Как я полюбил работать с правками
Это произошло в несколько этапов. Поначалу я, как и любой нормальный фрилансер, чертыхался клиентских комментариев и не любил вносить правки в результаты работы. Это было связано с тем, что мои прототипы и эскизы были не подготовлены к тому, чтобы их править.
Я прочувствовал на практике, сколько теряю из-за этого времени и тут же внёс несколько изменений:
— Не ленился и давал осознанные и последовательные названия для разделов и элементов, чтобы потом можно было легко найти нужный;
— Использовал мастера и компоненты везде, где можно (чтобы редактировать их в одном месте, а изменения применялись бы сразу во всех);
— Использовал единые стили и ограничивал их выбор.
Затем я понял, что, чем больше сил вложил в тот или иной участок работы, тем морально сложнее вносить в него правки. Например, продумал досконально каталог и карточку товара — и отрисовал все их возможные состояния, потому что было приятно работать над этой задачей. И довольный несёшь результат клиенту. А он даёт какой-нибудь комментарий, который слегка изменяет одно из базовых решений, — и из-за этого нужно переделывать всё то, что уже так детально проработал.
Чтобы избавиться от этой проблемы, я приучил себя не углубляться в детали до тех пор, пока не будут согласованы базовые решения. И вместо детализации одного конкретного раздела, который мне нравился, я тратил время на поверхностную проработку остальных. Это не было так весело и интересно, зато позволяло избегать ситуаций, когда надо страдать, переделывая большой участок работы.
А ещё я перестал показывать клиентам большие участки работы. Я в какой-то момент сам побывал на месте клиента и понял, насколько сложно проверить и дать обратную связь по макетам, которые кто-то клепал в течение недели, не получая никаких подтверждений того, что работа идёт в верном направлении. Во-первых, их много, а, во-вторых, в них обычно столько неприятных моментов, что даже непонятно, с чего начинать давать обратную связь. Так что я стал демонстрировать промежуточные результаты чуть ли не каждый день.
Наконец, после нескольких десятков проектов, я осознал, что мне всё равно придётся править результат своей работы. Что с первого раза я в любом случае не сделаю идеальный вариант, который понравится клиенту. А даже если и сделаю, то вероятность этого не настолько высока, чтобы делать ставку на подобный исход.
Это привело к тому, что я стал менее серьёзно и ревностно относиться к результатам работы. Кому-то может показаться, что это не очень хорошо. Это что же, я теперь не особо заинтересован в том, чтобы у меня был крутой результат? Вовсе нет! Как раз спокойное отношение и позволило мне развиваться быстрее в профессиональном плане. Я был нацелен не на тот результат, который должен нравиться мне, а на тот, который удовлетворит клиентов. А для этого приходилось постоянно развиваться, смотреть на лучшие практики и методы, а ещё учиться вытаскивать из людей информацию о том, что они считают достойным результатом и почему.
И вот проекты стали выполняться быстрее, клиентов становилось больше, они были довольны и звали новых. И это привело к тому, что я и к работе относился спокойно, и результат мне нравился.
И так я полюбил работать с правками:
— Специально готовя свои прототипы ко внесению этих правок с первых минут работы;
— Не вдаваясь в детализацию до тех пор, пока основные моменты не будут согласованы;
— Не предоставляя клиенту объёмных результатов, а разделяя работу на короткие последовательные итерации;
— Ориентируясь не на собственное ощущение качества, а на потребности клиентов, и снизив для себя важность происходящего.
Кстати, можно сократить эти выводы до «не делать лишней работы и в настоящем заботиться о себе в будущем». Сколько раз я говорил себе: «Спасибо, Егор, что ты не поленился и потратил лишнюю минуту на то, чтобы запихнуть постраничку в мастер». Или: «Спасибо, что не стал прорабатывать раздел, пока не получил от клиента обратную связь. Сейчас бы пришлось всё переделывать».
Такой подход к делу перекочевал из проектирования интерфейсов во всё, чем я занимаюсь.