К вопросу выбора основных проектных параметров ракет носителей
Когда я учился в МАИ на 601 кафедре, то у нас была программа «Проектно-баллистического расчёта баллистических ракет и ракет-носителей» DEP. В ней нам предлагалось выполнять курсовые проекты и дипломные проекты.
Заставка программы DEP
Внешний вид программы DEP
Сам код программы был написан в далёких годах на фортране 66 при некотором участии тех, кто проектировал ракеты у Королёва. Далее программа модернизировалась до 1993 года, а в 1996–1998 годах обзавелась интерфейсом. К сожалению, программа не могла работать в новом тысячелетии и требовала перевода дат. А сейчас данная программа отказывается запускаться в принципе. До 2005 года она была именно в таком виде, дорабатывали ли её после этого, мне не известно. Вот я и решил в свободные минутки разобраться в данной программе и попробовать её реанимировать.
Когда я начал вникать в алгоритмы её работы и в математический аппарат, то был крайне удивлён. Это, по сути, профессиональная программа с некоторым урезанием функционала и физическим упрощением. Она прям «каноническая», почти точный аналог тех программ (и математических моделей), которые применялись при проектировании почти всех ракет ОКБ-1.
Плюсы:
Возможность расчёта баллистических ракет и РН от 1 до 4 ступеней. Позже была добавлена функция расчёта пакетных схем, но не знаю, работала ли она.
Возможность выведения на заданные эллиптические орбиты в перигей на любое заданное наклонение с любой широты точки старта. Это вам не только круговая орбита с азимутом пуска 90 градусов.
Возможность учёта ограничений по максимальному скоростному напору и перегрузке за счёт плавного дросселирования ДУ.
Возможность введения баллистической паузы в конце работы первой ступени.
Формирование управления программой угла тангажа, а не всякими там приблизительными «около оптимальными» зависимостями.
Применение неплохих численных методов интегрирования и нахождения корней, за счёт чего достигнута высокая скорость, точность и хорошая сходимость. Часть функций, зашитых в программе, была отключена для студентов.
Уже в изначальной версии включена возможность учёта многоразовости в расчёте масс.
Минусы:
Плоское выведение со всеми вытекающими.
Убрано влияние нормальных (поперечных) аэродинамических сил.
Убрано влияние атмосферы на этапе полёта 2, 3 и 4 ступеней.
Нет возможности сбрасывать головной обтекатель. Но можно помудрить и приблизить задачу к реальному решению.
Нет никаких полей падения. Хотя пытливый студент мог эту информацию получить по блоку первой ступени, хоть и цифры получатся приблизительные.
Нет возможности выводиться не в перигей. Не критично, но в профессиональном использовании необходимо.
Упрощённая физическая модель атмосферы и загрублённые физические величины.
Небольшие ошибки, не сильно влияющие на результат.
В итоге данная программа может считать с точностью до 1% к реальности, хоть и затруднено её профессиональное использование. А для студенческих задач она очень и очень хороша. При некоторых ухищрениях её вполне можно использовать на предварительных этапах для профессиональной разработки ракет-носителей.
Но так как данная программа не работает, пришлось написать свою с некоторыми улучшениями:
Увеличение точности сходимости.
Возможность старта РН с малыми тяговооружённостями.
Более плавный доворот угла тангажа после разделения.
Более точное «облизывание» ограничений.
Убрал ошибку расчёта относительной массы ПГ и масс составных частей.
Прочие вкусовые улучшения.
DEP. Тут видно как ограничение перегрузки в 4 единицы превращается…
DEP. Тут тоже самое…
DEP. А вот тут ошибку с массами заметить крайне сложно.
Понимаю, насколько сложно было писать программу в те года, когда не было даже видео-дисплейного интерфейса для быстрой проверки. А некоторые ошибки даже сейчас фиг найдёшь. Так что снимаю шляпу перед разработчиками исходной программы и теми, кто её дорабатывал и улучшал. В итоге всё остальное я оставил без изменения, чтобы сравнить результат. Результат получился, по сути, одинаковый, значит все методы, математические и физические модели взяты аналогичные. Зато теперь есть возможность показать на примере как «канонически» выбирать основные проектные параметры ракет-носителей.
