Как я приложение с Go на Rust переписывал

15517d35088350441b32ae2e4a8fec3c

Дисклеймер

Обратите внимание: я сам новичок как в Rust, так и в целом в программировании и в коде могут быть ошибки.

Статья состоит из компиляции моего немногочисленного опыта и мнения, а также немного сравнения характеристик двух сферических коней в вакууме.

О Rust я слышал ещё несколько лет назад и все его либо хватили, либо порицали, по различным причинам. Но сам как-то не брался за него — мне, неподготовленному к подобному синтаксису и не знакомому с подобными языками хотя бы на базовом уровне, в то время он казался совершенно непонятным. Но вот спустя время для себя решил написать что-то похожее на бенчмарк для тестов локальных HTTP API-серверов.

Об этом и моём опыте и пишу статью — вдруг кому из новичков окажусь полезен.

Первая версия такого «бенчмарка» была написана на Go. В целом эта версия меня устраивала, Go хорошо подходит для небольших приложений и, в отличии от Rust, имеет библиотеку для работы с HTTP в стандартном пакете, а fasthttp работает ещё лучше. Но всё-же вес бинарника в целых 5 Мбайт (это уже после -ldflags »-s -w») немного смущал.

Понятное дело, что в мире, где некоторые люди пишут небольшие приложения на Java с итоговым весом под 100 Мбайт, моё приложение кажется очень лёгким, но лично меня это не устраивало.

В тот момент я и решил, что надо бы попробовать это исправить и переписать на Rust, т.к. на C++ у меня не хватит ни навыков, ни терпения.

Основные минусы первой версии «бенчмарка» на Go:

  • Вес итогового бинарника. Даже после -ldflags "-s -w" и стрипания (которое отнимает всего около 100–200 Кбайт) это как-то много.

  • Потребление RAM выше, чем могло бы быть. Особенно разница чувствуется на небольшом количестве запросов, если запросов 10К или более — разницы почти нет.

  • Нестабильная работа «главной» Go-рутины, которая при целевом RPS (request per second) в 1К могла выдавать от 600 до ~800 запросов в секунду.

О плюсах и минусах Go и Rust в сравнении расскажу далее.

И так, для лёгкой реализации идиоматичного приложения на Rust нам нужны легковесные потоки (они же — горутины), к счастью их нам может предоставить Tokio! Эта библиотека может дать нам функционал Go в виде корутин и каналов, но только в Rust и лучше.

«Лучше» в плане меньшего веса бинарника, и как мне кажется, большей производительности из-за самого языка.

И так, «рантайм» мы себе нашли — Tokio, но в Rust нет ещё и стандартной библиотеки для работы с HTTP, здесь я решил использовать Hyper, т.к. Reqwest просто огромна и работает даже хуже стандартной библиотеки в Go, а ureq всё-равно больше, чем Hyper, а по производительности вряд ли отличается.

Также будем использовать парсер аргументов командной строки — argparse, и для «глобальных переменных» макрос lazy_static.

Итого Cargo.toml:

[package]
name = "akvy"
version = "0.2.0"
edition = "2021"

[dependencies]
tokio = { version = "1.24.2", features = ["full"] }
hyper = { version = "0.14", features = ["full"] }
lazy_static = "1.4.0"
argparse = "0.2.2"

[profile.release]
lto = true
strip = true

В профиле настройки для уменьшения размера. Strip т.к. всё-равно не предполагается отладка приложения вне дебаг режима, а бинарник хочется уменьшить максимально.

Начнём же разбирать код.

Для самих нетерпеливых вот ссылка на GitHub с актуальным кодом, а здесь мы разберём основные моменты с пояснениями.

Начать стоит с главной функции всего приложения

async fn get(uri: Uri) {

    // Записываем время начала, чтобы посчитать время ответа
    let start = Instant::now();

    // Создаём объект клиента и совершаем запрос по переданному URL.
    let client = Client::new();
    let resp = client.get(uri).await;

    /*
      Тут lock в { .. } чтобы сразу же отдать блокировку.
      На сколько знаю - компилятор должен в этой же
      области видимости отдать блокировку.  
    */
    {
        REQ_TIME
            .lock()
            .unwrap()
            .push(start.elapsed().as_millis() as u32);
    }

    // Если случайная ошибка - ERRORS += 1 и выходим из функции
    if resp.is_err() {
        *ERRORS
            .lock()
            .unwrap() += 1;
        return;
    }

    // Если ошибка HTTP - ERRORS += 1
    if !resp.unwrap().status().is_success() {
        *ERRORS
            .lock()
            .unwrap() += 1;
    }
}

Кстати о «глобальных переменных» — это два Arc>, запакованные в lazy_static! { … } макрос:

lazy_static! {

    // Хранит массив u32 в миллисекундах,
    // по нему считается среднее, максимальное и минимальное
    // время ответа, а по количеству элементов в массиве - количество запросов.
    static ref REQ_TIME: Arc>> = Arc::new(Mutex::new(Vec::new()));

    // u128, в котором хранится количество ошибок.
    static ref ERRORS: Arc> = Arc::new(Mutex::new(0));

}

Немного об Arc>

Arc> используется, чтобы безопасно читать и изменять переменные, работать с переменными под Mutex может только та функция, которая заблокировала этот Mutex, а после работы она разблокирует его и воспользоваться переменной сможет другая функция и т.д.

T — любой тип данных.

Сразу же рассмотрим функцию парсинга из текста в Uri:

fn parse_url(url: String) -> Uri {

    // Если URL содержит HTTPS, то закрываем приложение
    if !url.contains("https://") {
        let uri = url.parse();
        if uri.is_err() {
            println!("URL error!");
            exit(1)
        }
        return uri.unwrap();
    }

    println!("App work only with HTTP!");
    exit(1)
}

Здесь всё стандартно, помимо проверки на содержание в строке https:// — дело в том, что изначально Hyper не поддерживает HTTPS, нужно подключать другие зависимости, а во-первых, это, скорее всего, добавит места бинарнику, во-вторых — приложение должно тестировать локальные HTTP-сервера, а не атаковать чужие HTTPS сайты, а в-третьих — мне лень пока.

В функции используется стандартный метод .parse(), а всё остальное просто удобная оболочка.

Теперь пройдёмся по main () сверху вниз.

Задаём стандартные характеристики для приложения

let mut url_in = String::from("http://localhost:8080");
let mut rps: u16 = 10;

И парсим аргументы командной строки:

{
    // Создаём объект парсера и описание
    let mut ap = ArgumentParser::new();
    ap.set_description("Set app parameters");

    // Парсим URL в переменную url_in
    ap.refer(&mut url_in)
        .add_option(
            &["-u", "--url"], // Флаги
            Store, // Store - положить значение в переменную
            "Target URL for bench"); // Описание для -h

    // Парсим RPS в переменную rps
    ap.refer(&mut rps)
        .add_option(
            &["-r", "--rps"],
            Store,
            "Target number of requests per second"
        );

    // Сам парсинг аргументов
    ap.parse_args_or_exit();
}

Далее парсим нашу строку в Uri и выводим характеристики бенчмарка в консоль:

let url = parse_url(url_in);
println!("\n{} | {}", url, rps);

// И записываем время начала теста
let start = Instant::now();

Также нужно создать наш «бесконечный» цикл, который будет с определённым интервалом вызывать функцию get(url) в отдельном таске (task, та же горутина).

let mut interval = time::interval(Duration::from_micros(1_000_000 / rps as u64));

    // Создаём главный таск,
    // который в цикле будет создавать другие таски
    tokio::spawn(async move {
        loop {
            // Клонируем URL из main в область видимости цикла,
            // концепция владения ведь
            let url = url.clone();
            
            // Создаём таск, в котором будет работать запрос
            tokio::spawn(async move {
                get(url).await; // await обязателен, т.к. функция async
            });
            
            // Ждём заданное время и обнуляем интервал,
            // после повторяем цикл
            interval.tick().await;
        }
    });

Здесь мы создаём Interval с периодичностью в нужное нам время. Важно заметить, что не получится использовать просто tokio::time::sleep т.к. на интервалы менее ~100 микросекунд такой цикл не будет способен. Sleep будет спать не меньше указанного времени, а больше может.

Т.к. главный цикл крутится в другом таске — приложение идёт дальше и нам нужно его корректно завершить. ИМХО лучший способ — обработать Ctrl + C в консоли:

// Создаём обработчик сигнала Ctrl + C
let mut stream = signal(SignalKind::interrupt()).unwrap();

// Ждём сигнала, не пускаем приложение дальше без него
stream.recv().await;

// Записываем время
let end = start.elapsed();

А далее следует огромный блок с выводом информации

{
        // Переносим данные из Mutex в локальные переменные
        let req = REQ_TIME.lock().unwrap().to_vec();
        let err = *ERRORS.lock().unwrap();
        
