Как электросамокаты захватили Кремниевую долину, и за что их ненавидят
Раньше многие верили в большое будущее сегвея — пока его создатель не съехал на нём со скалы. Дальше, в начале 2010-х, среди продвинутой молодежи стали популярны гироборды. Еще позже «хиповым» трендом для перемещения по городу стали электроскейты — во многом за счет популярности Кейси Нейстата, показывающего на своем ютуб-канале, как в них можно гонять по Нью-Йорку быстрее машин.
Но сейчас все самые дорогие стартапы, производящие физические вещи, а не работающие над сайтами или сервисами, касаются электросамокатов. Появилось уже несколько «единорогов» — компаний, стоящих дороже $1 млрд. И говорят, это только начало, и даже Uber с Lyft нужно стоять начеку. Но почему такие деньги вливают именно в самокаты, а не в скейты, скутеры или велосипеды? И не станет ли с ними то же, что и с сегвеем?
Сложно придумать более «детское» средство передвижения, чем самокат. Пожалуй, только трехколесный велосипед. Или коляска, которую толкает твоя мама. И тем не менее, в последние несколько лет именно самокаты стали главными любимцами Кремниевой долины. В них инвестируют сотни миллионов. На них ездят на работу СЕО крупных компаний, с их помощью катаются по городу серьезные американские дяди и тети. Сервис аренды самокатов Lime получил от инвесторов $250 млн с оценкой $1 млрд. Его конкурент, Bird, объявил о планах увеличить свою стоимость до $2 млрд за месяц. Он продаст акций на $150 млн, и ни у кого нет сомнений, что инвесторы их раскупят. Предыдущие $150 млн Bird привлек меньше месяца назад, в конце мая, и тогда его оценили в $1 млрд. Удвоить свою стоимость за два месяца — чем не мечта любой компании?
Вопросов о том, что Bird — это какой-то очередной скам, вроде секс-игрушек с Wi-Fi или соковыжималки с картриджами, — не возникает. Главным инвестором стартапа стоит известный венчурный фонд Sequoia Capital, до этого поддерживавший Google, PayPal, YouTube, LinkedIn, Dropbox, Instagram и другие крайне успешные проекты. А основателем компании-самокатчика является Трэвис Вандерзанден, ранее работавший топ-менеджером в Uber и Lyft. Вандерзанден говорит, у его электросамокатов есть все шансы обойти даже эти компании частных такси, и стать одним из самых успешных стартапов в долине.
Еще не оперившись, скутер-стартапы уже расширяются, чтобы стать первыми на новых рынках. Lime запустила двести электросамокатов в Париже и тестирует Цюрих, Bird тоже строит планы по развитию в Западной Европе. А в Москву буквально месяц назад ворвались «Делисамокат» и YouDrive.Lite, плюс намечается появление «Самокат Шеринг». При этом кажется, что новый крейз возник из ниоткуда, буквально на ровном месте.
Почему самокаты?
Когда вам надо проехать по городу буквально пару кварталов, машина — довольно неудобная вещь. Во-первых, её надо парковать (то есть, находить парковку, платить за парковку, зачастую –идти от парковки пешком до нужного вам места…). Во-вторых, машина — вещь довольно массивная, и, соответственно, потребляет массу бензина или электричества. Ради перемещения на несколько километров — оно того явно не стоит, когда есть более дешевые, легкие и даже, потенциально, более быстрые альтернативы.
В качестве таких альтернатив многие видели сегвеи или гироборды, но в качестве комфортного средства перемещения для масс людей они не подходят по целому ряду причин. Самое главное — ими нужно уметь пользоваться, они не всегда с первого раза понятны для начинающего. А водительские права по этим транспортным средствам у человека не спросишь. Если кто-то упадет с гироборда, или его сломает, или просто останется недовольным работой его девайса — это накладка для фирмы.
Гироборд признали настолько небезопасным, что во многих странах его эксплуатация была запрещена как на автомобильных дорогах, так и на тротуарах. В Британии, например, их можно использовать только на частных территориях — и только с согласия владельца.
К тому же, сегвеи и особенно гироборды не дают нужной скорости. Нет смысла платить за услугу, если собственный быстрый шаг доставит тебя к месту назначения почти в то же время.
В Китае вместо гироскутеров, сегвеев и гиробордов очень популярны моноколеса, их используют в качестве ежедневного городского транспорта и во время прогулок. Но, как и у гиробордов, минусов тут хватает. Главной опасностью при езде на моноколесе оказывается наезд на небольшое препятствие: в этом случае колесо резко замедляется и не успевает за отклонившимся вперёд по инерции ездоком, отчего тот падает. Резкий наклон вперед или разгон, когда моноколесо уже едет на большой скорости — несет реальный риск падения или перелома.