Давайте спроектируем ракету с массой ПГ 470 кг. Орбита назначения:
Апогей — 500 км.
Перигей — 268 км.
Широта точки старта 63 градуса (в районе Плесецка).
Наклонение орбиты — 98 градусов.
Ограничения:
Двухступенчатый тандем.
Максимальная перегрузка — 5 единиц.
Пауза при разделении — 8 секунд.
Сразу оговорюсь, что все приведённые мной характеристики берутся не совсем случайным способом, но я и сильно не вдумывался в них и не пересчитывал. Поэтому это не совсем бред, но и ориентироваться на данные значения не стоит.
Продолжим. Напервой ступени у нас будет кислород‑керосиновая ДУ с удельной тягой 282 сек на уровне моря и 310 сек в пустоте. На второй ступени кислород‑керосиновая ДУ с удельной тягой 340 сек в пустоте. Программа считает, что на этапе полёта 2 ступени атмосферы уже нет. Соотношение компонентов на ступенях 2.36, плотность ЖК 1140 кг/м3, керосина — 830 кг/м3.
Считаем, что у нашей РН отношение стартовой массы к площади поперечного сечения составит 16500 кг/м2.
Далее введём следующие статистические коэффициенты:
Относительная масса системы управления — отношение массы системы управления и прочего радиоэлектронного оборудования ракетного блока ступени к начальной массе ракетного блока ступени.
Эти коэффициенты сначала берутся из статистики и потом уточняются в ходе итерационных расчётов. В реальном же проектировании коэффициентов более 30. Введём эти коэффициенты для нашей ракеты:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная масса топливного отсека | 0,04 | 0,06 |
Относительная масса двигательной установки | 0,012 | 0,015 |
Относительная масса системы управления | 0,005 | 0,012 |
Относительная масса прочих элементов | 0,02 | 0,025 |
Для оценки эффективности ракеты можем использовать отношение массы полезного груза к стартовой массе РН — «Мюпг». Можно использовать отношение массы полезного груза к «сухой» массе РН. Но я предлагаю сразу оценивать эффективность по стоимости ракеты — «Ст», что по моему мнению является более действенным способом, по сравнению с двумя другими. Введём для этого стоимость единицы конструкции РН. Стоимость килограмма топливного отсека будет равняться 1 условной единицы, ДУ — 4, СУ — 6, прочих элементов 1.5.
Теперь про основные проектные параметры. Так как количество ступеней ограничено, а характеристики ДУ и нагрузка на мидель определены заданием, то нам остаются для выбора только:
Относительная конечная масса — отношение конечной массы ступени к начальной массе ступени.
Начальная тяговооружённость ступени — отношение земной тяги (в кгс) к стартовой массе ступени. По сути, стартовая перегрузка.
Угол наклона вектора скорости к местному горизонту в конце работы первой ступени.
Тут следует учесть, что ступенью называется та часть ракеты, которая летит именно сейчас, а не та, которая отваливается. Это каноническое определение, которое эквивалентно термину «субракета». Программа угла тангажа будет подбираться программой автоматически для удовлетворения целевой задачи. Ну и забыл про коэффициент аэродинамического сопротивления, вот его зависимость от числа Маха:
Зависимость Cx от числа Маха
Приступим к выбору основных проектных параметров. Начнём прогон параметров со следующих параметров:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,3 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,3 | 1 |
Угол наклона вектора скорости | 28 | - |
Получаем из программы Мюпг = 0.013083, Ст = 6 717.197.
Получили и хорошо. Бывает, что можно пальцем в небо ткнуть в нереализуемый вариант, который ничего не выводит. Далее надо варьировать параметрами. Попробуем поварьировать углом и относительной конечной массой первой ступени (Мюк):
Тут мы видим сравнение по двум критериям (стоимость и Мюпг) и оптимумы примерно совпадают и по углу, и по Мюк. Это не удивительно, так как оба параметра в основном баллистические и стоимости аналогичных элементов блоков первой и второй ступеней одинаковы.