        // Считаем минимальное время ответа
        let min: u32 = match req.iter().min() {
            Some(min) => *min,
            None => 0
        };

        // Считаем максимальное время ответа
        let max: u32 = match req.iter().max() {
            Some(max) => *max,
            None => 0
        };

        // Считаем среднее время ответа
        // проверяем на 0 элементов в массиве
        let sum = req.iter().sum::() as u128;
        let average: u32 = {
            if sum != 0 {
                (sum as u32 / req.len() as u32) as u32
            } else {
                0
            }
        };
        
        // Красиво выводим всю накопившуюся информацию

        print!("\n\n");
        println!("Elapsed:             {:.2?}", end);
        println!("Requests:            {}", &req.len());
        println!("Errors:              {}", err);
        println!("Percent of errors:   {:.2}%", percent_of_errors(req.len(), &err));
        println!("Response time: \
                \n - Min:              {}ms \
                \n - Max:              {}ms \
                \n - Average:          {}ms", min, max, average);
    }

Сравним Go и Rust

Само это сравнение уже является неправильным, аморальным и должно караться полицией нравов, но мы это сделаем. Да, сравним высокоуровневый Go с низкоуровневым Rust. Само по себе это сравнение уже похвала для Go, ведь никто и не заикается сравнивать, например, Python и Rust в производительности, а Go — постоянно.

Меряемся циферками:

Все тесты проводились на моём ноутбуке — MacBook Air M1 8gb, HTTP запросы на http://httpbin.org/ip

Rust

Go

Вес бинарника

1.5 Мбайт

5.6 Мбайт

Потребление RAM спустя минуту на 10К RPS

28.6 Мбайт*

25.7 Мбайт*

Время выполнения 100К запросов при установленном лимите 10К в сек.

10.03 сек.

12.09 сек.

*Результат минутного теста в Go:

{
  "req_count": 471213,
  "err_count": 441348,
  "average_response_time_ms": 68.38669,
  "max_response_time_ms": 7031,
  "min_response_time_ms": 0,
  "time_of_bench_sec": 61.92429,
  "percent_of_errors": 93.6621
}

*Результат минутного теста в Rust:

http://httpbin.org/ip | 10000

Elapsed:             60.64s
Requests:            606176
Errors:              603539
Percent of errors:   99.56%
Response time: 
 - Min:              0ms 
 - Max:              36195ms 
 - Average:          17ms

Это что, получается, Go потребляет меньше ОЗУ, чем Rust? Пластмассовый мир победил?

Ну, не совсем… Как можно заметить из результатов обоих минутных тестов — Go недоделал ещё 130К положенных запросов, отсюда и потребление памяти меньше. Но всё-же он очень порадовал, а точнее не сам Go, а fasthttp. Если бы мы использовали стандартную библиотеку http, то разрыв и по ОЗУ, и по количеству запросов был бы намного больше.

Понятное дело, что всё это просто циферки и они не отображают реального положения дел, но всё же они есть и я их показал. И да, это было ожидаемо.

Плюсы и минусы Rust в сравнении с Go

Плюсы:

  • Производительность

  • Размер бинарника

  • Отсутствие GC (Сборщика мусора)

  • Отсутствие рантайма

  • Хорошее ООП (Да, не стандартное, но этим оно и нравится мне, ИМХО)

  • Умный компилятор со множеством оптимизаций.

  • Совместимость по памяти. На Rust можно написать библиотеку к Go, Python, Ruby и т.д. Или использовать совместно с C/C++

Минусы:

  • Сложность в освоении. Как в освоении синтаксиса, концепции владения и времени жизни, так и в библиотеках, которыми пользоваться иногда в разы сложнее, чем в Go.

  • Сложнее делать кроссплатформенное приложение. Например, из под моего M1 не получится скомпилировать Rust в бинарник для Linux или Windows, а Go — легко.

  • VSCode, настроенный под Rust, просто отвратителен, опять же — ИМХО. Да и я не настраивал его три часа, как некоторые рекомендуют в таких ситуациях.

  • Сам не пробовал, но многие утверждают, что в Rust до сих пор бывают проблемы с async I/O. Утверждать не берусь, маловато опыта.

Собственно, это всё то немногое, что я успел узнать о Rust за пару месяцев ленивого изучения. Если нужен вывод — используйте то, что больше нравится. Go идеально подойдёт для API-серверов и подобного, где основная нагрузка — на сеть и накопители. А Rust хорошо подходит для вычислений. К тому же, никто не запрещает их совмещать.

© Habrahabr.ru