Как я стал финансовым директором
У меня сегодня день рождения. Дата круглая настолько, что лучше её не называть. Зато есть повод задуматься о передаче опыта подрастающим поколениям. Говорят, человеческая цивилизация началась с того, что люди смогли прокормить своих стариков, и это ускорило передачу знаний от старших поколений к младшим. Вот и я, на старости лет, решил открыть такую передачу знаний своим первым эссе.
Это лонгрид, поэтому не рекомендуется лицам с клиповым мышлением. Хочется верить, что их здесь нет.
Сначала лирическое отступление… Дело было в самом конце 1990-х, когда я подвизался в одной аудиторской компании, которая, по сути, была внутренним аудитором «Сибура». Настолько внутренним, что все сотрудники на работу ходили в головной офис «Сибура» и имели постоянные рабочие места точно так же, как и штатные сотрудники «Сибура». В мои обязанности входила автоматизация бухгалтерского учета в управляющей компании.
В структуру холдинга входило около 30 нефтехимических комбинатов. Надо отдать должное тогдашнему «Сибуру»: он покупал эти предприятия, которые часто были градообразующими, и восстанавливал их работу, возобновляя производство и выплату многомесячных долгов по зарплатам. Не будучи аудитором, я, тем не менее, помотался по Сибири и Уралу (СибУр), делая due diligence таких скупаемых заводов. Чего только ни удалось повидать! Самым безобидным — как говорят математики, «о-малое» — была подделка подписей и печатей. Больше всего, конечно, впечатляли мошеннические схемы приватизации, когда за деньги самих предприятий топ-менеджмент закупался акциями этих предприятий. Вот весь этот fraud мы и вскрывали.
Но основной моей работой в головной конторе была автоматизация бухучета. Когда я только приступил в работе и заявил бухгалтерам, коих насчитывалось аж 4 десятка человек, что мой девиз «Облегчить жизнь бухгалтеру», мои слова вызвали лёгкое недоумение. А когда я заявил, что через 3 месяца они все будут уходить с работы не в 9 часов вечера, как сейчас, а в конце рабочего дня — в 6 часов, на меня и вовсе посмотрели, как на идиота: он просто не знает, какой тут безумный объём работы. Прошёл месяц, бухгалтеры ушли с работы в 8, после чего стали смотреть на меня с неким любопытством… Прошёл второй месяц, бухгалтеры ушли с работы в 7, и стали посматривать на меня с заметным интересом… После третьего месяца, когда они ушли с работы в 6, в глазах читалось уважение: он отвечает за свои слова. С этого момента меня стали считать своим и отношение кардинально переменилось: когда надо было что-то улучшить или ускорить, всё чаще звучала фраза: «Давайте спросим Колю — он что-нибудь придумает».
Прошло два года… Себестоимость перегонки сжиженного газа или ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) по всем нефтехимкомбинатам считалась «нажатием одной кнопки». И я всё больше ощущал, что улучшать уже нечего. Становилось скучно. А тут грядёт новый 2000-й год. Дамы из бухгалтерии позвали меня: «Хотим тебя поздравить с днём рождением». Что обычно дарят мужчинам на работе?… Ну, бутылку коньяка, пивную кружку и т.п. Каково же было моё удивление, когда я вышел в коридор, а там весь женский бухгалтерский состав управляющей компании –, а это целый этаж! — выстроился в два ряда и… прогнал меня сквозь «ручеёк» (помните такую детскую игру?). При этом каждая дама предварительно накрасила губы яркой помадой и умудрилась оставить свой след на моей щеке. Я вышел из этого «весь в слезах и губной помаде». Такое не забывается! До сих пор жалею, что не было фотоаппарата.
И всё было бы хорошо, но… Власть в стране переменилась, и Путин стал подгребать под себя все нефтегазовые активы. Он поставил Миллера руководить Газпромом, а Газпром решил наложить лапу на «Сибур». И надо же такому случиться, одна из компаний, входящих в холдинг «Сибур», решила поиграть в «Константу».
Не слышали про такую «игру»? Тогда ещё одно лирическое отступление…
Итак, была такая страховая компания «Константа». Она придумала идеальную схему налогового мошенничества, когда страховались бизнес-риски по сделке… продажи песков в барханах пустынь Дагестана. Оплата — векселями, которые не облагаются НДС. Затем сделка разрывалась, и НДС истребовался у государства. В эту «игру» играли многие крупные компании, например, «АвтоВАЗ», за что, если не ошибаюсь, он получил штрафов на 2 млрд рублей.
Но «Сибур» оказался более лакомым активом, чем «АвтоВАЗ», и штрафами дело не ограничилось. Как-то я прихожу на работу, а там мальчики с автоматами: всех впускать — никого не выпускать. Внутри здания — все в панике. По коридору навстречу — два бугая в сопровождении автоматчиков несут тяжеленный чёрный ящик размером с большой чемодан, на котором я успел увидеть символы «hp». Позже до меня дошло, что это, видимо, переносной сервер с массой винчестеров, куда сливали всю информацию с серверов и персональных компьютеров.
Этот рейдерский захват меня сильно напряг и, поскольку я уже завтоматизировал в «Сибуре» всё, до чего смог дотянуться, решил уволиться. Практика показала, что решение было верным, т.к. потом Путин стал оперировать «Сибуром», как своим личным кошельком: то даст в качестве приданого зятю Шамалову акций «Сибура» на $2 млрд, то, после развода, отберёт всё взад.
Уходил в никуда. Год мыкался в поиске работы. Несмотря на то, что в багаже были проекты с «Большой Шестёркой» (тогда она ещё не усохла до «Большой Четвёрки»), на работу никто не брал. Заключительной фразой в собеседовании обычно было либо «too old» (Вам уже 40 лет!), либо «overqualified» (Вы для нас слишком дороги). Спасло от безработицы предложение старой знакомой, которая работала финансовым директором в американской телекоммуникационной компании, где я помогал ей автоматизировать US GAAP.
Кстати, третье лирическое отступление… Хм, эссе потихоньку превращается в арабскую сказку со множеством вложений.
Именно на том проекте US GAAP и родился девиз «Облегчить жизнь бухгалтеру». Мы с нею вели переговоры с компанией KPMG, которая была аудитором американцев. Аудиторы из KPMG были из Шотландии, и они недоумевали: «Почему у вас в России бухгалтерами и аудиторами работают женщины? Вот у нас в Великобритании (шотландец ведь никогда не скажет «у нас в Англии») на этих должностях работают исключительно мужчины, потому что это считается очень тяжёлой работой.». Я отшутился: «Мы, русские, любим своих женщин, поэтому поручаем им самую ответственную работу: вести бухгалтерский учет и таскать рельсы при строительстве железных дорог.». Аудиторы сначала оторопели, а потом до них дошло: «Joke?». Я подтвердил, что это действительно «Joke», но неприятный осадочек от этой шутки у меня остался. Вот тогда и родился этот девиз, которым я руководствуюсь и по сей день. А второй урок, который я извлёк из тех переговоров: работать переводчиком — это тоже адский труд (штатный переводчик не пришёл, и мне пришлось два часа переводить в обе стороны).
Возвращаюсь к повествованию… Так вот, знакомая предложила совмещать должность главбуха и финдира в микро-группе из двух компаний. Поскольку у меня это было единственное предложение, а она бы плохую работу мне не посоветовала, я, естественно, согласился.
Оказалось, что ранее эту должность занимал бывший инспектор налоговой инспекции, где была зарегистрирована одна из компаний. Брали его по протекции, что поможет урегулировать налоговые споры, если, не дай бог, они возникнут. Но, как оказалось, принцип «доверяй, но проверяй» должен работать даже с людьми по протекции. Когда руководство попросило мою знакомую, как независимого эксперта, глянуть в бухгалтерскую базу данных, она пришла в ужас от того, что накуролесил этот главный бухгалтер — финансовый директор, и инициировала его увольнение. Так что первыми моими телодвижениями было восстановление бухучета в обеих компаниях.
Но история с бывшим финдиром на этом не закончилось. Он, видимо, тоже намыкался по собеседованиям и стал проситься принять его назад на работу на любую должность. Была единственная вакансия — курьер. И он на неё согласился. Кончилось дело тем, что в курьерах он тоже долго не задержался, но увольнял его уже я, поскольку он, как говорят педагоги младших классов, «инструкцию не держал». Почему-то задача отвезти документы по адресу и вручить конкретному человеку для него превращалась в непроходимый квест: то адрес не найдёт, то человека, то не все документы отвезёт, то не все привезёт и т.д. и т.п.
Вот так я стал финансовым директором, и проработал в этой должности почти четыре года. За это время я досконально проникся всеми финансовыми заморочками от бюджетирования до отчетности зарубежным собственникам, и сейчас смело могу говорить, что являюсь специалистом по корпоративным финансам.
Надеюсь, коллеги, если вы дочитали сей опус до конца, он не оставил вас равнодушным.
С новым годом вас! Пусть он будет лучше, чем старый!
01.01.2020