Java для школьников: обучение через создание игр

Большинство современных детей играет в компьютерные игры. А хотелось ли вам самим когда-нибудь написать игру? Возможно, не только хотелось, но вы их и писали. Такое же желание посещает многих школьников. Правда, в отличие от вас, они не знают с чего начать, даже какой язык выбрать. Это и есть отправная точка, которая может стать хорошим стимулом для изучения программирования.Одно дело играть, а другое дело разрабатывать. Пусть это небольшая двумерная компьютерная игра, но она «греет душу» намного сильнее, чем любая крутая купленная. И все потому, что эта игра ваша! Вы — ее создатель, разработчик, вы — творец! Вот появляется фон, вот — лабиринт, а потом и танк на игровом поле. Еще добавим программного кода, и танк начинает ездить по лабиринту. Так, шаг за шагом рождается игра, которая создается по сценарию ее творца. При этом каждая задумка требует усилий — подумать, написать, отладить. Не все получается сразу… А вот навыки программирования оттачиваются очень хорошо. Стоит написать несколько игрушек и вот уже обеспечен начальный уровень в программировании, заложен фундамент для будущей профессиональной деятельности.Какой язык выбрать начинающему программисту? Практически перед каждым начинающим программистом стоит вопрос — какой язык программирования выбрать? Одним из хороших вариантов, на наш взгляд, является язык программирования Java. И для этого есть веские основания.Во-первых, Java практически всегда входит в четверку самых востребованных языков программирования в мире. Это значит, что изучение Java полезно не только для получения навыков программирования, но и в профессиональном плане.Во-вторых, Java позволяет охватить широкий спектр разработки — это приложения для настольных операционных систем Windows, Linux, Mac OS, мобильные приложения под Android, веб-разработка, включая интерактивные приложения, подобие Flash приложений. Изучая Java, скучать не приходится! В-третьих, этот язык проще для начинающих, чем языки С/С++, которые хорошо изучать уже после освоения Java, а не перед ним.В-четвертых, Java является языком строгой типизации, что прививает хорошие привычки при написании программного кода.Совсем немного языков программирования, которые является подходящими для начинающих по всем этим пунктам сразу.Как заинтересовать школьника программированием? Стремительное развитие компьютерных технологий требует прилива новых кадров. Кто является опорой в ближайшем будущем для сферы разработки программного обеспечения? Это наши школьники. Как повысить уровень владения программированием у студентов? Начать закладывать необходимые навыки еще в школе! Принцип такой же, как и при подготовке спортсменов.Школьника просто необходимо заинтересовать и увлечь программированием. Большинство еще не способны подойти к изучению программирования, как к овладению своей будущей профессией. Поэтому заинтересованность и увлеченность стоят для школьников на первом месте. Именно такая основная цель ставилась при создании нашего курса «Основы программирования на языке Java». В его основе — различные направления разработки, которые могут привлечь внимание школьника. Это разработка игр, элементы компьютерной графики, построение интерфейса пользователя, веб-разработка. Курс рассчитан на обучение «с нуля» и кроме пробуждения увлеченности программированием закладывает основы и открывает талантливых школьников не только для преподавателей, но и для самих школьников. Ведь не каждый школьник знает о своих способностях к программированию, чтобы об этом узнать — надо попробовать. Чем раньше откроется талант — тем лучше! Материал курса подается так, что на каждом занятии ребята узнают что-то новое и интересное.Несколько слов о структуре курса Курс состоит из четырех модулей, обычно его изучение занимает 2 года обучения по 1 занятию в неделю. В первом модуле (полгода) ребята (возраст обычно 11–13 лет) знакомятся с минимальным объемом теории по Java, в том числе с объектно-ориентированным подходом. Происходит знакомство с инструментами игровой направленности: таймер, работа с изображениями, работа с клавиатурой, генерация случайных чисел. Вооружившись необходимыми знаниями, начинаем процесс создания небольшой компьютерной игры. От начала до конца шаг за шагом, вместе с преподавателем, происходит подробный обзор создания игры.Во втором модуле знакомимся с созданием различных приложений на языке Java. Изучаются работа с мышью, операции с файлами, построение интерфейса пользователя, базы данных, создание веб-страницы, разработка калькулятора.Третий модуль погружает школьников в веб-разработку, детально разбирается создание сайта. Изучаются основные моменты, которые понадобятся начинающему веб-разработчику.Первые три модуля преподаются в стиле подачи нового материала и решения небольших задач для закрепления знаний.Последний, четвертый модуль, это чистая практика. Ребятам предлагается самостоятельно написать три известные компьютерные игры: Змейка, Морской бой, Пасьянс-Косынка. Преподаватель является помощником, который дает рекомендации и подсказывает в затруднительных ситуациях.Примеры выступлений наших ребят Главным результатом прохождения курса является способность самостоятельно написать игры. Вот примеры выступлений наших ребят: Виктория Лескина (1-й модуль) — www.youtube.com/watch? v=MF1aShw3SUQВолодя Огородников (3-й модуль) — www.youtube.com/watch? v=9cdQzCo6kPgА вот наши приколисты (Амаль Билялов и Игорь Туровский), как обычно пишут в таких случаях, людям с неустойчивой психикой — смотреть не рекомендуется: www.youtube.com/watch? v=gExxNPMXFLs.Самое ценное, на наш взгляд, курс — тиражируемый, легко воспроизводимый преподавателями. Его уже преподают в сотне филиалов по стране, но потребность в хороших преподавателях — постоянно есть, будем рады видеть коллег-энтузиастов в нашем клубе (cм. вакансию: brainstorage.me/jobs/22071).

Пример игры: Танчики, 4-й модуль курса, защита проекта.

image

Еще примеры, см.: club.1c.ru/#study

Степанов Дмитрий Владимирович, автор курса и преподаватель 1С: Клуба программистов

© Habrahabr.ru