Создатели электросамокатов говорят, что они безопаснее любых альтернатив, даже скутеров и мотоциклов. Мелкий ухаб на пути тут не так смертелен, как у моноколеса и гироборда: у человека есть прочная платформа, на которой можно стоять, и ручки, за которые можно держаться. Если сам девайс переживет столкновение, значит, и ездок сможет на нем усидеть.
Езде на самокате не нужно никого учить, тут нет проблем даже у тех, кто не может совладать с ездой на велосипеде. А скорость развивается до 24–35 км/час, чего для езды по городским улицам более чем хватает.
Ну и, конечно, скрытая причина того, почему сейчас многие опытные стартапщики (и инвесторы) взялись за самокаты — в том, что это единственная ниша, которая осталась открытой. Рынок шеринга велосипедов и автомобилей уже был занят, и себя оправдал. Компании начали приносить первую хорошую прибыль. Поэтому инвесторы из Кремниевой долины считают, что применение той же отработанной модели на самокатах может дать быстрые и легкие плоды. И накачивают Bird, Lime, Spin и других сотнями миллионов долларов, несмотря на то, что те стоят еще только в начале своего пути, и пока что сталкиваются с довольно уникальными для своей сферы проблемами.
Как это работает (и не работает)
Всё стандартно, по модели каршеринговых компаний. Люди скачивают приложение для своего смартфона. Идут к самокату, который показывается на карте. Если не могут найти — включают сирену (она у самокатов обычно очень громкая, по причинам, о которых дальше). На девайсе — QR-код, который сканируете, чтобы его включить и начать кататься. В России цена стартует от 2 рублей за минуту, в Штатах — от 15 центов (плюс $1 за сам факт аренды).
Запуск «Делисамоката» в Москве вышел не самым гладким. Но у его иностранных коллег ситуация, на самом деле, не лучше. Проблема у компаний в том, что самокаты — очень легкие и незаметные, даже в сравнении с велосипедами. И вот, смоделируем ситуацию. Даже если вы — законопослушный житель. Хотите покататься по городу. Но, разумеется, не только покататься, а и позаходить в разные места — то в кафешку, то в кинотеатр, то заглянуть в магазин. Платить за самокат каждую минуту, даже когда вы им не пользуетесь, — как-то глупо. А если от него отключиться — он появится на карте у следующего пользователя, так что с ним уедут, а вам придется с нуля искать новый девайс.
Но вы хоть и законопослушный, но не глупый, правда? И вы просто прячете «свой» самокат в какой-нибудь соседний куст, где его не найдут. Уходите по своим делам на полчаса, возвращаетесь — тут он, родненький, кто ж его найдет! А вы сэкономили минимум $3 (мелочь, но приятно).
В Америке так начали поступать многие. В итоге самокаты постоянно теряются — как только человек решил уехать на метро или вызвать «Убер», а свой арендованный гаджет так и оставил в какой-то там нише. Чтобы этому противостоять, компании и начали вставлять в свои самокаты неожиданно громкую сигнализацию. Так их сможет найти следующий пользователь. Плюс, эта сигнализация включается, если на девайсе пытается поехать кто-то, не оплативший услугу, или если самокат увозят в неизведанном направлении.
Но это, казалось бы, элегантное решение повлекло за собой другие, еще более серьезные проблемы. Громкие и противные электросамокаты, которые заполоняют города и «орут», быстро стали ненавистными у жителей. Все вокруг, кто не ищут самокат, тоже слышат сирену. И если у вас под окном постоянно пиликает чья-то сирена на автомобиле — вы понимаете, до каких крайностей это может довести человека…
Охотники любят похвастаться «подбитой птичкой»
Самокаты стали мишенью №1 для вандалов. Их ломают, вешают на деревья, бросают в реку, измазывают грязью или еще чем похуже. А потом гордо делятся своими «достижениями» в социальных сетях. В Сан-Франциско почти треть электрических самокатов подверглась такому обращению. За день особо увлекшийся «скутероненавистник» мог уничтожить до десятка девайсов.
Может быть, жители смогли бы адаптироваться к этим новым транспортным средствам, заполонившим их улицы, но всё это произошло слишком быстро. Ситуация резко ухудшилась в конце марта, когда три компании одновременно, пытаясь конкурировать друг с другом, ввели в город тысячи самокатов. Их можно оставлять где угодно, на них можно (было) перемещаться по тротуарам с довольно серьезной скоростью, они шумят своей сигнализацией… И постепенно жители Сан-Франциско возненавидели их настолько, что городским властям пришлось их запретить (хотя для велосипедов и автомобилей сервисы шеринга прекрасно работают до сих пор). Окружающие города в Кремниевой долине тоже, если не запретили, то ввели для самокатов строгий свод правил. Начиная от — не ездить без шлемов и по тротуарам, и заканчивая необходимостью иметь водительские права, чтобы стать на самокат
Продавцы лопат во время золотой лихорадки
Bird — один из самых быстрых «единорогов» в истории. Его оценили в $2 млрд всего через год после запуска. Создатели компании уже успели продать часть своих акций, и теперь им гарантированно хватит до конца жизни. Но не только они здесь сорвали джек-пот.
Во-первых, озолотились обычные воры. Электросамокат с полки стоит до $500, дороже обычного велосипеда. А украсть его намного легче. Даже не надо перегрызать цепь. Самокатов слишком много, за всеми не уследить, а оставлять их можно где угодно, так что в компании за ними не хватятся. Люди просто вынимают GPS-трекеры, и продают устройства на eBay. Воров так много, что за свежий электрический самокат дают не больше $50. Но пока в Bird и прочих «вливают» по $150 млн в месяц, девайсов хватает на всех.
Вторая индустрия, получившая бум за счет того же вандализма — ремонтные мастерские. Все окружающие мастерские в городах, где развиваются Bird, Lime и Spin, ремонтируют по 75–100 скутеров в день, и они заполнены работой на недели вперед. Есть и частные мастера, которым платят от количества починенных устройств. Точную цену за починку никто не называет, но тысячи мастеров вдруг резко решили переквалифицироваться в ремонтников электроскутеров.
Появилась и принципиально новая прибыльная работа — «подзарядчики» электросамокатов. До полного «бака» устройства должны заряжаться четыре-пять часов. У каждой компании есть приложение, показывающее, где рядом с вами есть самокат с низким зарядом батареи. Хороший способ «поднять» пару лишних баксов после работы — подхватить такие самокаты на машине по пути домой, и зарядить их к утру.
Трэвис Вандерзанден, глава Bird, объясняет:
Получается целая собственная экономика, экономика подработки. Это для них как игра Pokemon Go: они ездят по городу и пытаются найти через приложение наших уставших «птичек».
На электросамокатах нельзя кататься после наступления ночи, это против закона. Как раз в это время выходят «подзарядчики». Чтобы им начислили оплату, транспорт снова должен быть в указанной локации к 7 утра следующего дня. Bird дает каждому по три зарядных кабеля. Если ты доказал, что на тебя можно положиться, — получишь еще пять.
Успех!
Lime платит по $12 за каждую зарядку самоката, Spin дает $5. У Bird система немного другая. Вы получаете от $5 до $25 — в зависимости от города и от локации «мертвого» самоката. Чем сложнее найти девайс и чем дольше он оставался ненайденным и не заряженным, тем больше прибыль. Найти «покемона» на $25 — очень сложно, часто это какой-то самокат, заброшенный на дерево или закинутый в реку, к которому не подобраться. По сути, тебе говорят в приложении «мы думаем, что он где-то в этом районе, удачи».
Но некоторые подзарядчики нашли способ обмануть систему. Его называют «коплением». Здесь такой же смысл, как в Сбербанке: чем дольше ты держишь свой «депозит», тем больше на него капает прибыли. Один из таких «накопителей» объясняет стратегию:
Мы просто собираем птичек, и кладем их в свой пикап. И ждем, пока награда за них не вырастет в несколько раз, а потом заряжаем.
Таким нехитрым методом можно получить $75 за полчаса работы. Или до $200, если тебе выдали дополнительные кабели для зарядки. Bird, конечно, такие методы не нравятся. На днях она отправила e-mail всем «подзарядчикам», сообщая, что если их застанут за такой активностью, забанят в приложении. Но пока что любителей легкой наживы это не останавливает.
Не повезло :(
Почему так дорого?
Каршеринги и сервисы аренды велосипедов стоят на порядки дешевле, чем какие-то «игрушечные» Lime и Bird. Парадокс? На самом деле нет. Инвесторы рассчитывают, что самокаты скоро станут популярнее и машин, и велосипедов, и скутеров, и всего остального. На полном серьезе.
Идея в том, что такой маленький удобный транспорт станет основой для частного перемещения по городу. Без выхлопных газов и необходимости самостоятельно крутить педали. Стоит ли эта идея будущего $3+ миллиарда (в которые уже оценивают Bird, Lime и другие стартапы), и $500+ млн инвестиций, которые в них вложили только с февраля, — большой вопрос. Эксперт Thibaud Elziere, работающий с интернет-стартапами, имеет свои сомнения:
Шеринги велосипедов и самокатов прокладывают дорогу к революции в городском транспорте. Но сами они никогда не смогут оправдать такие вложения. Инвесторы сильно переоценивают достоинства этих неприбыльных бизнесов.
