Как я пришел в саппорт и стал продактом за три года
Привет! Я Дима, мне 28. Семь лет назад я устроился в техподдержку в Нижнем Новгороде. Расскажу, почему из менеджеров я перешел в технари и как стал продактом в Петербурге.
О жизни в Нижнем Новгороде
В 2002 году моя семья переехала в Россию из Узбекистана в поисках лучшей жизни. По материальным критериям в Узбекистане мы жили достаточно хорошо. При подготовке переезда мы продали двушку за 2,5 тысячи долларов. В России аналогичное жилье стоило 15 тысяч. Семьей переехали в Кстово — это город в 30 километрах от Нижнего Новгорода.
На старте сняли квартиру и начали подготовку к новой жизни: у родителей поиск работы, выбор школы для меня и детского сада для брата. Из-за нехватки денег семья бралась за любую работу. Мама работала по совместительству. Чуть повзрослев, мы с братом разносили агитационные листовки на предвыборных и рекламных кампаниях.
Через некоторое время родители смогли взять ипотеку и закрыть ее, за что им очень благодарен. Ведь построить жизнь с нуля — тяжелый труд, тем более с двумя детьми. Этот этап становления закрепил во мне установку — только я могу обеспечить себя в будущем. Надеяться не на кого.
Образование и первая работа
В Нижнем Новгороде я учился в политехе, на кафедре менеджмента. Собирался стать крутым консалтером. Оказалось, классический путь менеджера после университета — это продажи. Ими я не хотел заниматься, так как во время обучения подрабатывал по выходным в компании, продающей спортивную экипировку.
После вуза устроился в небольшую компанию консультантом по внедрению 1С. Приезжал к заказчику, разбирался в процессах и настраивал 1С под его бизнес. Проходил аттестации, технически погружался в проекты. Уже тогда стало понятно, что идеальное сочетание — технические и менеджерские знания. Я активно погружался в техническую часть: понимание клиент-серверной архитектуры, устройство платформы и конфигураций 1С, изучение объектных моделей. Первая зарплата была скромной: хватало на автобус из Кстово, обеды и, условно, 10 килограммов фруктов. Еще в офисе компании были чайник и вода — больше никаких бонусов.
Я мечтал о машине, чтобы не ездить на автобусе между городами. Хотел подержанный «Шевроле» за 300 тысяч. Для меня это были гигантские деньги, и я не представлял, как кто-то ездит на «Лексусе» или «Мерседесе». Это планка казалась недостижимой.
Как я оказался в IT
Я проработал примерно год и в начале 2015 года решил двигаться дальше. Кинул три отклика дистрибуторам 1С и один — в ЮMoney.
Финансы — это то, с чем я хотел работать. Хотел разбираться, какой у компании финансовый результат, какие управленческие решения могут улучшить положение, что там с оборотными средствами и дебиторкой. За неделю я прошел два этапа собеседования, меня взяли на работу в ЮMoney. За это время другие работодатели успели только прислать отклики. Перед выходом на работу я не читал отзывы сотрудников и не смотрел фотографии. Красивый офис не влиял на мое решение. Много значили бренд, сильный продукт и возможность найти проект по душе.
В тот момент компания работала в бизнес-центре «Лобачевский Plaza». В Нижнем это такое место, куда не заходят простые люди: с магазинами одежды по 30–40 тысяч рублей. Было ощущение как в фильме «В погоне за счастьем», когда герой Уилла Смита приезжает на Уолл-стрит, не имея капитала и авторитета. Только желание пробиться на уровень выше.
Офис в Нижнем Новгороде. B2B-команда призывает лето в февралеНовый офис впечатлил: зоны отдыха, стол для тенниса, зерновой кофе, печенье, фрукты. Я сразу почувствовал, что обо мне заботятся. А еще была крутая история с лимитом на питание: тогда платили семь тысяч в месяц на обеды. Теперь я мог ходить в кафе не только пару раз в году и разбавлять будни новыми впечатлениями, общением с коллегами за бизнес-ланчем.
Из сопровождения в инженеры
Моя первая позиция в ЮMoney — менеджер сопровождения корпоративных клиентов. Тогда мне было 22 года. Обычно онбординг в компании устроен так: тебя кидают в котел, выгребешь — молодец, нет — можешь получить штраф или потерять работу. А здесь я ощутил, что руководителю важно, чтобы я во всем разобрался, и он готов вкладывать время в людей.
Я начал работать с B2B-продуктом ЮKassa. Это платформа, через которую бизнес проводит платежи в интернете. Вел новых мерчантов от заявки до приема платежей. В 2015 году не было разделения на подключение новых клиентов и сопровождение текущих. Было здорово, если ты мог и помочь с запуском, и ответить на вопросы по бухгалтерии, и рассказать, как клиенту лучше провести техническую интеграцию.
Первое время я учился, вникал в логику интернет-платежей. В компании всегда рядом были люди, готовые рекомендовать курсы или провести их внутри, подсказать, как прокачать софт-скиллы. Огромное значение имеет среда и атмосфера: ощущаешь себя в кампусе, где команда создает новый мир. Каждый готов поделиться опытом и ответить на любые твои вопросы. Передача знаний — уникальный ген компании, который помогает быстро расти.
Разобравшись с организационно-менеджерской частью, я начал изучение HTML как базового элемента интерфейсов. По мере погружения переходил в клиент-серверную часть, сетевые протоколы. Интеграция — это набор задач под каждого клиента и инфраструктуру: от лендинга до самописных приложений.
Я применял принцип Парето: 80% знаний получал за 20% времени, остальное добирал по необходимости. У меня не было цели стать идеальным верстальщиком или фронтендером — я хотел остаться на хорошем прикладном уровне и консультировать на реальных задач. Знания ценны только тогда, когда они несут изменения и пользу в мир.
Новогодний корпоратив в модном Milo Concert Hall в Нижнем НовгородеЧерез три месяца я понял, что перерос должность менеджера. Начал тестировать SIP-телефонию, используя бэкграунд в 1С. Следом пришли новости, что в Нижнем Новгороде открывают техническую службу. Я стал шоп-мастером — инженером, который подключал платежи для интернет-магазинов и общался с командой разработки на стороне клиента. Пробовал новые сценарии: на PHP, Java, интеграцию в мобильном приложении. Постоянно появлялся новый стек, с которым я не работал. В нем нужно было разбираться самому, чтобы помогать клиенту. Чего только стоило обучить работе в JKS клиентов на стеке Java!
Путь шоп-мастера
Любая поддержка балансирует между скоростью и качеством ответа. У меня был перекос в сторону качества. Я мог два часа делать задачу, которой увлекся, а потом оставаться до позднего вечера, чтобы закрыть накопившиеся тикеты. Я платил свободным временем за новые знания, и меня назначили старшим инженером.
С карьерным ростом повысилась сложность задач. Я брал новые вершины: сам разворачивал сервер, настраивал домен, описывал бизнес-логику на сервере. Без образования программиста или админа это было непросто. Зато я легко мог рассказать клиенту, как запустить онлайн-бизнес, потому что сам только что настроил и начал гонять платежи.
Так прошел мой первый год в IT. Я взял новый «Киа Сид». Кредит съедал ощутимую часть дохода, но я мог поехать погулять в Нижний на набережную, когда захочу. Я обменял время и труд на эту машину. Моя большая мечта воплотилась в реальность.
Хакатон Google: мы в режиме реального времени интегрировали Google Pay в мобильное приложение через нашу платежную систему ЮKassaВ конце 2016-го, прямо под Новый год, меня сделали руководителем группы шоп-мастеров. Это было время больших и трудоемких интеграций. Раз в месяц я вызывался ездить к мерчантам. С проактивным подходом знания и опыт копятся быстрее, а еще командировки ускоряют сделки. Я побывал в офисах РЖД, Nestle, Google, Nespresso. Понял, как бизнес-клиент выбирает платежное решение, и какие проблемы испытывают сторонние команды.
