Как IaaS помогает компаниям в сфере торговли: ритейл-кейсы
Недавно мы рассказали, как меняется бизнес по доставке товаров — рост сегмента e-commerce ставит перед ним новые вызовы, со многими из которых позволяет справляться IaaS. Сегодня мы продолжим говорить о ритейле и посмотрим, кто и как использует виртуальную инфраструктуру.
/ Фото jenny.nash712 CC
Сегодня IaaS идет в своем развитии рука об руку с e-commerce. Согласно аналитическим данным Accenture, объем инвестиций в эту сферу с 2011 по 2016 год вырос в 4 раза — до 15 млрд долларов. Крупнейшие ритейлеры не просто делают ставки на виртуальную инфраструктуру, но перестраивают свои бизнес-модели на основе внедрения IaaS. На то есть несколько причин.
Уровень доступности
Ян Бристоу (Ian Bristow), основатель онлайн-магазина Internet Fusion — одного из старейших британских онлайн-ритейлеров в сегменте спортивной одежды и аксессуаров, — рассказал, как его компания переехала в «облако». По мере роста клиентской базы компания самостоятельно наращивала мощности ИТ-инфраструктуры, но столкнулась с проблемой доступности площадок магазина для различных сегментов аудитории.
Ян отмечает, что низкий уровень доступности, в частности на мобильных платформах, приводил к потере более 53% посетителей. Конечно, сам по себе переход на IaaS не мог стать автоматическим решением этой проблемы, поэтому компания задействовала экспертизу сотрудников IaaS-провайдера для анализа ситуации и поэтапного перехода в «облако».
Большая часть ИТ-инфраструктуры Callaway Golf, крупного производителя и продавца премиальных продуктов для гольфа, до 2009 года была физической. ЦОДы располагались в разных штатах, обслуживать их и работать с данными было сложно. При этом компания ведет бизнес и за рубежом. Еженедельное обслуживание серверов приводило к простою некоторых иностранных офисов.
Часть рабочих нагрузок было решено перенести в облачную среду. Это помогло сократить расходы и обеспечить высокий уровень доступности. Кроме того, удалось достичь экономии более 300 тыс. долларов в год на оборудовании.
/ Фото Polycart CC
В ритейле важна доступность не только онлайн-витрины, но и информации о товарных запасах. Argos, крупный британский ритейлер, управляющий сетью из 850 традиционных магазинов, онлайн-магазином и мобильным приложением, с помощью облачных решений обеспечивает персонал и покупателей информацией о запасах и доставке в режиме реального времени.
Благодаря большому количеству доступных каналов у клиентов есть выбор, где и как забрать товар — в одном из крупных центров, в маленьком магазине поблизости или заказать доставку. Точные сведения снижают случаи неучтенных продаж, что в конечном счете экономит время и деньги покупателей и ритейлера.
Еще один процесс, в котором важен высокий уровень доступности, — бэк-офис. Ритейлер спортивного питания FitnessBar.ru долгое время управлял только одним складом и интернет-магазином, но однажды решил вырасти в розничную сеть. До открытия магазинов компания обходилась одним серверным помещением. С выходом в офлайн и ростом нагрузки появлялись новые вызовы вроде обеспечения совместного доступа к системам учета товаров. Вместо покупки дополнительного оборудования FitnessBar.ru выбрал облачную среду ИТ-ГРАД. Миграция была проведена за один вечер, и ритейлер продолжил масштабировать бизнес, сохраняя высокий уровень доступности всех сервисов и бесперебойную работу магазинов.
Работа с рекомендательными сервисами
Крупный онлайн-магазин одежды и аксессуаров ASOS работает с 2000 года. В 2016 году его руководство приняло решение перенести часть задач в виртуальную инфраструктуру. Одна из них — сбор и обработка данных для рекомендательных сервисов.