Далее принимаем:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,3 | 1 |
Угол наклона вектора скорости | 20 | - |
Получаем Мюпг = 0.019024, Ст = 4 197.924.
Теперь поварьируем углом и стартовой тяговооружённостью 1 ступени:
А вот тут уже результаты разные. Если угол и там и там даёт оптимум почти в одной точке, то тяговооружённость уже даёт различные оптимумы. Но мы выбираем оптимум в районе минимальной стоимости. Далее принимаем:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,4 | 1 |
Угол наклона вектора скорости | 18 | - |
Получаем Мюпг = 0.019933, Ст = 4 111.341.
Теперь поварьируем тяговооружённостями обеих ступеней:
Тут тоже получаем интересные результаты. Далее принимаем:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,5 | 0,6 |
Угол наклона вектора скорости | 18 | - |
Получаем Мюпг = 0.021207, Ст = 3 905.781
Вернёмся к первому варианту оптимизации и уточним:
Тут уже ловим всяких блох. Сэкономлю время и далее принимаем близкое к оптимальному:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,5 | 0,66 |
Угол наклона вектора скорости | 17,5 | - |
Получаем Мюпг = 0.021348, Ст =3 887.687
На этом останавливаемся, так как все остальные изменения уже практически ничего не меняют в части выбранного критерия эффективности. Можете заметить, что для проектно-баллистического анализа не нужны абсолютные значения, нужны только относительные. Даже масса ПГ в этих расчётах никак не участвует. Но так как оптимум найден, пришло время посмотреть на массы:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Начальные массы, кг: | 22 015,76 | 2 352,86 |
Конечные массы, кг: | 3 962,84 | 664,27 |
Массы топлива, кг: | 18 052,92 | 1 688,59 |
Массы окислителя, кг: | 12 680,03 | 1 186,03 |
Массы горючего, кг: | 5 372,89 | 502,56 |
Массы топливных отсеков, кг: | 722,12 | 101,32 |
Массы двигательных установок, кг: | 396,28 | 23,29 |
Массы систем управления, кг: | 98,31 | 22,59 |
Массы прочих элементов, кг: | 393,26 | 47,07 |
Массы средств спасения, кг: | 0,00 | 0,00 |
Объёмы топлива, м3: | 17,60 | 1,65 |
Объёмы окислителя, м3: | 11,12 | 1,04 |
Объёмы горючего, м3: | 6,47 | 0,61 |
Относительные массы: | 0,10687 | 0,19976 |
Диаметр миделя, м: | 1,30 | |
Относительная масса ПГ ракеты: | 0,02135 | |
Масса ПГ, кг: | 470,00 | |
Плотность окислителя, кг/м3: | 1 140,00 | 1 140,00 |
Плотность горючего, кг/м3: | 830,00 | 830,00 |
Соотношение компонентов, О»/«Г»: | 2,36 | 2,36 |
Суть выбора основных проектных параметров и проектно-баллистического анализа состоит в том, что после оптимизации конкретные весовые и прочие характеристики получаются по щелчку пальцев. Сама же программа каждый прогон параметров проводит за пару секунд. В итоге мы имеем все параметры РН «грамм к грамму». Правда тут отсутствуют характеристики двигателей, но это штука вкусовая. Вообще тут могут быть получены любые характеристики. В цифры можно сильно не вглядываться, это просто пример. Но считаем, что на второй ступени получились слишком малые массы системы управления и двигательных установок и их необходимо увеличить в 2,5 раза и на треть соответственно. Поменяем весовые коэффициенты, в скобках предыдущие:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная масса топливного отсека | 0,04 | 0,06 |
Относительная масса двигательной установки | 0,012 | 0,02 (0,015) |
Относительная масса системы управления | 0,005 | 0,03 (0,012) |
Относительная масса прочих элементов | 0,02 | 0,025 |
С новыми коэффициентами при старых проектных параметрах:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,5 | 0,66 |
Угол наклона вектора скорости | 17,5 | - |
Получаем Мюпг = 0.019346, Ст = 4 559.289.
Цена увеличилась на 17%, а относительная масса полезного груза на 10%.
