Кабмин предлагает защитить граждан от звонков коллекторов

66e8055bfdd27e085d9f29339f6b5ed8.jpg

На днях Кабмин предложил сделать процедуру идентификации абонентов по номеру телефона обязательной для банков. Причем расходы на внедрение системы проверки понесут сами же банки. По мнению авторов предложения, оно позволит защитить граждан от звонков коллекторов, плюс снизит вероятность похищения средств клиентов банков при помощи социальной инженерии.

Что касается самой процедуры, то правительство собирается обязать банковские организации проверять паспортные данные клиентов, привязку номера телефона, частоту его использования и смену мобильного устройства.
Идентификацию планируется проводить при помощи единой информационной системы проверки сведений об абоненте (ЕИС). Ранее систему планировалось вводить по желанию кредитных организаций. За создание системы, если ее все же решат ввести, будут платить банки, а не операторы связи (раньше высказывалось именно такое предложение).

«Поправки правительства, скорее всего, будут поддержаны комитетом. Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», — заявил Анатолий Аксаков.

Он также заявил, что ЕИС, по всей видимости, не будет собирать у себя общую базу данных номеров телефонов. Вместо этого система станет неким центром, соединяющим кредитные организации и операторов связи. При направлении запроса ЕИС будет пененаправлять его соответствующему провайдеру в автоматическом режиме, даже в том случае, если держатель номера неоднократно менял оператора.

Игроки банковской сферы выступают против этого нововведения. По их словам, идея — правильная, но вот ее успех зависит от актуальности и корректности абонентских данных, которые хранят у себя операторы. Так, большая часть абонентской базы провайдеров неактуальна — в ней содержатся устаревшие сведения о паспортах граждан, не совпадают данные о держателе SIM-карты и, собственно, владельце самого номера.

Если систему внедрять повсеместно (а так оно и должно быть), то стоить все это будет немало. С другой стороны, для банков снижается вероятность невозвратов кредитов и мошеннических действий клиентов. По мнению некоторых игроков рынка, у добропорядочных граждан ЕИС станет причиной появления некоторых проблем — например, в том случае, если один из членов семьи пользуется номером, который оформлен на другого человека из этой же семьи.

Операторы связи выступают целиком и полностью против законопроекта. Цели его операторы поддерживают, но вот предусмотренные для решения проблем механизмы далеки от совершенства. А расходы на реализацию требований закона могут составить десятки миллионов рублей.

ФГУП ЦНИИС (организация станет оператором ЕИС) объяснили, что паспортные данные граждан России будут поступать в зашифрованном виде. При этом ответ организации будет односложным — если все данные совпадают, то ответом будет «да». Если нет, соответственно — «нет». В том случае, если в ЕИС поступят некорректные паспортные данные, то корректные в ответ не поступят.

Проверки изначально задуманы для того, чтобы избежать вероятности обмана со стороны клиента — в том случае, если он использует контрафактные карточки. На рынке довольно много предложений и поставках SIM-карт оптом. Так, каточки «Мегафона» и Tele2 продаются по цене от 30 рублей за единицу. Карточки «Билайна» и МТС продаются по 40 рублей. Ни в одном из случаев документы для их покупки не нужны.

Стоит отметить, что если абонент долгое время не использует свою SIM-карту, сотовый оператор продает номер новым клиентам. И уже новый абонент может получить звонки коллекторов или обманутых мошенническими действиями предыдущего держателя карты в качестве неприятного довеска к карте.

© Habrahabr.ru