Критики говорят, что такие самокаты не решают ни одной урбанистической проблемы. Слишком небезопасны для перемещения на длинные дистанции, слишком медленные, соревнующиеся за место на тротуарах с пешеходами. К тому же, нельзя положить багаж или взять с собой детей. Директор инвест-фонда Daphni Уилли Браун протестировал электросамокаты Lime в Париже и сказал, что их компания не будет вкладывать в это деньги:
Мне не показалось, что я сохранил какое-то существенное время на короткой дистанции. На наших тротуарах всегда полно людей, здесь не наберешь скорость. И это не так комфортно, чтобы я представил себя отправляющимся на самокате на большую дистанцию.
Браун говорит, что у этих стартапов, может быть, есть будущее в США, но не в Европе. Европейские улочки чересчур узкие, а в городах и так хорошо развита система общественного транспорта.
Второй тестер парижских самокатов Lime поделился своими впечатлениями:
Очень плохо. Медленно, и нужно постоянно тормозить, пропуская людей. Хуже всего, что это кажется очень опасным. Ты не можешь резко затормозить, потому что ты просто стоишь, тебя ничто не держит.
Третий, уже имевший опыт с электросамокатами, получил более положительные впечатления:
Вполне круто. Чуть быстрее, чем велосипед, ты не потеешь, не мнешь свою одежду. В Париже очень жарко, и мне не хочется крутить педали, особенно поднимаясь на склон. Мне кажется, они могут заполнить хорошую нишу. Может быть, даже заменить наши парижские мопеды. Только качество этих устройств, кажется, не очень хорошее. У Xiaomi и Ninebot они лучше, прочнее, с более резким тормозом.
Что касается цены стартапов, Bird и Lime указывают на один параметр, который часто упускают из виду: частота поездок. Люди, в перспективе, будут брать самокаты буквально на несколько минут — чтобы доехать от дома до супермаркета, например. Аренда стоит недорого, «вскочить» на самокат — очень просто, и вам не нужно привыкать к сидению или к системе управления. Подавляющее большинство перемещений по городу — в пределах трех километров, и здесь самокаты показывают себя лучше всего.
А если кататься на этих гаджетах будут чаще, значит, и приложение, «открывающее» самокат, будут запускать чаще. А это само по себе увеличивает ценность любых современных стартапов. Мартин Мигнот, аналитик компании Index Ventures, в марте вложившейся в Bird, объясняет:
Если вы посмотрите, как часто люди пользуются Uber, Lyft или Taxify… ну, может быть, два-три раза в день. Это намного реже, чем потенциал самокатов. Здесь у вас может быть и десять, и двадцать запусков. Значит, приложения этих компаний постоянно будут на главном экране. На вершине пищевой цепочки, так сказать.
На них может ездить любой. Ими просто управлять, тут нечему учиться. Самокатами, в отличие от мопедов, смогут пользоваться и подростки. Они не требуют физических усилий, это лучше для пожилых людей, чем велосипед… Люди в городах однозначно будут на чем-то ездить. Мои деньги на том, что это будет электросамокат. И, конечно, не все захотят его с собой затаскивать в рестораны, ремонтировать его, поддерживать в состоянии. Шеринговый сервис намного удобней.
Мартин Мигнот ожидает, что его инвестиции в Bird окупят себя многократно, потому что компания находится еще на очень ранней стадии своего развития.
Вся эта ситуация, даже с шерингом велосипедом, это феномен буквально последних двух лет. Я думаю, все сейчас просто пытаются адаптироваться к этой новой реальности — пользователи, компании, города. Думаю, это похоже на то время, когда на наши улицы впервые пришли автомобили. Кто-то отбрасывал их, утверждая, что лошади надежнее и быстрее. Перемотайте на сто лет вперед — и наши города теперь выглядят совсем по-другому, а автомобиль стал средством передвижения по умолчанию. Электросамокаты сейчас находятся в начале того же пути.
Когда-то миллиардные оценки бизнесов Uber и Lyft казались сумасшедшими. Их бойкотировали, им угрожали, их запрещали на уровне городов — как сейчас запрещают Bird и Lime. Тем не менее, с тех пор компании доказали свою успешность, повысив обороты и пользовательскую базу во много десятков раз. Может ли с электросамокатами случиться то же самое? Будут ли люди будущего ездить на самокатах по своим городам?
P. S. Для доставки товаров из США в Россию всегда есть Pochtoy.com. Ваши посылки летят через океан по цене от $8,99 за полкило. А всем читателям, которые после регистрации у нас вводят код «Geektimes», даем $7 на счет.