Junior, Middle, Senior-аналитики: результаты опроса по задачам и развитию навыков

Во втором полугодии 2024 года мы провели опрос среди аналитиков чтобы понять — как специалисты с разным опытом работы подходят к развитию своих профессиональных компетенций.

В опросе участие 135 специалистов (бизнес-аналитики, системные аналитики и fullstack-аналитики). Несмотря на небольшое число опрошенных — нам показались интересными полученные результаты.

«Для себя» мы используем полученные результаты при формировании «дорожных карт» профессионального развития аналитиков на разных этапах их карьеры.

Участники опроса

Мы разделили всех респондентов на 3 категории:

  • Junior — специалисты с опытом работы менее 1 года (включая тех, кто еще учится и пока не работает по специальности), всего 28 респондентов (21% опрошенных);

  • Middle — специалисты с опытом работы от 1 до 3 лет, 35 респондентов (26% опрошенных);

  • Senior — специалисты с опытом работы более 3 лет, 72 респондента (50% опрошенных). 

В разных компаниях разные понимания — кто такой Middle/Senior-специалист. Но для нашего исследования было достаточно такой градации.

Наиболее интересны на наш взгляд не столько общие усредненные цифры ответов — как отличия в ответах между специалистами с различным опытом.

Методика опроса

Всем участникам направлялась гугл-форма с одним и тем-же списком из 7 вопросов. Большинство вопросов допускали множественные ответы (а не выбор из одного варианта).

Вопрос 1. Как вы обычно повышаете свою квалификацию в области аналитики?

Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 536 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):

  • «Практическое применение знаний на работе» — 118 ответов (87%)

  • «Чтение книг и статей» — 88 ответов (65%)

  • «Ролики Youtube/ВК и т.п.» — 76 ответов (56%)

  • «Телеграм-каналы» — 72 ответ (53%)

  • «Онлайн-курсы» — 65 ответов (48%)

  • «Общение с менторами и наставниками» — 60 ответов (44%)

  • «Вебинары и мастер-классы» — 55 ответа (41%)

Результаты ожидаемые, основные методы повышения квалификации (которые, как правило, совмещаются) — это практика, книги и статьи.

Junior и Middle специалисты практически не отличаются в используемых методах, для них цифры по самым популярным методам:

  • «Практическое применение знаний на работе» — указаны в 80% ответов;

  • «Чтение книг и статей» и «Ролики» указаны в равной мере — в 75% ответов.

Интересно, что Senior-специалисты в 92% своих ответов указали основным методом повышения своих навыков «Практическое применение знаний на работе». Также они на 15% чаще других используют вебинары/мастер-классы и на 10–15% реже — все остальные способы.

Вопрос 2. В каких случаях вы ищете возможность изучить новые профессиональные навыки?

Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 367 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):

  • «Когда появилась новая задача на работе и не хватает текущих знаний для решения поставленных задач» — 119 ответов (88%)

  • «Для повышения своей квалификации и ценности как специалиста» — 103 ответа (76%)

  • «Изучаю, потому что мне это интересно» — 70 ответов (52%)

  • «Когда готовлюсь к собеседованиям» — 47 ответов (35%)

  • «Требуется в процессе учебы» — 28 ответов (21%)

e6d868e9ebfd12131ecd65dbd7947bb1.png

Изучение новых навыков для аналитиков в основном продиктовано необходимостью решения новых задач на работе и желанием повысить квалификации. Хотя для Junior все же приоритетнее повышение квалификации.

Senior реже изучают новые навыки при подготовке к собеседованиям и в процессе учебы — это подтвердили всего 32% опытных респондентов против 89% опрошенных миддлов и 75% джунов.

Вопрос 3. С какими задачами вы сталкиваетесь чаще всего?

Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 359 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):

  • «Подготовка проектной и эксплуатационной документации (ТЗ, ТП, руководства пользователей и т.п.)» — 98 ответов (73%)

  • «Разработка спецификаций работы программного обеспечения (формирование постановок задач, ТЗ, в т.ч. — c использованием UML)» — 95 ответов (70%)

  • «Моделирование бизнес-процессов (в т.ч. — с использованием нотаций BPMN, IDEF и др.)» — 64 ответа (47%)

  • «Проектирование и работа с БД (в т.ч. — написание SQL-запросов)» — 62 ответа (46%)

  • «Проектирование и тестирование API» — 30 ответов (22%)

Наиболее существенные отличия:

  • Middle чаще чем джуны работают с моделированием бизнес-процессов (57% vs 39%);

  • Junior реже занимаются проектированием API (18% vs 31%);

  • Senior чаще других занимаются проектной и эксплуатационной документацией (80% vs 60%, 56 ответов).

Вопрос 4. Укажите пожалуйста навыки, которые вы приобрели в последние 3 месяца или которые планируете освоить в ближайшее время?

Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 359 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):

  • «SQL (включая проектирование структур БД)» — 55 ответов (41%)

  • «Проектирование и тестирование API» — 42 ответа (31%)

  • «Навыки написания технорабочей и проектной документации (включая ТЗ, спецификации, руководства и т.п.)» — 41 ответ (30%)

  • «Подготовка Use Case / User Story» — 36 ответов (27%)

  • «Управление требованиями» — 34 ответа (25%)

  • «Моделирование бизнес-процессов (BPMN, IDEF0 и др.)» — 34 ответа (25%)

  • «UML» — 24 ответа (18%)

  • «Проектирование UI/UX» — 20 ответов (18%)

Несмотря на то, что работа с БД и написание SQL-запросов стоит на третьем месте как наиболее частая задача — SQL является наиболее важным навыком для освоения.

Большая разница по навыку работы с Use Case/ User Story: 38% junior и middle-аналитиков занимались его развитие — по сравнению с 17% senior-аналитиков. Для senior-ов наиболее важным оказался навык проектирования и тестирования API.

Вопрос 5. Какие из указанных методов подготовки к собеседованиям/помощи в трудоустройстве вы когда-либо использовали?

Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 339 ответов.

  • «Прокачка» резюме — 58 ответов (43%)

  • Онлайн-курсы и мастер-классы — 52 ответа (39%)

  • Ничего не использую — 31 ответ (23%)

  • Мок-интервью — 18 ответов (13%)

  • Работа с ментором — 17 ответов (13%)

  • Создание пет-проектов — 15 ответов (11%)

Для junior-аналитиков прокачка резюме не является основным способом подготовки к собеседованиям, они все же выбирают онлайн-курсы и мастер-классы (54%).

Интересно, что ответ «Ничего не использую» на 3 месте по популярности как среди Senior, так и среди Junior.

Активнее всех в подготовке к собеседованиям Middle-специалисты, они используют все варианты подготовки к собеседованиям (кроме пет-проектов).

При опросе была возможность указать другой вариант подготовки к собеседованиям — небольшая часть респондентов упомянула изучение статей и книги, проработку наиболее часто встречающихся на собеседованиях вопросов.

Вопрос 6. Какие из указанных методов подготовки к собеседованиям/помощи в трудоустройстве вы использовали платно?

Ответы:

  • Не пользовался платными методами — 112 ответов (83%)

  • Онлайн-курсы и мастер-классы — 15 ответов (11%)

  • Работа с ментором — 6 ответов (4%)

Интересно, что среди всех опрошенных аналитиков используют платные методы подготовки чаще junior-аналитики (25%). Чем опытнее аналитик, тем менее он склонен к использованию платных способов повышения своих профессиональных навыков — 80% middle-специалистов и 87% senior-специалистов не пользовались платными методами.

Выводы

  • Навыки работы с SQL наиболее востребованы среди аналитиков всех уровней.

  • Переход «Junior → Middle» часто коррелирует с увеличением (появлением) доли задач по моделированию бизнес-процессов задач и проектированию API, переход «Middle→Senior» — c увеличением задач по подготовке проектной документации.

  • Платные методы повышения квалификации используются редко.

Спасибо, что дочитали.

Это моя первая статья на Хабре, если решите поставить минус — то напишите пожалуйста в комментарии что нужно улучшить.

© Habrahabr.ru