Как голосование на блокчейне находит свое применение в политике и бизнесе
Результаты президентских выборов в США для многих оказались полнейшей неожиданностью. Однако сам механизм проведения голосования и его технологическая сторона не претерпели революционных изменений. А сама концепция коллективного принятия решений распространена как в политике, так и в других сферах — например, в финансах. Есть ли шанс у технологии распределенного реестра повлиять на процесс голосования? Мы, команда платежного блокчейн-сервиса Wirex, решили опубликовать материал, посвященный перспективам распределенных технологий для организации процесса голосования, как в рамках политических институтов, так и за их пределами.
По словам английского писателя и урбаниста Адама Гринфилда, лежащая в основе Биткойн технология блокчейн в теории могла бы послужить базой для управления чем угодно — от протестного движения до государства, устроенного по принципам беспристрастной коллективной демократии.
Появившаяся относительно недавно и активно развивающаяся технология «распределенного консенсуса» описывается как нечто, способное привнести новые формы коллективного и осознанного человеческого взаимодействия. Благодаря ей любая группа людей может собраться в некое неиерархическое объединение, обладающее возможностями, сопоставимыми с теми, что есть у государства или корпорации.
По мнению Гринфилда, идея заключается в том, что правительственные структуры практически на каждом уровне организации общества в будущем могут быть заменены добровольными объединениями, представленными программными продуктами. Участники таких групп могут сохранять анонимность по отношению друг к другу, если пожелают, но личности их будут подтверждены, а подлинность их волеизъявления — установлена с помощью тех же процессов, которые гарантируют безопасность сети Биткойн. Это означает, что каждый голос будет зафиксирован и в случае необходимости всегда доступен для последующей перепроверки. Как и в работе Биткойна, подмена одного голоса злоумышленником невозможна без изменения всей цепочки предшествующих блоков, в которых содержатся зашифрованные данные о голосах.
В теории блокчейн даже может стать инструментом для практической реализации бюджетирования с общественным участием в любых масштабах в духе исторического прецедента в бразильском Порту Алегри.
На сегодняшний день блокчейн уже используется в политике — для проведения внутрипартийных выборов.
Одной из первых концепций голосования на блокчейне стала инициатива датской партии Либерал Альянс (Liberal Alliance). В 2014 году руководство партии предложило использовать технологию распределенного реестра при проведении внутреннего голосования на годовом собрании партийцев в Видовре, пригороде Копенгагена. Интерес к технологии блокчейн был вызван автономностью ее работы, не требующей вмешательства посредника. Согласно заявлению, сделанному на тот момент представителем партии, блокчейн позволяет «заглянуть под капот» и посмотреть, что происходит в процессе голосования.
В феврале этого года австралийские биткойн-энтузиасты Макс Кей и Натан Спатаро создали «Партию Течения» (Flux Party). Концепция, предложенная основателями, предполагает избрание шести сенаторов, которые не будут выступать с инициативами сами, но смогут поддерживать или отклонять предложения всех, кто состоит в партии. Модель «Партии Течения» предполагает использование токенов, которые можно либо применить для самостоятельного голосования, либо передать компетентным доверенным лицам. Шесть избранных сенаторов, выполняющих представительскую функцию, будут голосовать в парламенте за те или иные законодательные инициативы согласно распределению голосов участников в партийной блокчейн-системе.
В марте Либертарианская партия США заявила о намерении использовать технологию блокчейн на выборах кандидатов на внутрипартийные должности в Техасе. Благодаря оборудованию и программному обеспечению, предоставленному нью-йоркской компанией Blockchain Technologies Corp., представителям политического объединения удалось организовать учет и подсчет голосов, применив технологию блокчейн. В нижней части каждого избирательного бюллетеня были размещены три QR-кода: первый QR-код содержал блокчейн-адрес, второй представлял собой ID бюллетеня, а третий — ID голосования. После сканирования QR-кодов данные о голосах в пользу тех или иных кандидатов заносились в блокчейн, защищающий результаты от фальсификации. Всего в «техасском» голосовании приняли участие 250 делегатов. Блокчейн-машины, разработанные Blockchain Technologies Corp., в перспективе могут составить конкуренцию машинам для подсчета голосов, используемым в США в настоящее время.
В США это уже не первый случай применения технологии блокчейн в голосовании. В марте республиканская партия штата Юта использовала блокчейн в ходе голосования за кандидатов на этапе праймериз. По данным издания Wired, для участия в голосовании на блокчейн зарегистрировались 59 000 республиканцев от штата Юта. Технологическую поддержку избирательного процесса обеспечила британская компания Smartmatic.
В феврале этого в Киеве группа волонтеров и активистов от общественных организаций подписала меморандум о разработке блокчейн-сервиса для голосования E-vox. Система предназначена для обеспечения прозрачности результатов голосования на всех уровнях — от муниципальных выборов до избрания парламентариев. Разработчиком системы выступила компания Ambisafe. В качестве основного преимущества создатели сервиса отмечают отсутствие посредников, влияющих на результаты выборов. Итоги голосования, зафиксированные в блокчейне, открыты и могут быть использованы государственными органами для принятия стратегических решений. Процесс разработки E-vox также подразумевает создание открытого ПО, соответствующего лицензии MIT. В основе технологии E-vox лежит блокчейн Ethereum. В конце августа этого года команда E-vox сообщила о предстоящем запуске блокчейн-решения для голосования e-Vox: NaRada в городской Раде Балты Одесской области.
