Изменили 30% техзадания и вдвое перевыполнили план: как ВТБ автоматизировал отчетность
Банк России постоянно разрабатывает новые требования к представляемой коммерческими банками информации и два раза в год вносит изменения в нормативные документы о порядке формирования и представления форм отчетности. Когда отчеты в банке хранятся в разных системах, вносить регулярные изменения неудобно. Так что мы наладили единую систему, в которой можно быстро обновлять нужные критерии и оптимизировать процесс сбора отчетности. В этом посте мы расскажем, как это делали.
Вопрос с отчетностью возник во время активных перемен в IT и в других внутренних сферах. Основная система, где ВТБ агрегировал отчеты, работала уже достаточно давно. И там, как мы уже упомянули, хранились не все отчеты — часть информации, особенно по юридическим лицам, была разбросана по другим системам. В 2014 году оптимизация обязательной и налоговой отчетности вошла в список самых приоритетных задач.
Что было нужно?
- Готовое решение, которое легко внедрить в уже существующую IT-архитектуру банка. И чтобы новая система подружилась с существующим хранилищем данных, а не дублировала его, причем при минимальном изменении бизнес-процессов.
- Высокая производительность. Нужно было справиться с очень большим объемом данных, а именно — более чем с 11 млн кредитных договоров. И при этом по минимуму нагружать основную банковскую систему, в которую вносится оперативная информация.
- Сервис-ориентированная архитектура (SOA). Будущее решение должно использовать именно ее.
Проанализировав рынок и возможные риски, мы решили остановиться на крупных компаниях-подрядчиках, которые работают преимущественно с банками. У таких компаний должно быть достаточно специалистов по внедрению и поддержке, а для небольших компаний это может стать проблемой.
Важно было наличие погруженных в тему экспертов, которые хорошо знакомы с особенностями формирования отчетности для Банка России. Поставщик должен постоянно отслеживать изменения российского законодательства и поддерживать систему в соответствии с ними. И еще нужно достаточное количество экспертов по интеграции с существующими банковскими системами, поскольку проект планировалось реализовать в довольно сжатые сроки.
Еще одним условием, которое сокращало выбор, было обязательное применение компонентной архитектуры. На российском рынке еще не было крупномасштабных внедрений подобных систем в банках, а нам для надежности нужен был именно продукт с историей внедрений, который умеет масштабироваться от уровня банка среднего размера до объемов данных ВТБ.
Выбор поставщика
После анализа рынка и многочисленных референс-визитов ВТБ составил шорт-лист, где остались всего два поставщика.
Для окончательного решения организовали пилотный проект. В течение полутора месяцев нужно было создать две отчетные формы на основе предоставленных обезличенных данных. Банк не только принимал результат, но и следил за работой специалистов потенциального исполнителя во время пилота. В итоге выбор был сделан в пользу компании «Диасофт» с ее платформой для формирования отчетности FLEXTERA BI.
Почему «Диасофт»? Многие другие компании предлагали создать решение на основе хранилища данных ВТБ, но при этом требовалось постоянное руководство со стороны банка. У «Диасофта» имелось готовое решение, которое дополняли услуги консультантов и экспертов-технологов, которые отлично разбираются в теме и могут нормально общаться с заказчиками.
Чем привлекла FLEXTERA BI
FLEXTERA BI — это платформа для создания, модификации и работы приложений для многомерного бизнес-анализа. Она включает комплексные инструменты аналитики финансовой эффективности, управленческой и обязательной отчетности — именно то, что было нужно. Качество данных тоже учитывается: FLEXTERA BI имеет инструменты для обнаружения таких проблем, их автоматической или ручной корректировки.
FLEXTERA BI следит за обновлениями в требованиях регуляторов — федеральными законами, нормативными документами, инструкция — как на государственном, так и на международном уровнях. И в соответствии с этим обновляет стандартные отчетные формы, такие как 0409303, 0409120 и т.д. Для защиты от ошибок стандартные отчетные формы невозможно подготовить вручную. Другие отчеты можно создать и сконфигурировать без привлечения ИТ-специалистов, система достаточно проста в освоении.
FLEXTERA BI может работать на базе основной АБС, на собственном или уже имеющемся в банке хранилище данных. Большинство конкурентов могут работать только на базе основной АБС.
Ход проекта
Внедрение FLEXTERA BI началось в апреле 2015 года. Сроки были жесткие, поэтому по предложению компании «Диасофт» проект разбили на итерации. Основные стадии были зафиксированы, но тактический план менялся в соответствии с новыми задачами и готовностью данных. Данные для отчетных форм готовились не сразу, поскольку ВТБ параллельно внедрял IT-систему по учету операций юридических лиц, и в потоки данных постоянно вносились изменения. Нужно было коррелировать оба проекта друг с другом.
Всего у проекта было три этапа:
- Работы с отчетностью для розничного бизнеса банка.
- Внедрение тех же отчетных форм с новыми данными для юридических лиц.
- Доработка отчетности в части отражения других активов и пассивов банка.
Во время проекта успевали меняться требования Банка России, поэтому технические задания приходилось корректировать прямо на ходу.
В течение 6 месяцев после старта проекта подготовили несколько отчетных форм для розничного бизнеса. В августе 2016 года закончили с формами обязательной отчетности и регистров налогового учета по данным юридических лиц. В феврале 2017 года завершили и передали на сопровождение систему отчетности.
Результаты
Изначально ВТБ хотел автоматизировать 18 отчетных форм и 26 налоговых регистров. С FLEXTERA BI план смогли перевыполнить: автоматизировали 26 регистров налогового учета, 25 форм обязательной отчетности и порядка 20 вспомогательных отчетов. Отчетность розничного бизнеса консолидировали в головном офисе банка. За счет автоматизации и исключения филиалов из формирования отчетности время подготовки отчета сократилось на 30–60%. На 30 ТБ данных банка коэффициент качества данных достиг 99,8%.
Сейчас «Диасофт» отслеживает новые требования регуляторов и оперативно их реализует в системе — такой подход дает хорошую экономию ресурсов банка. ВТБ на технологическом уровне разделил процессы формирования отчетности, клиентских услуг и закрытия операционного дня. Благодаря сервисной архитектуре, новая платформа совместима с другими решениями «Диасофт» и других вендоров.