Изучаем ферзя (часть 3)
Ну вот, мы и дошли до ферзя. Пожалуй это самая легкая после ладьи и слона в объяснении ходов фигура, но далеко не самая простая для понимания. Сила, мощь, пространство — вот слова которые можно применить к этой фигуре. Но научиться пользоваться ферзем — это то же самое что научиться ездить на Ferrari — кажется просто, но с силой двигателя надо еще совладать.
А теперь давайте приступим к ферзю. Вперед!
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
0. Дюжина советов — как научить ребенка шахматам. И не только
1. Изучаем ладью (Часть 1)
2. Изучаем слона (Часть 2)
Мне лично нравится объяснять именно ферзя детям. Потому что это фигура, про которую «необходимо и достаточно» сказать следующие слова «Ферзь ходит как ладья и слон — по вертикалям, горизонталям и диагоналям». И после этого начинается интересная круговерть с заданиями ферзя. Дело в том, что детям сложно переключать ходы одной фигуры на ходы другой. И именно это мы и учимся делать все те задания которые даются по ферзю. Часто путь ферзя быстрый по горизонтали, но он может его сократить по диагонали. И этому сокращению ребенок должен научиться.
Еще одна особенность игры ферзем (возможно наиглавнейшая), и с этой особенностью дети не всегда могут совладать — это возможность использовать всю доску для игры. В восприятии детей доска вся им доступна. Но, что удивительно, пользоваться они ей не умеют. Часто для того чтобы пройти куда-то необходимо сделать хоть в другую сторону через всю доску, а потом уже попасть на требуемое поле. На слоне и ладье данная особенность не так заметна, но при изучении ферзя — расцветает в своей полной красе. На примере ферзя необходимо объяснить ребенку то, что доска большая, и ее надо всю использовать. Вы увидите, что это не так то и просто уже на втором задании. По моим личным наблюдениям, проблемы с использованием доски возникают в первую очередь у тех детей, которые делают задания глазами на диаграммах. Именно у них нет видения ходов через всю доску. Единственный способ борьбы — заставлять выполнять задания (либо играть) на больших досках (писалось во вступлении).
Спектр заданий полностью идентичен заданиям по слону, поэтому буду останавливаться только на особенностях заданий, либо на тех моментах которые необходимо развить у детей.
Данная статья (как и предыдущие) основана на курсе И.Г. Сухина и носит образовательный характер. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. Я, разумеется, привожу лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3–4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.
А теперь займемся собственно упражнениями.
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Первое задание даю всегда, даже тем кто умеет ходить ферзем. Казалось бы — зачем? Дело в том, что я по нему смотрю как ребенок ходит фигурой. Кому надо — показываю, кому не надо (они уже видят хорошо) — просто проверяю. Ну, а два остальных задания — самое то. Дети начинают иногда голову ломать как побить все шашки. И еще, если Вы заметите — первый ход в первом задании делается именно через всю доску.
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
После выполнения упражнения «Один в поле воин» мы переходим к заданию «Кратчайший путь», и тут начинается… Уже с первым заданием дети бывает сидят по минут 5, со вторым справляются бывает быстрее. А вот третье для них — это часто барьер, и бывает что непреодолимый. Помогаю естественно, но наблюдать за ними — интересно. Главное не дать «уйти в психи».
Если что — задания решаются за 2, 2 и 3 хода соответственно. Как — решите сами. На третьем это не так то и просто.
Упражнение №3. «Лабиринт»
Как всегда — лабиринт сложен для расстановки. Но памятуя, что скоро будет конь, а в нем лабиринты посерьезнее — эти мы ставим практически всегда. Я лабиринты с ферзем использую как тренировочную площадку перед конем. Дело в том, что напрягать ребенка двумя сложными подзадачами — не дело. Подойдя тренированным к лабиринтам с конем — о расстановке шашек он задумываться не будет, и использует все свои мысли и переживания на решение задач с конем, а там то не все так просто. Если же ребенок будет переживать (либо вообще поставить неправильно одну шашку и задача станет нерешаемой) с конем — то он коня возненавидит. Это последнее что надо в шахматах.
В остальном — лабиринты как лабиринты. Дети ошибаются, исправляются и проходят их совершенно спокойно. Особых сложностей нет, но им эти лабиринты интересны, т.к. после предыдущего задания они дают некоторую разрядку и надежду что все можно легко решить. Ох… Как они ошибаются. И понимают это достаточно скоро.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Выполнение этих заданий чрезвычайно важно. Тем кто играл в шахматы я объясню просто — иногда ферзем на доске приходиться крутиться как «ужом на сковородке». И данное упражнение первый шах к такому «ужу». Необходимо стремиться к цели на доске, но при этом не попадать под удар чужих фигур. Ну и небольшие комментарии.
