Как хорошо уметь читать! А уметь хорошо читать — ещё лучше

Чтение — это особый процесс, почти сакральный для отдельных людей, семей, городов и даже наций. Кажется, что может быть более вечным, чем чтение: очень древние читали петроглифы, древние — глиняные таблички и папирусы, соседи по столетиям — рукописные книги и грамоты, потом мир наполнился печатными книгами, а сейчас мы читаем со всевозможных экранов. Всё просто: мозг сканирует и декодирует символы, распознаёт смысл, сознание его «переваривает» в нужной форме, отдельные фрагменты пишутся в память. Для айтишников так вообще знакомый инженерный процесс. Но не всё так просто: нейропсихология и нейрофизиология чтения скрывают целый пласт сложных процессов, у чтения есть феномены и патологии, а мы читаем Пушкина совсем не так, как это делал сам Пушкин. 

Конечно, одной статьёй эти вопросы не закрыть, но начать вполне можно, тем более что Хабр — один из сайтов, который максимально строго «заточен» именно на чтение (да ещё и лонгридов!).  

ea0e99582d699fb1cec1a623121ec490.jpg

Чтение и мозг: нейрофизиология

Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много. 

Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга. 

Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).

  • Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.

  • Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.

  • Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.

  • Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).

  • Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).

  • Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).  

Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.

Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И.П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.

Чтение и мозг: психология современного чтения

Итак, чтение как речевой процесс напрямую связано с ЦНС человека, оно обеспечивается согласованной деятельностью областей мозга. В свою очередь, чтение влияет на мозг человека в самом прямом смысле. Дело в том, что наш интеллект растёт не за счёт роста количества нейронов, а за счёт роста количества связей между нейронами (у одного нейрона головного мозга может быть до 4000 синапсов). В процессе овладения чтением и собственно самого чтения (форма овладения информацией) центральная нервная система как раз усложняет связи между нейронами. Более того, чтение как культурное приобретение (а не генетическое) реализуется за счёт ранее сформированных нейронов и связей между ними (после формирования речи) — именно поэтому ребёнок не начинает читать раньше, чем говорить (я сейчас об осмысленном чтении, а не об узнавании формы объёмных букв на ощупь). О том, как читают дети и их мозг «оживает» едва ли не с каждым прочитанным словом, можно послушать в лекции французского нейробиолога Станисласа Деана (англ.).

Со школьных времён мы слышим много мифов про правое и левое полушария мозга. В частности, самый распространённый из них: «Васечка гуманитарий, у него левое полушарие отключено». Люди без мало-мальских знаний анатомии и биологии радостно несут это в стройные теории взрослой жизни. Здесь, как всегда: миф, чушь, бред и компот, но взялось это не на ровном месте. Действительно, у мозга два полушария, соединённых специальной перемычкой, которая называется мозолистое тело и состоит из нервных волокон, большая часть из которых с «оплёткой» (миелинизированные аксоны). И полушария головного мозга действительно имеют свои функции и зоны ответственности, но мозг (если нет травм и патологий) функционирует всегда целиком, а не с отключением каких-то отдельных частей. Например, за чтение по большей части отвечает  теменно-височно-затылочная область левого полушария, которая выполняет зрительно-речевые функции. 

Кстати, начало делению мозга на речевое левое и абстрактное правое полушария положили труды Поля де Брока (того самого, в честь которого в мозге названа зона Брока — двигательный центр речи, ответственный за воспроизведение речи человеком). В течение жизни с чтением нам помогают подружиться оба полушария: у детей, осваивающих свой первый букварь, активно работает правое полушарие (которое не только за фантазию, но и за первую сигнальную систему и коды зрительной информации). А вот когда чтение становится для нас автоматическим процессом, практически рефлексом, и мы не прикладываем никаких усилий к узнаванию букв (иероглифов и т. д.), за дело берётся левое полушарие, которое занимается зрительно-пространственным анализом информации и обрабатывает полученный текст (мы его понимаем). То есть со временем для чтения задействуется меньше отделов мозга, оно становится для нас проще, привычнее и способно приносить удовольствие. Процессом чтения взрослого человека начинает управлять по большей части левое полушарие и понимание этого важно, когда анализируются вновь возникшие дислексии вследствие черепно-мозговых травм или заболеваний. 

