Как и зачем я стал автором курса по веб-разработке?

Всем привет! Сегодня на связи я, Женя, один из авторов курсов Яндекс Практикума. Помимо этого я разработчик в Яндекс Доставке, ролевик, отец двоих детей, одной кошки и одного эублефара. Хочу рассказать, какая кривая дорожка может довести разработчика до сотрудничества с онлайн-курсами и стоит ли оно того. 

Начну издалека, у меня всегда было две потребности — графоманство и причинение добра окружающим людям ;) Когда получалось их реализовать, я был доволен жизнью, собой и тем, что меня окружает. Когда нет — становилось грустно, хотелось чего-то большего. Да, я люблю писать код и смотреть, как строки на экране превращаются в настоящий продукт и взаимодействуют с реальным миром, но этого мало. Мне хотелось чего-то большего.

Когда я реализовался как разработчик, мне было интересно стать вначале синьором, потом лидом. И тогда я заметил, что когда вкладывался в команду, технологии и методы, то на выходе получалось гораздо больше профита, чем если бы я просто писал код всё это время. Этот синергетический эффект мне страшно понравился, я стал добиваться его сознательно и получать всё больше удовольствия от этого процесса. При этом мне было интересно попробовать это не только на основной работе, но и где-то вовне. 

Источник: кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Источник: кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

В это время мне подвернулась отличная возможность — преподавать в московском Политехе. Вот небольшая история из того времени. Это было очень интересно, меня окружали замечательные люди, однако был и ряд минусов:  

  • строгое расписание пар и необходимость ездить на другой конец города;

  • маленький процент мотивированных студентов;

  • довольно скромный материальный выхлоп.

Так что со временем я с сожалением признал, что в университете соотношение потраченных мной сил и полученных результатов слишком мало, чтобы я продолжил заниматься преподаванием.

В течение нескольких лет я посматривал на различные варианты, искал, где можно всё-таки реализовать себя в качестве преподавателя, но без этих минусов. Были различные предложения, но не цепляли. 

Подходящий вариант я нашёл внезапно совсем рядом — в Яндекс Практикуме. Ребятам нужен был автор курса по веб-разработке, и я подумал: почему бы не попробовать себя в этой роли?

Как живется в Практикуме авторам курса

Сначала мне казалось, что у меня слишком мало времени, что я не осилю написать всё, что нужно, что мне придётся слиться или работать по ночам. Но опасения не оправдались, оказалось, что авторство очень хорошо дополняет основную работу.

  • Есть куратор и методист, которые составляют «скелет» курса, нарисуют роадмапы и возьмут на себя все скучные процессы. Тебе останется план и огромное пространство для маневров.

  • Есть другие эксперты, можно попросить помощи с фрагментом, который вызывает сомнения, или вообще поделить, кто какой раздел готовит.

  • Прекрасный редактор (привет, Стас!) помогает сформулировать твои порой косноязычные мысли и лучше разложить материал, а также отслеживает моменты профдеформации, когда думаешь, что какие-то вещи очевидны, а это не так.

  • Наставники получают фидбек от студентов, вычленяют главное и приносят тебе. Сразу понимаешь, что следует упростить, где дополнить и т. д.

В целом гораздо веселее работать над материалом большой классной командой. Например, так:

82dfd9ee0ace7c6388446551db35166e.png

В чем профиты быть автором 

Это должно волновать каждого прагматичного и здравомыслящего человека. Я перечислю реальные, а не рекламные плюсы, которые назвал бы вам HR. 

  1. Вырабатывается крутой скил — чётко описывать любые действия и процессы, документировать задачи и планы. Менеджеры и владельцы продукта будут в восторге от твоих умений!

  2. В процессе написания курсов лучше разбираешься в массе вещей, которые вечно откладываются на потом. Обычно «потом» не наступает никогда, но непременно возникнет ситуация «писать в продакшн нужно ещё вчера». Словом, стоит воспользоваться курсом как поводом расширить и углубить свои знания. 

  3. Если судить по моему опыту, стаж и статус эксперта Практикума действительно котируется. Так что можно получить конкурентное преимущество как на текущей работе, так и при устройстве на новую. 

  4. Труд эксперта оплачивается. Скажу честно — не золотые горы, но перед семьёй не стыдно за время, потраченное на хобби :)

  5. Моральное удовлетворение от того, что ты услышан. Мотивированные студенты учатся по твоим материалам, решают твои задачи, дают фидбек, что улучшить. Это очень вдохновляет!   

  6. Самореализация как разработчика и как автора — не только даёшь материал, но и придумываешь, как ярко и понятно преподнести с помощью геймификации, историй, мемов. Это страшно позитивное и увлекательное занятие!

  7. Понимаешь, что умеешь не только писать код. И если завтра место кожаных мешков в мягких офисных креслах займут роботы, ты сможешь заняться чем-то ещё.

Как работать фултайм и парттайм, успевать немного пожить и не умереть 

1. Оценивай свои возможности

Сначала казалось, что никому не нужны те несколько часов, которые я готов выделить на курс. И нужно откуда-то найти больше времени. Однако я предложил, сколько смог, и оказалось, что этого вполне достаточно. Здесь как в благотворительности: лучше много раз по чуть-чуть, чем вообще ничего. 

2. Управляй загрузкой и ожиданиями

На основной работе случаются завалы, дети или ты сам можете заболеть — случается всякое. Поэтому хорошо, если твоя работоспособность прогнозируема и ты чётко знаешь, сколько времени можешь потратить на курс на конкретной неделе.  

3. Найди ритм и закономерности

Поделюсь своими лайфхаками:  

  • поездка в электричке или такси — отличное время, чтобы накидать план урока или придумать геймификацию;

  • вечер после работы, когда выжат как лимон, подходит для созвонов;

  • спокойным утром или в выходной удобно систематизировать наброски или сшивать их во что-то целое и красивое.

Источник: кадр из фильма «Матрица: перезагрузка»

Источник: кадр из фильма «Матрица: перезагрузка»

4. Сохраняй интерес и любовь

До сих пор уверен, что большая часть разработчиков любят то, что они делают. Важно не потерять это отношение к профессии и не погрузиться в рутину. Ищи способ подать материал, чтобы тебе было интересно, придумывай неожиданные примеры, проводи исследования. А если не помогает — постарайся вовремя это понять и слезть с дохлой лошади. Не доводи себя до выгорания. 

5. Общайся хотя бы онлайн

Парттайм-работа — это ещё несколько часов, которые ты проведёшь за компьютером. Оставляй хотя бы десять минут на small talk после обсуждения задач, не игнорируй неформальные встречи с коллегами — это сильно мотивирует и воодушевляет. 

6. Отдыхай достаточно

Писать курс — это дополнительная нагрузка, не забудь про дополнительный отдых. Брать отпуск и выдыхать — обязательное требование. А ещё сон — самый простой и самый недооцен`нный способ вернуть краски жизни. 

7. Отключи уведомления в чатах

Буквально главный совет. Ничего важного без тебя не случится, будешь нужен — тегнут, напишут, позвонят. А пока у тебя сразу появится больше времени, которое можно потратить с пользой.

Что ещё добавить? Два момента. 

Я выбрал роль автора курса, но вообще можно быть наставником, который проводит вебинары и отвечает на вопросы, или ревьюером и проверять домашние работы студентов. Ну или попробовать все три роли — получишь разноплановый опыт, всё пригодится. 

Чтобы попробовать, достаточно знаний по профессии и желания делиться ими. Я, конечно, упоминал свое графоманство, это мне помогло. Но может, в тебе тоже погибает без реализации прирождённый учитель или страшно добрый критик?

© Habrahabr.ru