Задание 1 — тут проход достаточно прост — через диагональ h6-f8, затем a4-c6. Сложность возникает именно при попытке найти первую диагональ, и вторую. Часто дети пытаются достаточно долго пройти через поле c3, но там прохода нет.
Задание 2 — его решают быстрее. Но в нем надо совладать с размашистостью ферзя, и ходить как будто ползете еле-еле, особенно при прохождении верхней части доски. Если возникают трудности (такое бывает) для того чтобы пройти наверх, можно просто напомнить про предыдущее задание.
Задание 3 — обходной маневр. Необходимо уйти аж в правый нижний угол, а потом вернуться через левый нижний. Часто дети пытаются прорваться через верх –, но это невозможно, мешает шашка на e8.
Упражнение №5. «Захват контрольного поля»
Одно из моих любимых упражнений. На нем практически все дети сидят долго. Если кто-то решит первое задание, затем второе — на третье тратят все-равно много времени.
Задание 1 — обычно для решения пытаются пойти на h6, думая что этот вариант даст им требуемое. Но глубоко ошибаются. На ход ферзем на h6 следует ответ «Ферзь e7» и все — следующим ходом черный ферзь попадает на главную черную диагональ при любом ответе белых. А с диагонали согнать его невозможно. Надо обратить внимание ребенка на то, что неплохо бы напасть на контрольное поле, вынуждая ферзя ходить как выгодно нам. Если Вы помните, то большая часть заданий именно так и решается — принуждением к требуемому нам ходу. Решение простое — ходим на a1 и вуаль-ля. Контрольное поле наше. Ну либо сначала черный ферзь, а потом поле.
Задание 2 — тут необходимо одним ходом перекрыть все возможные поля для защиты контрольного поля, как и в большинстве подобных задач. Верный ход — b1.
Задание №3 — самое веселое из представленных. Нет ни одной шашки-препятствия для ферзей, но тем не менее поле захватывается. Детям это задание решить сложно.Проблема в том, что ребенок пытается найти решение исходя из своих потребностей. А эта задача решается от обратного (как и подобные) — надо найти все поля с которых черный ферзь защитит контрольное поле и взять их одним ходом под контроль. Это поля — c1, c3, e6 и e8. Добавляем в этот список контрольное поле e1 и получаем 5 полей которые надо взять под контроль. Три из них находятся на одной вертикали — e, и это означает что ферзь должен встать именно на нее — по другому на эти поля напасть невозможно. А поля c1 и c3 дают нам конкретное поле e3. Поверьте — задание из представленных не самое простое, дети младшего-школьного возраста с логикой еще не сильно дружат, а пытаются решить задачу перебором.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Поймать чужого ферзя. Просто или не очень? Задание №1 — решают практически все. Задание №2 — 50 на 50. Бывают и проколы, бывают и сразу же верные решения. Задание №3 тоже простое, хотя удивительно что его иногда могут и не решить. Совет очень простой — размашистость ходов ферзем и ограничение ходов соперника. И задачи решатся очень просто.
Смысл опять же — ребенок должен понять силу ферзя на таких простых заданиях.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
С атакой ферзем ситуация достаточно интересная — дело в том что слона можно атаковать по горизонталям и вертикалям, а ладью по диагоналям. Поэтому количество атак ладьи может достигать трех вариантов, а слона — шести. В заданиях приведенных выше правильный ответ — 3 нападения на слона и одно на ладью.
На этом задании можно сделать ребенку еще раз вывод — слон слабее ладьи. Он более подвержен атакам например ферзем.
Упражнение №8. «Двойной удар».
Казалось бы — двойной удар — что тут такого особенного. Но в отношении ферзя, в некоторых задачах, это просто произведение искусства. Относительно конечно.
В первом задании дети боятся пойти вплотную к фигурам — хотя это и безопасно. Во втором — видят все нападения, кроме верного. Вечно отдают своего ферзя ставя его под удар. А в третьем задании ход в угол для них целая проблема. Для облегчения решения можно напомнить что на слона ферзь может нападать по горизонталям и вертикалям, а на ладью — по диагоналям.
Упражнение №9. «Взятие».
Упражнение №10. «Выиграй фигуру»
Напомню — в этом задании черные фигуры ходят. И надо вторым ходом побить одну из черных фигур.
