Как я впервые стримил университетскую лекцию
Коронавирус вносит свои коррективы в студенческую жизнь, но, пока ВУЗы решают, что им делать и как переходить на дистанционное обучение, прогрессивная часть преподавательского корпуса должна брать ситуацию в свои руки. Вот я и решил, что не буду ждать, пока мой alma mater придумает, как быть, а решил мгновенно перевести лекции в дистанционный режим.
Сегодня было первое занятие и оно прошло пристойно. Сейчас расскажу, как я это сделал.
TLDR: Вполне хватает связки ноутбук + планшет с пером + Zoom. Но есть нюансы.
1. Формат лекций и ТЗ для решения
Я работаю в разных местах и, среди прочего, являюсь штатным преподавателем в Московском энергетическом институте. Там я веду регулярные занятия, в отличие от, например, МФТИ, где я выполняю только роль научного руководителя. Как всякий уважающий себя преподаватель, я веду дисциплины, в которых не являюсь специалистом, а недостаток моей компетентности восполняют аспиранты. Вообще, приключения действующего айтишника, который хочет быть полезным для молодёжи и заниматься преподаванием в рамках традиционной образовательной системы довольно забавны и как-нибудь я напишу про них отдельный пост.
Пока что достаточно знать, что с точки зрения формата в курсах нет никакой особой изюминки: лекции с мелом у доски, семинары с решением задачек. Некоторой необычности добавляет развитая система получения автоматов по курсу, но об этом как-нибудь потом.
Презентации на лекциях я не люблю использовать. Тому есть несколько причин, но две основные такие:
- Они не оставляют мне возможностей для маневрирования изложением по ходу лекции. Обычно надо смотреть на то, как аудитория реагирует на информацию, и вносить какие-то коррективы в изложение. Бывает так, что на лекции удаётся рассказать только половину от задуманного; бывает, что она идёт очень хорошо и, наоборот, получается вместить сильно больше. Презентация задаёт рамки и не позволяет быть гибким.
- В доске есть определённая магия. Слушатель, студент, становится соучастником проявления знания. На самом деле, хорошая лекция — это исследование в режиме реального времени, в котором студенты участвуют наравне с преподавателем. Преподаватель в этом процессе — скорее lead scientist, чем гуру, обладающий недоступным знанием. Классно, когда на занятиях студенты учатся проводить исследование и с его помощью получать те знания, которые заложены в программу. На мой вкус, только такой формат полезен. Я до такой степени в это верю, что в процессе подготовки лекций ничего не учу, а все доказательства придумываю по ходу изложения, и студенты в этом мне помогают. В презентации же всё написано заранее и никакой магии не возникает.
Итак, задача: в удалённом режиме провести лекцию, в которой предполагается возможность диалога со студентами и использование доски как основного исследовательского инструмента. При этом надо использовать какие-то общедоступные средства, чтобы ими мог воспользоваться кто угодно (а я мог бы написать этот пост), а для меня подготовка заняла минимальное время, ведь ещё ж работать нужно когда-то.
2. Техническое решение: доска
Начнём с доски. Вроде бы всё понятно: нужен графический планшет с пером, можно будет этим пером писать и рисовать на планшете, а результат после этого стримить в видео. Планшета у меня, впрочем, никогда не было, а покупать чисто графический дизейнерский планшет желания нет: хочется покупку использовать ещё для чего-то, не только для преподавания. А ещё я являюсь любителем Windows, так что «просто взять iPad Pro» не получится.
Результат рисования на планшете, так же, как и мои бесценные лицо и голос, придётся как-то стримить. Стримить с одного устройства и лицо, и доску неудобно: писать нужно на хорошо закреплённом и расположенном горизонтально планшете, а в таком положении его камера направлена строго в потолок, где моего лица нет. Поэтому потребуются два устройства: планшет для рисования и ноутбук для голоса/видео.
Ну вот я и выбрал для себя Microsoft Surface в качестве планшета, а ноутбук у меня — обычный рабочий Thinkpad. С этой связкой есть некоторое количество косяков:
- Surface всё-таки дорогая штуковина, её себе не всякий преподаватель, даже айтишник, сможет позволить. Почти наверняка можно безболезненно заменять на что-то более экономичное.
- При покупке Surface нужно быть осторожными: проверять комплектацию и прочее. Например, зарядка для моего Surface оказалась под невероятно нестандартную розетку и пришлось дополнительно добывать переходник; заказанные перо, мышку и клаву продавцы просто забыли привезти и пришлось с этим дополнительно разбираться.
- Не знаю как у кого, а у моего Thinkpad’а какая-то катастрофически ужасная камера и уж совсем никуда не годный микрофон. Поэтому его обязательно надо снабжать гарнитурой, а с камерой просто придётся смириться.
3. Техническое решение: стрим
Для стриминга, видеоконференций, удалённых интервью и прочего на самом деле не так уж и много хороших решений. Я за годы привык к тому, что Zoom в среднем работает, а у других вариантов (Skype, Hangouts и прочего) в обязательном порядке возникают какие-то рандомные проблемы, так что в данной ситуации сразу целился в Zoom.
Бесплатный Zoom вроде бы должен подходить для моих целей. Zoom поддерживает режим доски (так и называется: Whiteboard, можно алгоритмические секции проходить, лол). У него есть ещё ряд полезных свойств:
- Конференцию можно просто создать и сидеть там в одиночестве, смотреть, что получается и как выглядит. В том же Skype этого ужасно не хватает.
- Конференцию можно создать сильно заранее, заранее расшарить линк и позволить участникам подключаться, опять же, заранее. Удобно.
- У каждого пользователя есть номер «личной конференции», который не меняется. Его можно просто всем участникам рассказать, и они будут заранее знать, как и куда подключаться.
- Есть встроенная возможность писать видео!
- Можно улучшать качество своего лица. Если у преподавателя много прыщей и он как я стесняется — можно нажать на кнопочку и станет резко лучше, прям как в Инстаграме. Топ-фича!
Есть и важные недостатки. Например, нельзя подсоединиться двумя устройствами с одного аккаунта, а стримить в один момент времени может только один участник. Так что я не могу удобно рядом расположить, скажем, виртуальную доску и своё лицо или презентацию.
Моё решение такое: создал два бесплатных аккаунта в Zoom, в один зашёл с планшета, в другой с ноутбука, подключился к одной трансляции, с планшета расшарил доску. Бета-версия выглядела так:
Инсталляция из устройств выглядела таким вот образом:
ТМВ = Теоретические Модели Вычислений
Ещё одно очень удобное свойство стримов для лекторов: можно рядом с собственно конференцией открыть окошко, в котором подсматривать материалы. Скажем, положить свой собственный конспект лекций!
4. В процессе
В процессе всё было отлично! На доске писал, студенты слушали (а до этого пришли) и даже в процессе писали что-то в чатик. Впрочем, под самый конец Surface насмерть завис, так что я не сумел дописать последний пример. Ну, всё ж винда.
5. Что не работает
Я выше писал, что люблю рассказывать с доской, потому что есть контакт с аудиторией и всё такое. В удалённом режиме контакта с аудиториейнет. Zoom поддерживает мгновенную реакцию эмоджиками в чате, но, во-первых, там ужасно неудобная реализация, а, во-вторых, все ж поглощены процессом, некогда на эмодзики нажимать. Я попробовал призвать народ писать плюсики в чат (следы этого можно заметить на скринах), но после второго раза студенты устали и плюсики ставить перестали. А, может, они просто ушли с лекции :) Можно было бы попросить всех включить видео, но кто я такой, чтобы о таком просить.
Доска через Whiteboard Zoom’а в общем и целом хороша, но:
- Писать на самом деле неудобно. Почерк получается хуже, чем в реальной жизни, я не смог с этим справиться. Пишущая рука лежит на планшете и порождает небольшое количество случайных срабатываний: появляются небольшие точечки, случайно разбросанные по «доске». Мелочь, конечно, но перфекционистам не понравится.
- Когда доска заканчивается, а заканчивается она быстро, ничего не остаётся кроме как стереть написанное целиком или по кусочкам. На реальной большой доске я просто перехожу к другому участку и это удобно: например, спустя полчаса рассказа я могу подсмотреть, как что обозначил в самом начале. Как минимум для математических дисциплин это довольно важно. Ну и ещё при стирании полностью теряется контекст: я всё стёр и моментально забыл, о чём рассказывал вот только что.
- Zoom полностью теряет контекст при дисконнекте. Полностью теряется состояния доски и чата. Скажем, я дома сижу через мобильный интернет и связь рвётся всякий раз как мне кто-то звонит (а по работе мне звонят очень много), и такое поведение Zoom прямо раздражает. Аналогично, его нельзя просто так закрыть, ну и так далее. Короче, хочешь читать лекции через Zoom — заведи себе пуленепробиваемый коннект.
- Бесплатный Zoom имеет ограничение в 40 минут на встречу, и это мешает вести полуторачасовую лекцию. Конкретно в данном случае мне «повезло», если верить Zoom’у: моя сессия была продлена в качестве подарка. Ясно, что так будет не всегда.
- Пока я пишу что-то в планшете, мой взгляд не направлен в камеру ноутбука и, думаю, это подбешивает зрителей.
6. Итого
По итогу: всё работает! Можно брать и действовать. На сборку всей конструкции я потратил примерно минут 10 (включая включение и регистрацию свежего планшетика и т.п.), плюс ещё немного времени на то, чтобы проверить, что оно правда сработает. Можете тоже пробовать!