Как я выбирал между проджектом и продактом
Я хотел больше влиять на продукт и рассматривал два пути развития: перейти в продакты или проджекты. На старте не понимал, чем менеджер продукта отличается от менеджера проектов, и почему вообще их двое. В ЮMoney есть замечательная HR-практика «День непослушания». Ее суть: сотрудник на несколько дней меняется ролями в компании. В течение трех лет я использовал эту возможность каждый раз, работал в «тестовом режиме» продактом и проджектом. Задавал вопросы по задачам, предлагал разобрать процессы и улучшить их.
Чтобы понять, что я хочу стать именно продактом, мне понадобилось девять месяцев. Это нормально — не знать, чего ты хочешь, главное — снижать уровень неопределенности с течением времени.
В конце 2017 года я пробовался на продакта в B2B. Мой переход обсуждали и откладывали несколько раз. Главный урок — если тебе говорят нет, это отказ в текущих условиях. Через неделю или полгода все может поменяться. Надо копить опыт, общаться с коллегами и быть инициативным. Если ты показываешь устойчивый рост по результатам работы, становишься привлекательнее других кандидатов. Это важно.
В это же время мой младший брат окончил университет и искал хорошую компанию в Нижнем Новгороде. Я подтянул его знания и отправил к нам на собеседование. Уже 2,5 года он работает в техническом отделе.
Переезд в Питер
Я прокачивал теорию с помощью книг, курсов и статей. Практика лучше всего усваивалась от коллег. Говорю «спасибо» всем, кто помогал мне с «начинкой» продукта. Я прошел пять этапов отбора, и в ноябре 2018-го меня назначили продактом. Ставка была с релокацией, а это вызов: Петербург — город с другим климатом, без друзей и родственников.
Команда продактов у офиса в Санкт-Петербурге, 2019 годНужно было быстрое погружение, и я в режиме нон-стоп занимался продуктом. Риск был как у сапера: не освою новую профессию — непонятно, что делать. Одним из стимулов роста была возможность жить отдельно от родителей. В Питере я арендовал хорошее жилье рядом с офисом. Компания оплатила билеты и месяц аренды, это было хорошей помощью на старте.
Рассказываю о B2B-проектах на IT-конференции в Нижнем НовгородеСегодня я лид продуктовой вертикали, которая занимается платежной платформой. Отвечаю за API, документацию, онбординг клиента, личный кабинет, мобильную команду. За хорошими продактами рынок приходит сам: можно сидеть на месте, получая предложения в мессенджеры и соцсети. Но для меня в компании еще есть куда расти.
С любой идеей я могу обратиться к комьюнити интересных людей и к продактам гигантов типа Miro, Wrike, Ozon, Visa, Mastercard, Google, «ВКонтакте». Новая работа расширила круг общения. Окружение напрямую влияет на результат и знания. Можно быть игроком номер один на чемпионате области или в десятке на Олимпийских играх. Чем профессиональнее ваше окружение, тем быстрее вы будете расти. Остаться на месте для меня — попасть в профессиональную стагнацию. Выбор делает каждый на основе своих убеждений.
Выводы
Рефлексируя на тему моих результатов, я бы дал советы:
Коммуницируй, если хочешь что-то сделать. Каждый человек — это опыт. В IT попадают интересные ребята, и многие готовы делиться знаниями. Великие вещи создаются только в команде, где каждый вносит вклад.
Созидай через свое обучение. Можно начать с маленьких проектов внутри компании.
Будь готов заплатить за цель. Рост невозможен без стресса, часто за высокую ответственность ты платишь свободным временем. Всегда нужно понимать, на что ты готов пойти: например, уехать от семьи или пожертвовать отношениями.
Несмотря на высокий порог входа, IT — это социальный лифт, который позволяет продвинуться в топ с любого уровня. Всё очень гибко, и результат зависит от тебя. А еще это огромные возможности. Пример — моя история в ЮMoney.
Если есть вопросы по моим проектам или контенту, который я изучал, пишите в комментарии.