Упражнение №11. «Перехитри часовых».
И снова, к который уже раз, к часовым. Нашей основной задачей является способность ребенка видеть куда может ходить ферзь. Но это может быть не обязательно наш ферзь, вполне подойдет на эту роль и ферзь противника. И мы поэтому мы будем играть разными фигурами.
Мне сложно было выбрать из тех позиций которые есть в курсе И.Г. Сухина самые-самые интересные — во всех есть изюминка. В итоге я просто решил отобрать именно эти три.
В задании №1 дети обычно быстро находят поле с которого они могут попасть на контрольное поле, но пройти туда — целая проблема. Дайте им походить по полю. Решение ребенок найдет практически всегда —, но наберитесь терпения, это может быть долго. Иногда можно подталкивать советами —, но решать за ребенка не надо, пусть решит сам.
В задании №2 — ладья часто ходит по всему полю, но пробраться до контрольного — не может. Хотя решение простое — это три хода — a6 — a3 — g3.
В задании №3 слон просто лезет вверх и уже оттуда попадает на h2.
Упражнение №12. «Сними часовых».
Во всех заданиях этого упражнения, я рекомендую донести до ребенка следующее — пусть он сначала определит как можно побить черные фигуры, с какого поля надо заходить. А потом уже стремиться к нему. И если первые два задания не так сложны, то в задании №3 для достижения цели придется изрядно «ужом покрутиться», и даже подходить к фигурам вплотную, а затем уходить.
Упражнение №13. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
В этом упражнении, уже ставшем привычным, необходимо брать под контроль все поля с которых черные фигуры могут защитить контрольное поле. Соответственно это поля — g3, d5 и h1. Все задания решаются в два хода, т.е. вторым ходом Вы становитесь на контрольное поле.
Упражнение №14. «Ограничение подвижности».
Ферзь может ловить другие фигуры… И другие фигуры могут ловить ферзя — даже слон (задание №3). Об этом не стоит забывать.
Упражнение №15. «Игра на уничтожение».
Ну и напоследок мои любимые задания.
Задание №1. Все достаточно просто — надо побить ладью, затем ту фигуру которая не сделала ход, затем оставшуюся.
Задание №2. Казалось бы — простое. Ан нет. Дети пытаются сделать ход черным ферзем чтобы отдать его себе, оправдывая это так — «но он же так может пойти». Сложно с этим бороться. Но надо. Следует обратить внимание на правильность ходов ферзями — что белым, что черным. Черный ферзь будет ходить только по углам, белый — по вписанному в центре белому квадрату. Ходить они будут против часовой стрелки и бесконечно. Здесь — ничья.
Задание №3. Черный ферзь просто ограничивается моментально слоном — и выигрывается вторым ходом.
В задании №4 все не так явно. Из черных фигур первым необходимо взять ферзя, но сразу этого делать нельзя — белый ферзь под боем. Поэтому уходим белым ферзем в правое-нижнее поле, черный ферзь ходит вправо, в ответ сдвигаемся ферзем влево на одну клетку. Теперь при любом ходе можно убивать фигуру, т.к. либо ладья будет без защиты, либо ферзь попадет под удар сдвоенных фигур ладьи и ферзя. А побить ладью ферзем потом — проще простого — достаточно занять центральную клетку.
Задание 5 — тут необходимо загнать ладью в цугцванг, постепенно отрезая ее и выдавливая вниз. Ладья бьется на третьем ходе.
Все, изучение ферзя закончено. По окончании выполнения заданий ребенок должен четко понимать — ферзь сильнейшая шахматная фигура. Но тем не менее и против него есть приемы ловли. Но стоит обратить внимание ребенка и на то, что с ферзем можно бороться. Хотя, согласно моему опыту, они это все-равно забывают обычно в дальнейшем. И при потере ферзя — «поднимают вверх лапки», т.е. сразу сдаются. И с этим сложно бороться. Но к вопросу фразы «Сдаюсь» мы еще в дальнейшем вернемся.
А пока — готовимся к коню. Вот уж где головоломки — так головоломки. Анонсируя коня скажу сразу — задания там все те же. Но по количеству уроков приходится сильно расшириться, т.к. конь проходится гораздо медленнее чем любая другая фигура. Сложный ход, сложное понимание «динамики разгона и траектории». В общем сложная фигура. Но есть способы как показать ребенку куда пойдет конь. Я обо всем расскажу в следующей статье.
До встреч.