Как AI меняет образование здесь и сейчас
Привет! Меня зовут Саша Фомиченко, я работаю в Skyeng в отделе R&D и занимаюсь инновациями, вовлечением и играми. Проще говоря, я продакт-менеджер. Моя зона ответственности — технологии, которые должны повысить вовлечение в образовательный опыт наших учеников и их трансфер в реальные образовательные продукты нашей школы.
И сегодня я расскажу, как у нас устроены уроки: как они проходят, из чего состоят и на что мы опираемся, разрабатывая контент.
Откуда мы берем образовательный контент?
Сразу скажу, что интерфейс урока выглядит немного по-разному для преподавателя и для ученика, и я буду говорить именно о той части, которую видит ученик, потому что именно там мы использовали принципы персонализации.
Что видит студент, когда приходит на урок? Экран видеосвязи и карточки с заданиями. Карточки — это контентные блоки урока. Откуда они берутся? Мы делаем их сами, и это долгий процесс
В нашей базе — тысячи таких карточек
Контент для образовательной программы создает методист — эксперт в конкретном предмете. Упаковать его знания в удобный для ученика вид помогает целая команда из редакторов, корректоров, иллюстраторов, дизайнеров. Все эти люди работают над академическим дизайном каждого задания.
Когда методист разрабатывает образовательную программу, он использует информацию о целом сегменте учеников. Это помогает ему сделать обучение эффективнее. Например, английский для IT — понятно, что это взрослые люди, которые учат язык для работы в определенной сфере, у них есть понятные потребности и цели. И методисты используют эту информацию, чтобы персонализировать образовательную программу под эти задачи. Это простой пример, но бывают и более узкие запросы. Часто эти запросы связаны с B2B-сегментом.
Например, компания хочет обучить своих сотрудников, но это обучение должно быть контекстным — не английский для жизни вообще, а английский для производителей стиральных машин или английский для работников бетонного завода. Тогда методисты садятся и с нуля разрабатывают такую вот программу обучения точно по мерке заказчика.
Но тут есть проблема. Узкоспециальные запросы требуют от методистов огромной работы. Методист может отлично разбираться в английском, а вот в производстве бетона — не очень. Как он узнает, что нужно для работы в этой отрасли, чему именно обучать учеников? А ведь им нужно не просто написать план урока, а сделать его практически полезным, интересным и увлекательным.
Когда вышел ChatGPT, мы пытались поручить ему разработку планов уроков. В принципе результат оказался приемлемым, но было несколько сложностей. В частности, с оплатой сервиса и с использованием VPN.
Поэтому мы решили интегрировать AI прямо в CMS — Content Management System, базу всего нашего обучающего контента.
Так выглядит процесс генерации контента после добавления AI в CMS
Так выглядит CMS в Skyeng
CMS, рабочая среда методиста, разделена на зоны — справа он видит карточку задания, слева — список всех карточек урока и поле, где верстается контент. Мы добавили в эту структуру чат — причем не просто чат, а готовые шаблоны, с помощью которых можно создавать контентные единицы. Эти промпты мы создавали и полировали с участием самих методистов. Получился простой интерфейс, где можно вести диалоги с ChatGPT прямо внутри нашей CMS.
Мы сделали готовые шаблоны промптов, чтобы создание карточек шло еще быстрее
Что нам дал AI внутри базы контента?
Одна из наших ключевых метрик контента — это Time to Market (TTM), то есть время от получения контент-отделом задачи до релиза. Чем этот процесс быстрее, тем лучше. И мы с помощью AI очень заметно увеличили скорость работы над материалами. Планы уроков теперь можно создавать быстрее и дешевле, а значит, стоимость персонализации контента снизилась. Теперь скорость производства в 3 раза выше, и сам контент обходится нам в 4 раза дешевле. Причем сам процесс разработки и внедрения этого инструмента обошелся нам относительно недорого — на это ушло всего 30 рабочих часов. Плюс — обучение сотрудников промптингу. Но мы онлайн-школа, мы умеем учить быстро и эффективно.
Снижение стоимости — это не единственный показатель. Мы собрали обратную связь от самих методистов и оказалось, что им эта интеграция тоже нравится. Особенно хорошо у ChatGPT получается рерайт контента. У нас есть проверенные карточки, которые нравятся методисту, — мы уже опробовали их академически, использовали в уроках и увидели их эффективность. AI можно поручить создать карточку с тем же материалом, но на немного другую тему. Например, отработать Past Perfect на фразах про производство бетона, а не на выражениях про путешествия.
Есть и технический момент: наша верстка имеет свои особенности. У нас есть система внутренних тегов, которые упрощают работу с механиками и сам процесс верстки. Как выяснилось, ChatGPT без проблем работает с нашей версткой, читает внутреннюю разметку и использует ее. Обычно это занимает у методиста много времени, причем это работа чисто механическая, совершенно не творческая. Просто сидишь и проставляешь теги. А теперь это делает AI, а методистам остаются интересные, креативные задачи.
Что с внедрением AI стало хуже?
Пока все звучит так, будто мы придумали волшебную палочку. Но это не так — кое-что AI сломал (хотя это и было ожидаемо). Я говорю об ошибках. Их стало больше, потому что ChatGPT не знает фактов, не отличает правду от вымысла и часто несет отсебятину. Но все карточки всегда проверяет и обрабатывает сам методист, а потом их просматривают корректоры и фактчекеры. В конечный результат ошибки не попадают, но теперь нам приходится тщательнее проверять контент.
Но есть еще одна проблема — иногда ответы в тестах получаются слишком простыми и очевидными. И методисты на это жалуются — им приходится редактировать тесты вручную и усложнять их.
Что AI дал преподавателям?
Когда контент создан и проверен, он становится доступен преподавателям. У каждого преподавателя есть программа, которая рекомендует ему использовать то или иное задание. Но при этом преподаватель и сам может формировать индивидуальную программу под каждого ученика — у него есть определенная свобода в выборе карточек. Выходит, что методисты работают над персонализацией для групп — сотен или даже тысяч студентов из какой-то узкой группы, а преподаватель дополнительно адаптирует программу под конкретного человека.
Но может ли AI помочь и преподавателю тоже? Просто дать ему чат — это не очень хорошая идея. Преподаватель не будет верстать карточки — это трудно и долго, требует специальных знаний. К тому же ученик должен получать красивый, хорошо оформленный контент, а выполнение задания должно засчитаться в прогресс урока. Короче говоря, релиз персонализированной карточки будет слишком долгим и дорогим.
Поэтому мы зашли с другой стороны и начали пробовать проводить персонализацию вручную. С этим нам помогли наши преподаватели-амбассадоры, которые согласились принять участие в эксперименте. Они собирали данные для персонализации по конкретным ученикам, а мы сами делали им подходящие карточки, используя AI. Упражнения получались вроде бы правильными, но они не вовлекали учеников. Им было просто неинтересно.
Мы начали копать и поняли — причина этого очень простая! Преподаватели давали нам тему для разработки материала — например, Present Continuous. А ученик приходил на урок с другим запросом — к примеру, он хотел научиться проводить презентации новых двигателей для стиральных машин. И мы делали материал на отработку Present Continuous, не учитывая специфических интересов человека.
Поэтому мы поняли, что все же нужно делать интерфейс для преподавателей — простой и понятный генератор контента.
Вот что обычно видит преподаватель во время урока
Преподаватель формирует урок, добавляя в него карточки с заданиями. И мы решили прикрутить к привычному интерфейсу еще и генератор контента. Преподаватель может написать в запросе любую тему, выбрать топик, грамматическую тему для отработки и уровень ученика. А AI сгенерирует на основе этих данных упражнение и список полезной лексики. Так можно создать любой контент — вопросы для обсуждения с учеником, тест и так далее. Преподаватель просматривает упражнение и на месте решает, выдавать его ученику или нет.
Так выглядит процесс после внедрения AI
Так выглядит генератор контента для преподавателей
И мы получили просто ошеломительную обратную связь! Имейте в виду, что преподаватели зачастую люди консервативные, умные и серьезные. Они не любят изменения и обычно негативно воспринимают нововведения. И представьте, что такие вот люди писали нам в отзывах, что наш генератор — это «педагогический экстаз»!
Сейчас мы находимся на этапе soft launch, то есть новая функция пока доступна не всем нашим преподавателям. Сегодня с ней в тестовом режиме работают только 40–50 человек, у каждого — от 5 до 10 учеников. Пока что мы собираем конструктивный фидбэк, который поможет нам сделать интерфейс и функционал логичнее и удобнее. Когда мы отполируем этот инструмент — раскатаем его на всю школу.
А дальше что?
В ближайшем будущем мы попробуем давать ученикам возможность пользоваться такими генерациями самостоятельно. Например, в рамках self-study или персонализации домашних работ. И не только в английском языке, но и в других предметах, при подготовке к ЕГЭ, в занятиях программированием.
Но лично мне очень интересно попробовать сделать такой контент не просто академически верным, но еще и интересным и веселым. Сейчас мы работаем активно над генерацией изображений, учимся делать комиксы и работать с визуалом. Представьте, что ребенок, например, на групповом занятии с преподавателем в начальной школе говорит преподавателю, что он увлекся подводным миром, а педагог одним кликом меняет оформление карточек — и все они становятся про рыбок, кораллы и акул.
Все это не только позволяет создавать уникальный контент, который полностью отвечает потребностям ученика, не только дает возможность точечно работать с нужными навыками, но и вовлекает людей в учебу и делает этот процесс интересным. А еще AI потенциально может генерировать нам бесконечную библиотеку контента — и при этом экономить очень много денег.