С точки зрения организации народного голосования, упомянутый выше британский писатель Гринфилд приводит относительно свежие проекты: Backfeed и democracy.earth. Они, по его мнению, представляют собой амбициозные идеи коллективного сетевого гражданского общества.
Данные инструменты подтверждают легитимность операций с помощью одних только вычислений, никак не полагаясь на авторитет какого-либо правительства или банковского учреждения. Приведенные Гринфилдом решения предоставляют организаторам возможность в кратчайшие сроки объединять людей в группы, предоставляя всем участникам четкие, безопасные и ответственные процессы принятия решений. Такие методики позволяют выдвигать предложения, ставить вопросы на обсуждение в коллективе равноправных членов, давая им достаточное количество времени на размышления перед вынесением вопроса на голосование.
Среди плюсов технологии блокчейн в голосовании британский писатель и урбанист Гринфилд выделяет:
- Возможность для пользователей сети участвовать в общественной жизни прямо со своего ноутбука (или смартфона, или игровой платформы). При таком подходе в этот процесс могут включиться все, кто в силу своей трудовой деятельности или необходимости заботиться о ребенке и выполнять семейные обязательства, оказывается слишком вымотан или просто не успевает посетить собрание, где принимаются решения.
- Предотвращение перехвата инициативы одним из участников, пытающимся воспользоваться собранием в личных интересах.
- Отсутствие необходимости собирать всех заинтересованных лиц в определенном месте и в определенное время для принятия решений по повседневным вопросам. Таким образом, люди смогли бы получить возможность принимать участие в общественной жизни, когда им это удобно и так, как им это удобно.
- Возможность сравнить решения, принятые разными органами или юрисдикциями, или сопоставить их с результатами прошлых местных голосований. Все детали общественного процесса самоопределения могут быть также доступны всем желающим. Каждый участник может проверить как собственный голос, так и удостовериться в точности учета голосов других участников.
Технология блокчейн вызывает интерес не только в сфере политики. В своем посте, посвященном использованию блокчейна в Эстонии, мы упоминали кейс успешного применения технологии распределенного реестра для организации голосования держателей акций на эстонской бирже NASDAQ. Результаты февральского пилотного запуска подтвердили преимущества блокчейна, заключающиеся в невозможности изменить данные голосования, а также возможности видеть его результаты удаленно с мобильных устройств или персональных компьютеров.
В апреле этого года Национальный расчетный депозитарий РФ заявил об успешных результатах тестового запуска системы блокчейн-голосования e-proxy voting для владельцев облигаций. В качестве основы при разработке решения была использована блокчейн-платформа NXT. Разработка велась совместно с компанией DSX Technologies. Результаты компания опубликовала на GitHub. Прототип использует стандарт электронного обмена ISO 20022. Обмен сообщениями идет каскадом — через цепочки номинальных держателей как от эмитента держателю ценных бумаг, так и в обратном направлении.
Организация передачи и подсчета инструкций по голосованию лежит на НРД. Распределенный реестр e-proxy voting поддерживается одновременно всеми участниками голосования. Регистрация инструкций по голосованию происходит в блокчейне.
Разработчики решения НРД анонсировали производительность в 80 операций в секунду при организации сетей из 10–20 узлов. По словам председателя правления НРД Эдди Астанина, предназначенная для голосования блокчейн-разработка позволяет принять до 100 тысяч голосов за час. Участникам пилотного запуска предлагалось всего 2 типа вопросов, требующих ответа «да», «нет», «не знаю» или выбора вариантов ответа из списка.
В октябре этого года финансовая компания Broadridge инвестировала в блокчейн 95 миллионов долларов. По предварительным данным, Broadridge планирует использовать технологию в разработке решений, предназначенных для организации голосования акционеров. Блокчейн обеспечивает прозрачность и возможность дистанционного участия в корпоративном избирательном процессе.
Если рассматривать технологию блокчейн в голосовании на государственном уровне, сразу становятся заметны некоторые проблемы при внедрении новых технологий. Гринфилд приводит статистику, согласно которой чуть более 60% жителей Северной Америки обладают умными устройствами, а этого явно недостаточно для организации полноценного сетевого голосования.
Всеобщий энтузиазм в отношении универсальности блокчейн-технологий также остудила и атака на The DAO, когда злоумышленнику удалось найти уязвимость и вывести около $53 миллионов. Прецедент с распределенной автономной организацией на базе Ethereum продемонстрировал недостаточную надежность блокчейн-технологии.
Голосование на блокчейне на государственном уровне не только не успело стать мейнстримом, но пока даже не оформилось в законченный кейс ни в одном из мировых государств. Но, как показывает опыт партий США, Дании и Австралии, а также пилотный кейс НРД, голосование на блокчейне уже может эффективно использоваться в рамках относительно узких и специализированных объединений.