Во время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памятиВо время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памяти

А как же себя ведёт наш древний мозг, лимбическая система? Откуда удовольствие-то берётся? Прежде всего оговорюсь, что термин лимбической системы весьма расплывчат и вокруг него в научных кругах идут постоянные споры — всё же это целый комплекс структур головного мозга, у каждой из которых есть своё название. Но пока его официально не отменили, будем использовать. Так вот, лимбическая система тщательно следит за тем, что мы читаем, как мы на это реагируем и помогает нам решить, читать ли дальше: если книга интересная, мозг даёт положительные эмоции — нам хорошо, мы продолжаем. А если это учебник по аналитической алгебре, мы зеваем, скучаем и испытываем негативные эмоции (простите, если у вас по-другому). Чем больше и разнообразнее человек читает, тем активнее поднимается настроение и тем больше начинает «тянуть» к книгам — мозг адаптируется к изначально сложному процессу. Плюс ко всему, важно не забывать, что разные книги мы воспринимаем по-разному: представляем образ и сопереживаем лирическому герою, если он есть; ненавидим злодея; или же просто анализируем и стремимся запомнить как можно больше информации из учебника или делового издания (а иногда даже конспектируем). 

Кстати, об эмоциях. Есть разные мнения учёных: кто-то утверждает, что все буквы, сложенные в слова, хороши, кто-то топит за полезность исключительно художественной литературы (а как же учиться и работать?). К сожалению, я не проводила исследований, но субъективно могу сказать, что да, от хорошего языка, структурированности и интеллектуальной насыщенности художественной и бизнес-литературы получаешь удовольствие, а от книг инфоцыган и коучей — нет, потому что не покидает ощущение, что читаешь плохо сделанную рекламу (ну и наоборот, шедевры рекламы звучат в голове даже когда из продажи исчезли сами продукты). 

А вот положительное влияние книг на стресс доказано: британский учёный Дэвид Льюис (университет Сассекс, Великобритания) после искусственного стресса (различные упражнения и тесты) предложил добровольцам-испытуемым различные методики релаксации. Оказалось, что прослушивание музыки снижает стресс на 61%, чашка чая или кофе — на 54%, прогулка — на 42%, видеоигры — на 21%, а чтение — ажна 68%. Кстати, мнения английских учёных о роли чтения в психоэмоциональной сфере кратко изложены здесь — на мой взгляд, кое-что спорно, но в целом любопытно.

Нарушения чтения: дислексия и алексия

У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).

Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5–10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.

Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.

На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарииНа картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии

Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста. 

О механизмах дислексии можно почитать в этой статье, а о типах алексии — здесь.

Скорочтение — дурная школьная забава?

Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс. 

  • Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).

  • Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом. 

  • Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.

  • Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).    

  • Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.

  • Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.

Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.

А что насчёт электронных книг и мониторов?

В принципе, по большому счёту человеку читающему всё равно, с какого носителя читать: с листа, читалки, планшета, монитора ПК или экрана телефона. Есть детали, касающиеся физиологии зрительного восприятия, проблем с засыпанием, некоторыми офтальмологическими нюансами, но именно с точки зрения чтения как процесса по сути всё одинаково. Ну почти.

В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось. Разница была, в основном, в удобстве, навигации и осознании объёма прочитанного (пути по книге) — по этим критериям бумажные книги лидируют.

Все «баги» чтения, которые появились благодаря технологиям, связаны с веб-привычками: например, многие из нас читают тексты не построчно, а в виде буквы F (как мы проглядываем интернет-страницы), глотая и додумывая строки. Веб же приучил человечество к разбиению текста на абзацы с интервалами между ними, к коротким форматам, невниманию к пунктуации, а иногда и к орфографии текста. Благодаря этим «поблажкам» здорово увеличивается скорость чтения — ведь мы поглощаем всё больше разнородной текстовой информации. 

Но чисто биологически тактильное взаимодействие с бумажной книгой задействует дополнительные зоны головного мозга, ощущение контроля даёт дополнительный комфорт; читатель тактильно ощущает прогресс чтения (странички с одной стороны книги убывают) и замотивирован продолжить, а не остановиться. Да и в целом у бумажных книг проверенная веками навигация, структура, подача — недаром разработчики электронных книг и приложений для чтения стремятся максимально приблизить свои устройства к «живым» книгам.  

Как начать читать снова?

Мы стали забывать о книгах, и это печально. Этот тренд можно видеть не только в исследованиях, но и среди знакомых. У этого есть свои предпосылки:  

  • У нас мало времени — работа, семья, быт, обучение занимают всё свободное время. С приходом удалённой работы время стало схлопываться ещё сильнее.

  • Интернет выигрывает — мы поглощаем контент в огромных количествах, часто не задумываясь о качестве, мы устаём от него. Уставшие глаза, уставший мозг, сонливость, мысли обо всей полученной за день информации — и вот нам уже не до книг. К тому же, аудио и видео потеснили текст из-за удобства: можно слушать и выполнять любые дела без потери времени (правда, иногда воспроизвести услышанное не получается, так как вы отвлеклись и всё прослушали).

  • Увы, требования к чтению книг в школах становятся всё ниже, а хаки в виде краткого содержания произведений литературы, готовые шаблоны сочинений, замена литературы просмотром фильмов лишь усугубляют ситуацию.

После вуза мне «посчастливилось» узнать, что такое мир без любимого чтения. Почти 10 лет я читала исключительно профессиональную и техническую литературу, спецификации, технические задания, концепции рекламы, тест-кейсы и т. д. Вновь купленные книги занимали полку за полкой и оставались пролистанными, но не прочитанными — не было ни сил, ни времени, ни понимания, как это снова уединиться с книгой и забыть обо всём.

Работа по возвращению именно к книгам (бумажные + читалка) была непростой. Она началась с поездов в командировках (Нижний Новгород — Москва и обратно, за 4 часа в каждый конец много не начитаешь), а продолжилась усилием воли. Зато я с уверенностью могу дать несколько лайфхаков, как вернуться к чтению.

  • Начните с интересных вам тем, даже если конкретно сейчас они не имеют никакого отношения к вашей текущей деятельности. Вы не обязаны читать то, что предписывает вам трудовой договор.

  • Оцените состояние своей памяти и речи — вы удивитесь, насколько изменится ситуация буквально через 5–7 книг.

  • Уберите гаджеты, разложите книги. Например, я выселила планшет с кухни и из кровати, теперь там живут книги и они довольно быстро сменяются (осторожно, можно забыть уснуть!).

  • Задайте себе объём прочитанного в день — эта мера понадобится буквально первые 2–3 недели, потом втянетесь. Я задавала не по страницам, а по времени — 1 час. Но по страницам, на самом деле, лучше и продуктивнее, потому что цель конкретнее.

  • Если ещё не занимались, не насилуйте себя скорочтением. Скорее всего, вы читаете в приличном темпе и вам нужно вернуть навык. 

  • Не принуждайте себя к приличному контенту: хочется читать классику — читайте, хочется страшный детектив — не сомневайтесь, после тяжёлого дня хочется чего-то лёгкого или повторного — не отказывайте себе (например, у меня зачитаны до дыр М. Зощенко и Д. Даррелл, это лекарство от всех нервов). 

  • Покупайте любые интересные вам книги — само удовольствие от книжного магазина или распаковки побуждает к чтению.

А главное, не осуждайте себя за перерывы, которые вынужденно возникают в наше время. Книги вас ждут, и они непременно вас научат, успокоят, вдохновят. 

Как писать, чтобы ваш текст «восхищал» мозг читателя?

Это точно тема отдельной большой статьи, которую мы уже готовим. Однако кое-что стоит сказать прямо сейчас. Сейчас мы собираем заявки на конкурс статей на Хабре »Технотекст 2021» и уже точно известно, что в протоколах жюри будет несколько критериев для оценки. В контексте этой статьи стоит обратиться к ним подробнее:

  • Актуальность темы — тема должна задевать интересы, переживания, профессиональные потребности или «головные боли» читателей, быть нужной и полезной здесь и сейчас. 

  • Техническая грамотность — пожалуй, один из важных компонентов любой публикации (не только на Хабре). Если читатель спотыкается об ошибки и плохой фактчекинг, его внимание рассеивается и восприятие текста рассыпается. 

  • Лаконичность — не значит что текст должен быть коротким. Это значит, не стоит повторять одну  и ту же информацию, лить воду, уходить от темы, путать читателя.

  • Стиль, вовлечение, оформление — визуальное оформление текста всегда усиливает восприятие, помогает лучше запомнить информацию, усвоить её и при необходимости воспроизвести.

  • Вау-эффект, общее впечатление — абстрактная метрика. Это то самое удовольствие от чтения, которое испытывает читатель одновременно с сожалением о том, что текст закончился (не знаю, как у вас, у меня на Хабре такое случается).

Эти пять критериев возникли неслучайно: мы на протяжении нескольких лет анализировали статьи на Хабре, проводили опросы аудитории, смотрели на лучшие статьи и статьи, которые отлично написаны, но не набирают рейтинг и просмотры. Поэтому тему стоит рассмотреть детально.

  • Частично о ней мы расскажем на вебинаре »Хабр для взрослых«уже в этот четверг, 25 ноября, в 16:00 МСК — конечно, онлайн, бесплатно, для всех. 

  • Мы обязательно напишем статью о том, как писать, чтобы тебя читали. 

Ждём ваши заявки на »Технотекст 2021» — обещаем не только поощрить лучших, но и прочитать с жадностью каждую статью, а по итогам дать рецензии по требованию (не факт, что быстро, но никого не обидим).

© Habrahabr.ru