы можно только через сетчатый забор, что выглядит довольно странно.

jtopqohuusyp-dr0tcivqmgxtn4.jpeg

Вот оригинал схемы с предыдущей фотографии. Она вполне актуальна — во всяком случае, сейчас мы исходим из того, что после реконструкции музей будет организован именно так.

image-loader.svg

В соседней витрине можно увидеть замечательный образец советского атомпанка — ТЭС-3, самоходную атомную электростанцию на четырёх модифицированных шасси танка Т-10.

uiv4t08bhcgvgamzlzcekw-2kzq.jpeg

Стекло в витринах сильно бликует, но мне сказали, что оно временное. К открытию его заменят на специальное музейное, которое даёт гораздо меньше отражений.

А через это стекло можно будет наблюдать за работой реставраторов, но сейчас там показывают какую-то вариацию на тему задачи о полутора землекопах.

7i2szrpx6qhvoycuuoytn0jqyeu.jpeg

Но хватит ходить вокруг да около. Я ведь обещал показать вам саму стройку. Поэтому лезем в дыру!

nuf-jned5ixaugj5fvwrjh4yxnm.jpeg

Нет, не в эту. Через эту в подвалы музея раньше подавали уголь. Вот в эту:

erirag1skgvkqibrsh8kkxnbcqq.jpeg

Извините, снял как смог.

В первые мгновения мне показалось, что я провалился в подземное королевство гномов. Со всех сторон на меня обрушились стук молотков и скрежет металла; я только и успевал уворачиваться от деловитых мастеров в шлемах касках, которые катили тачки, несли камни, бегали туда-сюда с охапками чертежей…

tfhee7ocmu9a_vgdtxnrwx49hjw.jpeg

Всюду висят указатели, помогающие не заблудиться в огромном здании.

ososuz5qz9njpbnb3qb0wo7snws.jpeg

Кое-где вырос настоящий лес из подпорок, труб и вентиляционных каналов:

lgoyc--ieihjkb3wbz8slnodrfy.jpeg

Одна из причин, по которой реконструкция длится так долго, — это сложности с фундаментом музея. Здание строили в несколько этапов: центральную часть, самую высокую и богато украшенную, закончили возводить в 1877 году, южное крыло с башенкой, выходящее к метро Китай-город, — в 1896-м, а северное, тяготеющее к стилю «модерн», — в 1907-м.

q6keqfmrzrlrreatposm857nl1i.jpeg

Каждая часть покоилась на своём фундаменте, причём не монолитном, а состоящем из отдельных столбов-пилонов.

3f4jtgu-oe18obn0b3z8ij-tdpw.jpeg

За прошедшие годы некоторые из них просели настолько, что несовпадение высот между частями музея достигло метра с лишним. Фундамент нужно было полностью поменять, не разрушая здания. Каждый из 285 несущих пилонов было решено усилить железобетоном, отрезать от своего основания и поднять на домкратах, чтобы под него можно было завести стальные сваи. В какой-то момент сооружение массой более 100 000 тонн буквально висело в воздухе.

image-loader.svg
По материалам stroi.mos.ru

На следующем кадре можно заметить сваю № 398, а всего их было более 12 тысяч. В дальнейшем сваи, несущие основную нагрузку, залили бетоном и превратили в аккуратные колонны, а вспомогательные — срезали.

al1tueblfpeuvgoug1xyhyqx5ti.jpeg

Добавьте сюда ещё вот что: все работы велись в самом центре Москвы с её узкими улочками, оживлённым движением и тесной сетью подземных коммуникаций. Использование тяжёлой техники было ограничено, поэтому и остатки старого фундамента, и новые балки со сваями рабочие выносили и заносили на руках.

А ниже исторического подвального этажа был создан ещё один, технический.