Снова поварьируем тяговооружённостями обеих ступеней:
Далее принимаем:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,18 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,6 | 0,63 |
Угол наклона вектора скорости | 17,5 | - |
Получаем Мюпг = 0.019842, Ст = 4 542.292.
Много не выиграли, но приятно. Посмотрим, что даст варьирование угла и Мюк:
Опять блошиная охота. Принимаем:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,17 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,6 | 0,63 |
Угол наклона вектора скорости | 16 | - |
Получаем Мюпг = 0.019708, Ст = 4 517.237.
Попробуем ещё погонять:
Ну тут уже рассматриваем графики с лупой. Получаем конечное близкое к оптимальному решение:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Относительная конечная масса | 0,17 | - |
Начальная тяговооруженность | 1,54 | 0,63 |
Угол наклона вектора скорости | 16 | - |
Получаем Мюпг = 0.019457, Ст =4 512.203.
В итоге немного поменялись относительные проектные параметры, но стоимость сильно отыграть не получилось. Итоговые массовые характеристики РН:
Номера ступеней | 1 ступень | 2 ступень |
Начальные массы, кг: | 24 155,59 | 2 312,00 |
Конечные массы, кг: | 4 106,45 | 697,32 |
Массы топлива, кг: | 20 049,14 | 1 614,68 |
Массы окислителя, кг: | 14 082,14 | 1 134,12 |
Массы горючего, кг: | 5 967,01 | 480,56 |
Массы топливных отсеков, кг: | 801,97 | 96,88 |
Массы двигательных установок, кг: | 446,40 | 29,13 |
Массы систем управления, кг: | 109,22 | 55,26 |
Массы прочих элементов, кг: | 436,87 | 46,05 |
Массы средств спасения, кг: | 0,00 | 0,00 |
Объёмы топлива, м3: | 19,54 | 1,57 |
Объёмы окислителя, м3: | 12,35 | 0,99 |
Объёмы горючего, м3: | 7,19 | 0,58 |
Относительные массы: | 0,09571 | 0,20329 |
Диаметр миделя, м: | 1,37 | |
Относительная масса ПГ ракеты: | 0,01946 | |
Масса ПГ, кг: | 470,00 | |
Плотность окислителя, кг/м3: | 1 140,00 | 1 140,00 |
Плотность горючего, кг/м3: | 830,00 | 830,00 |
Соотношение компонентов, «О»/«Г»: | 2,36 | 2,36 |
Считаем, что массы нас удовлетворяют и заканчиваем оптимизацию.
Как видно, выбор основных проектных параметров на базе проектно-баллистического анализа достаточно удобный инструмент. Можно оперативно найти оптимальное решение и приступить к конструктивно-компоновочной проработке проекта ракеты-носителя. Правда после проработки могут немного измениться весовые характеристики, нагрузка на мидель и т.п. Но, итерации за три, решение получится достаточно проработанным. Для студента это крайне полезный инструмент, чтобы выполнить курсовой проект или написать дипломную работу, а также позволяет достаточно неплохо прочувствовать что куда тянет. Можно подобрать параметры под существующий двигатель, под их различное сочетание и т.п. Так что крайне рекомендую обучающимся по специальности проектирования ракет-носителей требовать современную версию программы DEP или её аналог.
Примерный алгоритм проектирования
Специалистам же без аналогичного инструмента не обойтись. Приходится вечно бегать к баллистикам и тратить нервы. А баллистики в 99,9% случаев считают в килограммах и взаимное влияние характеристик не изучают. Вместо всего этого можно практически в одни руки найти достаточно оптимальное решение. Правда у специалистов программа несколько потяжелее, посложнее и требует больше времени для анализа.
А вот это уже выбор основных проектных параметров от Генерального конструктора средств выведения Российской Федерации, Медведева Александра Алексеевича:
Из монографии Медведева А.А.
Видно, что у профессионалов действия по выбору основных проектных параметров аналогичны тому, что я описал выше. Кстати, у Медведева очень интересная и доступная подача материала. Графики наглядно показывают процесс выбора основных проектных параметров.
И напоследок красивые графики по результатам баллистических расчётов из рассматриваемого примера: