Как дорасти до Senior Product Manager

942e61f9076c25bb48cae2838815d7f0.png

В описаниях вакансий часто можно встретить упоминания старшего менеджера по продукту (Senior Product Manager). Однако, в сети не так много публикаций о том, чем занимаются менеджеры по продуктам, какие задачи они выполняют. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, кто такие менеджеры по продукту и как можно дорасти до старшего менеджера по продукту.

Основные задачи менеджера по продукту

Если вкратце, менеджер по продуктам отвечает за полную разработку продукта от первого до последнего этапа. Это специалист, который играет важную роль в разработке и управлении продуктом на протяжении всего его жизненного цикла. В его задачи входит определение стратегии продукта, проведение различных маркетинговых исследований и обработка отзывов клиентов для управления направлением дальнейшего развития продукта.

Также, менеджер по продукту взаимодействует с другими командами — например, инженерами, дизайнерами и маркетингом, чтобы обеспечить успешное выполнение плана развития продукта.

Давайте подробнее рассмотрим основные обязанности менеджера по продукту. Прежде всего, от специалиста требуется сочетание стратегического мышления, аналитических навыков и эффективного взаимодействия с другими подразделениями.

Еще одним важным навыком, необходимым менеджеру по продукту, является определение видения и стратегии продукта: он отвечает за установление четкого понимания развития продукта и разработку стратегии для достижения поставленных целей. То есть необходимо понимать рыночные тенденции, потребностей клиентов и конкурентной среды, и корректировать развитие продукта соответствующим образом.

Менеджер по продукту — это не только технический специалист, но и маркетолог. Он должен производить сбор и анализ результатов различных маркетинговых исследований, и эта информация помогает ему принимать обоснованные решения о функциях и позиционировании продукта.

Кроме маркетинга, также большое значение имеет работа с клиентами. Так, менеджер по продукту должен уметь определять основные потребности клиентов и их болевые точки для того, чтобы разрабатываемый продукт мог решать их проблемы. Для решения этих задач менеджеры по продукту участвуют в интервью с клиентами, проводят опросы и пользовательские тестирования, чтобы получить представление о том, чего на самом деле хотят клиенты.

Каждый успешный продукт должен постоянно развиваться. Для того, чтобы понимать, каким еще функционалом необходимо дополнить разрабатываемое решение, менеджер по продукту ведет бэклог, который представляет собой приоритетный список функций и улучшений. При этом он тесно сотрудничает с заинтересованными сторонами, чтобы определить и приоритезировать эти элементы на основе потребностей клиентов, бизнес‑целей и технической осуществимости.

Также мы уже упоминали необходимость взаимодействия со смежными подразделениями. Менеджеры по продукту тесно взаимодействуют с инженерными и дизайнерскими группами для перевода требований к продукту из абстрактного описания в конкретные, осязаемые прототипы. Эти совместные усилия гарантируют, что продукт соответствует как функциональным, так и эстетическим ожиданиям.

И снова о маркетинге. На этапе выпуска готового решения менеджеры по продукту сотрудничают с маркетинговыми группами для создания эффективных стратегий выхода на рынок. Они помогают определить целевые сегменты клиентов, позиционирование продукта и ценообразование для обеспечения успешного запуска.

После того, как продукт вышел на рынок, менеджеры по продукту постоянно отслеживают его ключевые показатели и собирают отзывы для оценки успешности продукта. Они используют основанные на данных идеи для принятия обоснованных решений об улучшениях функций, обновлениях и будущих итерациях по доработке продукта.

Что должен уметь менеджер по продукту

Чтобы преуспеть в качестве менеджера по продукту, соответствующие специалисты должны обладать разнообразным набором навыков и квалификаций. Прежде всего, это сильные межличностные и коммуникативные навыки: менеджеры по продукту должны эффективно общаться с заинтересованными сторонами, смежными командами и клиентами.

Также необходимо понимать и анализировать тенденции рынка. То есть нужно уметь анализировать рыночные данные, выявлять новые тенденции и соответствующим образом адаптировать стратегию продукта.

Важным навыком является наличие четкого представления о принципах управления проектами и методологиях Agile. Это помогает им эффективно планировать, расставлять приоритеты и выполнять циклы разработки продукта.

Мы перечислили основные навыки, которыми должен обладать менеджер по продукту. Конечно, это не исчерпывающий список и в зависимости от специфики продукта он может дополняться другими требованиями.

Теперь давайте поговорим о том, что должен уметь старший менеджер по продукту.

Углубляемся в роль старшего менеджера по продукту

Старший менеджер по продукту, как следует из названия, занимает более высокую должность и соответственно, несет дополнительные обязанности. По сути, старший менеджер — это лидер, управляющий стратегическими инициативами в организации.

Так, в задачи старшего менеджера по продукту входит надзор за процессом разработки продукта и руководство командой менеджеров.

Важным отличием Senior Product Manager является необходимость отстаивания своего видения продукта и согласование этого видения с другими заинтересованными сторонами. По сути, старший менеджер по продукту является движущей силой, гарантирующей, что все участники понимают и поддерживают направление, в котором движется продукт.

Senior Product Manager обеспечивает выявление новых рыночных возможностей и определение дорожных карт для развития продукта. Здесь от специалиста требуется, что называется, острый глаз для определения тенденций и понимания потребностей клиентов, для формирования будущего продукта.

Важным отличием старшего менеджера также является необходимость решения проблем на высоком уровне. Здесь требуются способности анализировать данные, оценивать риски и делать обоснованный выбор в пользу правильного решения. Здесь в качестве примера можно привести необходимость принятия решения о дальнейшем развитии продукта в случае изменения внешней геополитической обстановки.

Основные навыки и квалификации

Учитывая лидерский и стратегический характер роли, старшие менеджеры по продукту должны обладать широким набором навыков и квалификацией, которые выходят за рамки навыков менеджера по продукту.

Senior Product Manager должен вдохновлять и мотивировать других на достижение наилучших результатов: это имеет решающее значение для этой руководящей должности.

Еще одним ключевым требованием является наличие опыта в управлении стратегией и видении продукта. Старший менеджер по продукту должен уметь мыслить стратегически и принимать решения, которые соответствуют долгосрочным целям организации.

При ведении переговоров необходимо уметь влиять на заинтересованные стороны. Часто возникают ситуации, когда необходимо получить поддержку от разных сторон и найти общую почву для движения вперед.

Кроме лидерских качеств, старшему менеджеру по продукту также необходимы как глубокие технические знания о принципах работы продукта, так и хорошие знания отрасли и рыночных тенденций. Необходимо быть в курсе последних достижений и понимать предпочтения клиентов для того, чтобы принимать обоснованные решения и опережать конкурентов.

Аналитические способности и навыки решения проблем являются обязательными для любого старшего менеджера по продукту. В своей работе Senior Product Manager часто сталкивается со сложными задачами, требующими подхода, основанного на данных, а также способности критически мыслить, чтобы находить инновационные решения.

Заключение

В заключении сделаем небольшое сравнение двух ролей: менеджер по продукту и старший менеджер по продукту. Хотя и те и другие отвечают за руководство разработкой продукта и стимулирование роста, уровень ответственности и объем работ различаются. Senior Product Manager обычно занимаются более широкими и стратегическими инициативами, тогда как менеджеры по продукту больше сосредоточены на ежедневной работе с дорожной картой продукта.

Менеджеры по продукту часто вовлечены в мельчайшие детали процесса разработки продукта и тесно сотрудничают со смежными командами. С другой стороны, старшие менеджеры по продукту больше сосредоточены на долгосрочном видении и стратегии, согласовывая дорожную карту продукта с общими целями компании и тенденциями рынка.

Как упоминалось ранее, старшим менеджерам по продуктам требуется более обширный набор навыков и квалификаций по сравнению с менеджерами по продуктам. Это в основном связано с их руководящей ролью и необходимостью принимать критические решения, которые влияют на общую стратегию продукта и успех организации.

Старшие менеджеры по продуктам часто обладают сильными аналитическими навыками, возможностями стратегического мышления и отличными коммуникативными способностями для эффективного сотрудничества с заинтересованными сторонами на всех уровнях организации. Они также искусны в исследовании рынка и анализе тенденций, что позволяет им принимать обоснованные решения, которые стимулируют инновации продукта и конкурентоспособность рынка.

Как работать с запросами стейкхолдеров? Об этом должен знать каждый менеджер по продукту, и об этом поговорим на открытом уроке 27 января.

Встреча будет полезна для тех, кто хочет не просто развивать продукты, но и делать это с учётом интересов всех ключевых участников. Записаться

© Habrahabr.ru