Как цифровые карты меняют наше восприятие мира

9cecbf146e9945a292a6307d25100350.png

Когда-то карты были бумажными, большими и неудобными. Нужно было потратить некоторое время, чтобы найти место, где ты сейчас находишься, и прикинуть, как добраться до какого-то другого места. Мы оценивали расстояние, выбирали маршруты. Мы ощущали себя крохотной частичкой мира, даже в пределах этого листа. А сегодня цифровые карты в каждом смартфоне услужливо помещают нас в центр мира, моментально прокладывают маршрут и целиком выводят его на экран. И то, как мы пользуемся картами сегодня, исподволь поменяло наше глубинное восприятие мира.
Меняется наше восприятие городов. Трансформируется наше представление и ориентирование в улицах, бульварах, дорогах, парках, возвышенностях и т.д. И происходит это не потому, что меняется сам ландшафт или застройка, а из-за маленьких устройств в наших карманах. Многочисленные картографические приложения размывают границу между цифровым и реальным миром, и мы подспудно начинаем воспринимать окружение как часть — или продолжение — технологий.

Современные гаджеты предоставляют массу возможностей, имеют множество функций. И всё это — прямо в руке. Отчасти это можно считать технореволюцией, ведь нам больше не нужно предпринимать особых усилий, чтобы найти нужную информацию. Жить стало куда проще, достаточно набрать пару поисковых запросов в смартфоне. Никаких вам походов в библиотеку, поисков в бумажных справочниках и томах энциклопедий. А оказавшись в незнакомом месте, нам больше не нужно расспрашивать окружающих и «морщить извилины», пытаясь привязать себя к местности по бумажной карте.

Хотя даже собственная бумажная карта в кармане — это относительно недавнее «изобретение». На протяжении тысячелетий, вплоть до конца 19 века большинство людей счастливо проживали свои жизни в родных деревнях и городах, не особо интересуясь тем, что находится за пределами небольших знакомых им территорий. Но со временем карты становились всё дешевле в изготовлении, и в конце концов превратились в массовый продукт. Также на это отчасти повлияло усложнение и ускорение жизни: росла доля городского населения, сами города становились больше и сложнее в планировке, с развитием транспорта люди стали чаще и дальше ездить, поэтому росла потребность и в картах всевозможных городов и местностей. Так возник класс карманных карт, формат которых позволял положить их в карман мужского плаща.

С приходом цифровых технологий наши привычки в использовании карт начали меняться кардинальным образом. Возникло несметное количество геолокационных сервисов, с помощью которых мы находим себе питание и развлечения, в них мы публикуем фотографии, видео и т.д. Карты вовлекаются во всё большее количество аспектов нашей жизни. Сегодня мы уже сами генерируем карты под свои нужды. То есть карты превращаются из общественного инструмента в персональный. Точнее, персонализированный.

Фраза «вы находитесь здесь» стала уже не нужна. Ведь какое приложение не открой, оно тут же фокусируется на вас, на ваших координатах. То есть ваш маркер априори является центром мира. А всё остальное пространство становится лишь окружением, словно в геоцентрической картине мира.

210c623f1d0240eeab59f72329defc09.jpg

И это один важнейших моментов, влияющий на наше восприятие города. Вокруг вашего маркера «вращаются» не только кафе, банки и магазины, но и весь ваш опыт, фотографии и сообщения в соцсетях — воспоминания, «пришпиленные» к цифровой карте в тех местах, где они возникли. Средневековые властители вешали во дворцах и замках карты своих владений как символ могущества, и где-то в глубине души нами движет похожее желание, когда мы пытаемся интегрировать свою социальную персону в цифровое пространство мира, словно это мы владеем всеми этими заведениями вокруг нас.

Насколько иллюзорно это чувство собственности? Возможно, мы просто перестаём считать город неким коллективным объектом? Листание страниц атласа и попытка справиться с простынёй туристической карты даёт нам физическое ощущение масштаба: вот город, а края карты — своеобразные границы. А благодаря зумингу цифровых карт мы потеряли это ощущение масштаба. Мы больше не корпим над картами, мы прокладываем маршрут из точки А в точку Б, а всё, что находится за пределами маршрута, словно и не существует. И то, что нам больше не нужно высматривать по карте, где мы находимся, является одной из ключевых перемен. Большинство из нас не смогут найти на карте своё положение по конкретным координатам. Многие вообще уже и думать забыли про какие-то там координаты. Жизнь стала немного проще. И поскольку навигация во многом автоматизировалась, границы между виртуальными и реальными городами стали тоньше.

Даже в играх карты изменились. Сначала в комплекте с дискетами и дисками поставлялись бумажные карты, потом массово стали внедрять общие цифровые карты уровней, на которых отображался маркер игрока. А в современных играх навигация упростилась до следования по линии маршрута или по меткам на горизонте. Сегодня аналогичные методы погружения (иммерсивные методы) постепенно появляются в технологиях дополненной реальности, а также в уже привычных картографических приложениях. К примеру, можно перемещаться по незнакомому городу, вообще не глядя в смартфон, а просто следуя голосовым указаниям навигатора в наушниках. К слову, весьма странное ощущение, когда вот так «вслепую» идёшь по незнакомым местам, а кто-то лишь говорит тебе, куда нужно поворачивать. Тоже своего рода игра. И хотя ты идёшь по открытому городу, но синтетический голос в наушниках превращает его в подобие коридора. Это очень похоже на карты Джона Огилби, появившиеся в 17 веке: они представляли собой узкие полоски, на которых отображались лишь конкретные дороги, а всё окружающее пространство было исключено «за ненадобностью». Оставлялись лишь только те объекты, которые были необходимы для ориентирования.

32a8d4d2aeba41f6b22968591a729bd1.jpg

Но если тогда это было странной причудой, то сегодня «коридорное» восприятие местности стало массовым. Просто мы этого не замечаем. И вполне можно ожидать, что в ближайшие годы будет массово внедрён вышеописанный подход к навигации: когда мы задаём конечную точку, а маршрут накладывается на местность в каких-нибудь очках дополненной реальности. Быстро, просто, эффективно, просто добираемся из пункта А в пункт Б. А весь остальной город остаётся «за рамками». Ничего личного. Просто в нашей суматошной жизни нужно поскорее прибыть в нужное место, не оглядываясь по сторонам, не сворачивая в интересные улочки и не пытаясь узнать что-то новое о городе, в котором ты живёшь или оказался проездом.

Упрощение алгоритма использования цифровых карт стало причиной несколько парадоксальной тенденции: карты становятся примитивнее. Более того, современная версия Google Maps менее подробна, чем была 6 лет назад. Карта стала схематичнее, упор сделан на отображение улиц и дорог, а не на гармоничное соотношение разных объектов. Ведь это уже не столь нужно, главное — посмотреть, как быстрее добраться по пробкам.

9c5c49c6a37c424b9a8970233c9b0262.jpg
Слева бумажная карта 1960-х годов, справа — Google Maps примерно в том же масштабе.

И ситуацию с упрощением не спасают даже усилия энтузиастов, готовых нарисовать чуть ли не лавки у подъездов на карте весьма популярного сервиса OpenStreetMap.

ab6174bf2f234ad7bf16619e8d7e6070.jpg

Для цифровых карт характерна ещё одна тенденция, которая накладывает отпечаток на наше восприятие мира. Простота нанесения на карту всевозможных «точек интереса» — кафе, банков, кинотеатров, ресторанов, заправок и множества других объектов — превратила современные карты в справочники. Да, это удобно, но задайте себе вопрос: давно ли вы путешествовали по городу в поисках интересных мест? Если только вы не любитель погулять, то, вероятно, давненько. Да и зачем так делать, ведь теперь достаточно ввести ключевой запрос в поисковую строку карты или включить фильтр по отображению нужных объектов. Нашёл ближайший, проложил маршрут, и «по коридору» отправился в пункт назначения. Не глядя по сторонам, не исследуя новые для себя места и районы. Во многом мы начинаем воспринимать мир — и даже город — не как нечто цельное, со всеми его особенностями, чертами, достоинствами и недостатками, а как некий набор необходимых нам мест. Ведь исследуя незнакомые улицы, мы составляем в голове живой образ части города, а не просто перемещаемся в соответствии с указаниями на экране, толком запоминая лишь обрывки. Хорошо ли вы запомнили дорогу, если ездили по ней только по навигатору?

Не исключено, что в ближайшем будущем появятся цифровые карты, деградировавшие до схематичного отображения одних лишь «полезных» объектов, которые могут быть интересны горожанину. Мы уже видим это в играх, посмотрите на навигацию в Pokemon Go. Здесь всё подчинено одной цели — поиску и захвату представителей японской мультипликационной фауны. А что мешает появлению и успеху у пользователей, скажем, карты открытых всю ночь питейных заведений? Открыл такую «карту сокровищ», ткнул в подходящий «сундучок», гаджет проложил маршрут и вперёд к цели, не глядя по сторонам. С появлением беспилотных автомобилей люди вообще перестанут смотреть по сторонам: автомобиль везёт, а всё внимание поглощено новостными сайтами, френдлентой и бугагашеньками в соцсетях. Не мир, а слайдшоу: здесь я сел, здесь вышел. Что было в промежутке — не важно.

Кстати, вы обращали внимание, как скучно выглядят большинство цифровых карт? Особенно в сравнении с картами 19 века, и даже картами первой трети века 20? Большинство картографических сервисов, особенно векторных, выглядят как безликие схемы с вкраплениями, с их пастельными тонами и низкой контрастностью линий. Ведь ничто не должно отвлекать пользователя, ему нужно добраться из пункта А в пункт Б, чтобы у него в глазах не рябило. Раньше карты было интересно просто разглядывать, они вызывали интерес: «А как выглядит этот город, эта страна, эта гора?» А сегодня это рафинированный, удобный, эффективный и невероятно скучный инструмент, который вряд ли вызовет желание пойти по новому для себя маршруту, просто ради любопытства.

Когда в 19 веке начали массово продаваться карманные карты, появились люди, которые предпочитали не пользоваться ими, а исследовать города самостоятельно, полагаясь на случай и удачу. Возможно, в 21 веке, с его обилием гаджетов с картографическими приложениями, вновь возникнет мода на «естественное» ориентирование, появятся новые фланёры. Это может стать естественно реакцией на предписанность маршрутов, излишнюю упорядоченность. Например, в игровой индустрии уже появились первые признаки этой тенденции — симуляторы свободного исследования мира.

В конце концов, сами по себе карты безжизненны. Как говорил Шарль Бодлер, смысл городов — не в их структуре, а в населяющих людях. В 1863 году он написал:»Тот, кто движим любовью к жизни мира, проникает в толпу, словно в исполинскую электрическую батарею.» И хотя нам нравится сохранять фотографии и записи на точках карты, всё же реальные воспоминания трудно приколоть к каким-то координатам. Людей и память о них не так просто нанести на карту, как улицы и дороги.

© Geektimes