В ассортименте магазина — более 85 тысяч товаров, и система персональных рекомендаций призвана помочь клиентам найти подходящие предложения и сочетать товары между собой. Здесь виртуальная инфраструктура используется для хранения данных о профилях клиентов. Платформа рекомендаций ASOS поддерживает ряд моделей машинного обучения для расчета релевантности продукта и вероятности того, заинтересуется ли им посетитель, сохранит ли в корзину и купит ли он его в конечном счете. Облачная БД отвечает за то, чтобы такие расчеты занимали миллисекунды.
/ Фото perzon seo CC
Немецкий ритейлер Lesara использует внутренние рекомендательные системы. Аналитика сведений из большого количества источников, в том числе из поисковых запросов и социальных сетей, помогает ему принимать решения, какую одежду он будет производить и продавать.
Глава Lesara Роман Кирш (Roman Kirsch) говорит: «Мы не просто знаем, какие новые стили популярны сейчас, но и можем определить, какие ретро-тренды возвращаются, какие стили перестают быть актуальными, и это помогает нам четко управлять своей продукцией». Со всеми этими задачами Lesara помогает справляться IaaS.
Операционная деятельность
Рост сегмента онлайн-ритейлеров сказывается на работе обычных магазинов. Продажи в американских универмагах с 2000-го по 2016 год снизились на треть. Поэтому многие традиционные магазины превращаются в омни- и мульти-канальные — то есть присутствуют и в онлайне, и в офлайне одновременно. Это влечет за собой принятие новых технологий. В частности ожидается, что к 2020 году проникновение облачных технологий в ритейл составит 70%. Уже сейчас многие компании используют IaaS в своем бизнесе. И вот как:
- Платежные системы. Американская сеть универмагов Nordstrom, управляющая сотнями магазинов в большинстве штатов, в прошлом году запустила облачную POS-систему. Такой подход позволяет быстрее обслуживать клиентов и эффективно использовать данные — сведения о товарных запасах и популярности товарных групп, информацию о клиентах. IaaS в данном случае позволяет покупателям работать с любой платформой — веб-версией сайта ритейлера или мобильным приложением.
- Коммуникация. Крупная сеть российских магазинов детских игрушек «Мир Hamleys» работает с использованием виртуальной инфраструктуры. Десятки торговых отделов соединены в рабочие группы вокруг единой IaaS-платформы. В облако ИТ-ГРАД вынесено и несколько каналов коммуникации: почта, облачная телефония, линия поддержки, внутрикорпоративная связь. Это устраняет проблему географической разрозненности магазинов — все сотрудники остаются на связи — и позволяет централизованно контролировать процессы.
В сети товаров для домашних животных Pets at Home в «облако» решили вынести приложение Sales Assist для общения продавцов и консультантов с клиентами. Оно связывает данные нескольких сотен магазинов с приложением. Так покупатели могут получить точную информацию об ассортименте и выбрать подходящую точку продаж.
Масштабирование бизнеса
Dixons Carphone, крупнейший в Европе телекоммуникационный ритейлер и продавец электротехники образовался в 2014 году после слияния Dixons Retail и Carphone Warehouse.
У новой группы сразу возникла проблема неэффективной ИТ-инфраструктуры — еще до слияния обе устаревшие системы были достаточно громоздкими и становились все менее эффективными в обслуживании. В качестве решения новая группа компаний выбрала гибридную облачную среду, сочетающую частную сеть для бэк-офиса с публичной — для приложений, ориентированных на клиентов.
/ Фото JD Hancock CC
Еще один пример «виртуализации» сложной системы — электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce. Ключевой фактор в этом кейсе — вновь масштабирование. Оно приобретает большое значение в случае с маркетплейсами товаров и услуг.
Облако позволяет бирже динамично наращивать узлы системы для различных функций, когда возникают такие требования. Кроме того, RailCommerce работает на территории двух стран — России и Казахстана, — поэтому компания должна соблюдать фактически два закона о защите данных. ИТ-ГРАД помог RailCommerce решить эту задачу.
P.S. О чем мы пишем в Первом блоге о корпоративном IaaS:
P.P. S. Пара постов по теме из блога на Хабре: