Как я стал докладчиком Percona Live (и несколько интригующих деталей с американской границы)
Percona Live Open Source Database Conference — одно из главных мероприятий на календаре мира СУБД. Когда-то всё начиналось с разработки одного из форков MySQL, но потом сильно переросло прародителя. И хотя очень многие материалы (и посетители) всё ещё плотно связаны с тематикой MySQL, общий информационный фон стал значительно шире: это и MongoDB, и PostgreSQL, и другие менее популярные СУБД. В этом году «Перкона» стала значительным событием и на нашем календаре: впервые мы принимали участие в этой американской конференции. Как вы наверняка уже знаете, нас очень волнует состояние технологий мониторинга в современном мире. Со сдвигом инфраструктурных парадигм в сторону максимальной гибкости, микросервисов и кластерных решений должны меняться и сопутствующие инструменты и подходы в поддержке. О том, собственно, и был мой доклад. Но для начала хочу рассказать, как вообще попадают на штатовские конференции и какие сюрпризы могут ждать сразу после посадки самолёта.
Итак, как люди попадают на зарубежные конференции? На самом деле, процесс этот не столь сложен: нужно связаться с программным комитетом, заявить свою тему для доклада, приложить свидетельства того, что у вас уже есть опыт выступления на технических мероприятиях. Естественно, учитывая географию конференции, важным пунктом является владение языком. Крайне желателен, в том числе, опыт выступления перед англоязычной аудиторией. Все эти вопросы обсуждаются с программным комитетом, они оценивают ваш потенциал, и либо — либо.
Юридические вопросы, естественно, приходится решать самостоятельно. В силу сами понимаете каких причин оформление визовых документов в России несколько затруднено. Например, в Москве ожидание Visitor Visa на момент написания статьи составляет 300 дней. Жители столиц, в целом, привыкли обходить эти сложности оформлением документов в некоторых сопредельных государствах. Но так как мы базируемся в Иркутске, ближайшее сопредельное нам государство — Монголия… Стоп. Улан-Батор! Ведь там тоже есть американское посольство. И, честно говоря, не особо популярное и потому не сильно загруженное. Путь от Иркутска до Улан-Батора на самолёте занимает один час. Часовой пояс не меняется — можно продолжать работать в удобном и привычном ритме. От входа в посольство до получения визы проходит буквально полчаса. Единственная сложность — оплатить консульский сбор можно только наличными тугриками в отделении Хаан Банка. Поэтому если хочется приехать сразу за готовой визой, то неплохо бы иметь там кого-то из знакомых, кто сможет посодействовать с решением этого вопроса.
Так. Виза получена, кресло в самолёте оседлано. Приближатся въезд в сами Штаты. Пересечение тамошней границы всегда было очень нудным делом. Когда я впервые прилетел в 2010-м, я офигел от того, сколько времени занял паспортный контроль в Вашингтоне. Нет, понятное дело, очередь к заветным окошкам всегда была классикой. Но вот уже какое-то приличное время (несколько лет точно) добавили специальные машины, которые пробивают твою информацию и выдают тебе листочек с твоей фоткой — и все стало быстрее. Все последние поездки я прилетал с билетом туда-обратно, с вбитыми в билет всеми данными о проживании и т.п. А в этот раз я прилетел с билетом туда с перенесенной датой и без связанного с ним обратного билета. И вуаля: фотография на белой бумажке оказалась перечеркнута.
Офицерский подход
Очередь внезапно оказалась такой же длинной, как и несколько лет назад, а когда час спустя я наконец-то добрался до паспортного контроля, я добрался окончательно расслабленный. Офицер спросил, зачем я приехал; я ответил работать (продажи, тип визы b1/b2 это позволяет) и отдыхать (отпуск), на что он уточнил, каким рейсом я прилетел, и пояснил, что меня нет в базе летевших. Я очень хотел спать и ответил, что не знаю почему так… возможно потому, что я изменил даты вылета. Должностное американское лицо заинтересовалось, зачем я сменил даты вылета и когда я лечу назад. На что я ответил, что сменил, потому что решил лететь в другое время, а когда лечу назад — могу ответить только примерно. И тут офицер сказал «ну ладно», поднял руку и позвал другого парня, которому отдал мой паспорт. Тот меня повел на дополнительную проверку. На моё напоминание, что у меня через час самолет, он спокойно ответил «не переживай, на него ты точно опоздал, это будет тянуться несколько часов, тебе выдадут бумагу для переноса билетов».
О-у-кей. Я зашел в комнатку: там сидит еще человек 40 таких же, с нашего рейса было 3-е включая меня. Сел, только полез в телефон, тут же подбежал охранник и сказал выключить его, и показал на стены: оказалось, все вокруг в вывесках «нельзя использовать телефоны», которые я не заметил от усталости и недосыпа. Я выключил, а сосед не успел — у тех кто не успевает телефоны просто отбирают. Прошло около трёх часов, время от времени кого-то вызывали на доп. собеседование, меня в итоге никуда не вызывали — просто выдали паспорт со штампом, что меня пустили. Что это было? © Правда, билет на пропущенный рейс, в итоге, действительно поменяли по полученной справке.
Город Остин, штат Техас
И вот под моими ногами наконец-то техасская земля. Техас — хотя и знакомый русскому человеку топоним, но всё же не самое посещаемое соотечественниками место. Я бывал раньше по работе в Калифорнии и Нью-Йорке, но так далеко на юг забираться не приходилось. И если бы не Percona Live, ещё неизвестно, когда бы пришлось. Город Остин — что-то вроде «калифорнийского анклава» внутри штата Техас. Как так получилось? Изначальной основой бурного роста Долины, помимо, конечно, правительственных вложений, был мягкий климат и низкая стоимость жизни и ведения бизнеса. Но теперь, когда Сан-Франциско и округа буквально стали символом непомерной дороговизны, новые стартапы ищут новые места. И Техас оказался неплохим вариантом. Во-первых, нулевой подоходный налог. Во-вторых, нулевой налог с валовой прибыли для ИП. Большое количество университетов — стало быть, развитый рынок квалифицированного труда. Не очень высокая, по общеамериканским меркам, стоимость жизни. Всё это в целом даёт неплохую подпитку развитию новых технологических предприятий. И — создаёт аудиторию для соответствующих мероприятий.
Сама Percona Live проходила в отеле Hayatt Regency. По популярной нынче схеме конференция состояла из нескольких параллельно идущих тематических потоков: два по MySQL, по одному по Mongo и PostgreSQL, а также секции по ИИ, безопасности и бизнесу. Полноценно оценить всю программу, к сожалению, не удалось, в связи с плотным режимом подготовки к собственному выступлению. Но те доклады, на которые довелось поглядеть, были крайне занимательными. Отдельно выделил бы «The Changing Landscape of Open Source Databases» от Петра Зайцева и «Too Much Data?» от Ива Трюдо. Повстречались там с Алексеем Миловидовым — он тоже был с докладом и привёз с собой целую команду от Clickhouse, который я в своём выступлении также затрагивал.
Разрешите доложить
И, собственно, о главном: про что я рассказывал? Доклад был посвящён тому, как мы выбирали себе для новой версии системы мониторинга time-series database. Как-то так сложилось в наших палестинах, что, когда возникает необходимость в подобного рода инструменте, по умолчанию принято брать Clickhouse. Почему? «Потому что он быстрее». А точно быстрее? А насколько? Может, есть какие-то другие плюсы и минусы, о которых мы не задумываемся, пока не попробуем что-нибудь другое? Мы решили по хардкору подойти к изучению проблематики;, но просто брать и перечислять характеристики — это скучно и, честно говоря, не особо хорошо запоминается. А людям, как учит прекрасный p0b0rchy Роман Поборчий, гораздо интереснее услышать какую-то историю. Поэтому мы рассказывали о том, как гоняли все испытанные СУБД на наших продовых данных, которые мы в реальном времени ежесекундно получаем от наших агентов мониторинга.
Какие впечатления остались от мероприятия?
Организовано всё было отлично, доклады интересные. Но что выделялось больше всего, так это то, куда технологически сейчас движутся СУБД. Очень многие, например, уже давно не пользуются self-hosted решениями. Мы у себя пока к такому не очень привыкли и, соответственно, не видим ничего необычного в собственноручной установке, настройке и поддержке СУБД. А там облака давно поработили всех, и условный RDS — это вариант по умолчанию. Зачем беспокоиться о производительности, безопасности, бэкапах, содержать для этого отдельных техспецов, если можно взять готовый сервис, где за вас уже всё продумано заранее?
Это очень интересный и, возможно, тревожный звоночек для тех, кто пока не готов предоставлять свои решения в подобном формате.
Да и в целом, это касается не только СУБД, а всей серверной инфраструктуры. Администрирование смещается из консоли линуксовой в консоль вебовую, где нужно уметь выбирать правильные сервисы и скрещивать их друг с другом, разбираться в том, как работают конкретные облачные провайдеры со своими EKS, ECS, GKE и прочими заглавными буквами. У нас же в связи с любимым законом о персональных данных получили хорошее развитие внутренние игроки на рынке хостинга, но пока что мы несколько отстали от переднего края общемирового технологического движа, и подобные изменения парадигмы нам только предстоит испытать на себе.
А подробный разбор доклада обязательно опубликую, но немного позже: сейчас он как раз подготавливается — перевожу с английского на русский :-)