8kh4wygzikkk6keg_mlzxn5ycmi.jpeg

Там уже всё бетонное и предельно функциональное, без особых красот. Минус второй этаж будет отведён под инженерные системы — электроснабжение, вентиляцию, откачку грунтовых вод. Создание такого этажа не было предусмотрено первоначальным проектом — тогда предполагалось, что инженерное оборудование разместят на чердаке. Но сейчас все исходят из того, что чердак станет пространством для временных выставок, и, кажется, это хорошее решение. Было бы жалко, если бы такое интересное место оказалось занято оборудованием.

bwmjzb9nvbcj6dlhv3jsqf4kaak.jpeg
Архитектурный проект: бюро Wowhaus

Вообще прокладка современных коммуникаций в старинном здании оказалась очень трудоёмкой задачей. Все системы пришлось проектировать с нуля. Любопытно, что шахты дымоудаления удалось вписать в существующие дымоходы для угольных печей, которыми музей отапливался много лет назад. Также в здании появятся лифты, которых там отродясь не было, и пандусы. Теперь экспозиции смогут без проблем посещать и люди на инвалидных колясках.

image-loader.svg
Схема с сайта stroi.mos.ru

К переделкам в музее стараются прибегать только в тех случаях, когда это строго необходимо по современным нормам. По большей части здание восстанавливают в том виде, в котором оно было задумано изначально. Так, многие арки и своды раньше были украшены росписями, которые в ходе позднейших ремонтов заштукатурили или закрыли фанерой и гипсокартоном. Строители рассказывают, что в некоторых местах толщина такого «слоёного пирога» приближалась к 1 метру. Всё это будет расчищено и воссоздано по сохранившимся фрагментам.

7cilgnl1_03xv6akcl-jqzp17w4.jpeg

За последние сто лет музей пережил множество мелких ремонтов и ни одного капитального. Существующие проёмы замуровывали, потом пробивали новые; залы то объединяли, то снова разделяли… В итоге к началу XXI века уже никто не мог сказать, как в точности устроен этот московский Хогвартс с его бесчисленными лестницами, арками и переходами. Детальных чертежей не сохранилось, и здание пришлось обмерять заново. Говорят, что ни для одной пары этажей размеры не совпали.

Мы на главной лестнице в центральной части музея. Здесь многолюдно: рабочие очищают лепнину, штукатурят и выравнивают поверхности.

tv64fizri8w44k7dllmuyg9n4uk.jpeg

А тут ходят всякие с камерами, отвлекают.

ut_asdwgkkuoicsotzylxusd_f4.jpeg

Главная лестница — предмет самой строгой научной реставрации. Её планируют восстановить именно в таком виде, в каком она предстала перед посетителями музея в 1877 году. Мы же пока можем посмотреть на примерную визуализацию времён архитектурного конкурса.

aav-ton18bgo45vopm3o8gth2_4.jpeg
Архитектурный проект: бюро Wowhaus

Мелкие детали гипсовых балясин долгие годы были скрыты под наслоениями краски. Каждую нужно кропотливо очищать, а утраченные детали — изготавливать заново по образцу.

bjubsc_oj2p-tqjuvjufewjprb4.jpeg

Восстановлением лепнины занимаются неподалёку, во временной мастерской.

eya5ybeo3rjbxgcydgtsimh6lca.jpeg

Здесь можно встретить те самые балясины, капители и основания колонн, декоративные вазоны и множество других деталей, формирующих облик исторического здания.

4znxolgspruhpn2rmfw4hew-ulc.jpeg

У этого мастера на столе — шаблоны для деталей вращения.

5_ud_ns-dy-hna_3onmcer_77e8.jpeg

А больше всего мне понравился гипсовый лис. Интересно, где его можно будет увидеть после открытия.

rtrrigjerdd4r8kpubiydw3avye.jpeg

На этом я предлагаю пока взять паузу. В следующей части мы прогуляемся по залам будущих экспозиций, попадём на крышу, узнаем, как изменятся внутренние дворы музея и украдкой заглянем в знаменитую Большую аудиторию, где выступал весь цвет литераторов Серебряного века и читали свои лекции нобелевские лауреаты.

Напоследок покажу отреставрированные панно «Пахарь», «Рабочая семья» и «В кузнице» с северного фасада:

fpmbsdlcvy_qd2pndif8nhqknxe.jpeg

image-loader.svg

© Habrahabr.ru