Издательско-писательская кухня
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Приветствую, Geektimes! Сегодня я хочу поговорить с вами об издательско-писательской кухне, рассказать о том, что происходит на самом деле на издательском рынке СНГ и какой путь проходит рукопись от автора до конечного читателя. На этом пути нам придётся развеять несколько устоявшихся мифов, кратко пробежаться по статистике и узнать почему книг на прилавках много, а читать нечего. Кроме того, вы узнаете сколько зарабатывают писатели и как выжить начинающему автору в Рунете. В первую очередь мой пост будет интересен любителям научной фантастики и фэнтези, так как именно об этом сегменте рынка пойдет речь ниже. Но тем не менее, он позволит составить краткое представление и о “средней температуре по больнице”.
И прежде, чем начать наш диалог я должен сделать ещё одно важное уточнение. В данном посте я сознательно ввожу одно не совсем корректное обобщение, подразумевая под фантастикой всю совокупность жанров и направлений, начиная от hard fiction и заканчивая городской мистикой. Это сделано специально, чтобы каждый раз не перечислять, что “… я подразумеваю в данном случае фэнтези, фантастический боевик и паноптикум литературы о попаданцах”.
ОБЩАЯ КАРТИНА РЫНКА
Какова доля рынка фантастики в издательском бизнесе?
Доля фантастики в издательском “общаке” ничтожно мала. Да, я понимаю, что это не укладывается в голову среднестатистического жителя фэндома, у которого все знакомые читают НФ (научную фантастику), но в реальности дела обстоят именно так. Чтобы вы понимали масштабы, придётся обратиться к статистике Российской книжной палаты за 2014 год. Так вот, на долю художественной литературы пришлось всего 13,3% от общего числа выпущенных книг и брошюр – или 14,895 наименований из 111,126 позиций. Аналогично и с тиражами – 12,6% (61 млн. экземпляров) от суммарного тиража в 485,5 млн. экземпляров за год.
Ура, нам принадлежит 1/10 рынка? Рано радуетесь. Фантастам принадлежит 1/10 от 1/10 рынка (согласно опросам всего 6% от купленной художественной литературы приходится на фантастику и еще 5% на фэнтези). И наша читательская аудитория гораздо меньше, чем у женских романов, боевиков или детективов, каждый из которых уже занимает 10-20% на рынке изданной художественной литературы.
К чему я всё это говорю? А к тому, что любое издательство – это в первую очередь коммерческое предприятие, которое ориентировано на получение прибыли. И если кассу делают календарики, буклетики, книжки по кулинарии из серии “100 советов” и школьная литература, а не НФ, то и приоритеты будут распределены соответствующим образом. На этом я заканчиваю развенчание первого фэндомного мифа под названием “все покупают и читают фантастику”.
Сколько издательства зарабатывают на фантастике?
Копейки. Во всяком случае, в Украине. И в России дела обстоят примерно так же. Да, я понимаю, что когда смотришь на подарочное издание “Игры престолов” Мартина, которое стоит примерно две зарплаты среднестатистического жителя глубинки, то в это трудно поверить. Но на самом деле издательства получают очень малый процент от этих денег. Дальше я буду на конкретных примерах рассказывать почему так вышло, но хочу сразу же уточнить, что все цифры в данном параграфе будут взяты с потолка, просто для иллюстрации ситуации.
Итак, поехали разбираться, почему так происходит. Представьте себе цепочку: издательство – крупная оптовая сеть – мелкая оптовая сеть – розничные магазинчики. Именно из этой цепочки мы и получаем на выходе конечную цену романа на прилавке, которая может быть в 5-10 раз выше отпускной цены издательства. Грубо говоря, себестоимость печати брошюрки ну пускай будет 5 тугриков, издательство продаёт её за 20 тугриков, крупная оптовая сеть – за 40, мелкая – за 80, а на книжном рынке Петровка мы видим её уже за 160 тугриков.
Понимаю, первый же вопрос, который возникает, – почему издательство не сделает собственную сеть книжных складов? Да потому, что это дорого, даже для крупных издательств, не говоря уже о малышах. Не потянут. И второй вопрос сходу – почему нельзя ограничить накрутку цены посредниками? Можно, во Франции, например, так и сделано – там конечная цена книги не может более чем на 50% превышать отпускную. Но вы когда-нибудь видели депутатов, которые будучи в здравом уме и трезвой памяти ограничили бы получение прибыли? Я – нет. Вот так и живём. На этом я заканчиваю развенчание второго мифа о том, что “издательства зарабатывают миллионы на фантастике”.
Сколько авторов фантастики приносят прибыль издательству?
Единицы. Если подразумевать под прибылью реальный доход, а не маржу в пару процентов. Построим (представим) себе условную пирамиду из любых десяти авторов любого издательства. Из этой десятки стабильно успешен один. Это наш маститый писатель фантаст, бренд, лицо издательства и “паровозик” будущих литературный серий – Олди, Лукьяненко, Валентинов (нужное подчеркнуть). Их издают тиражом, например, 300 тысяч в год и они идут в плюс, тащат за собой остальных.
Еще 2-3 автора издаются тиражом 10-40 тысяч экземпляров в год (после кризиса 2008 и гражданской войны в Украине смело делим эти цифры на 10. Сейчас и Мастера могут издаваться тиражами по 5 тысяч экземпляров). Это те, кто приносит издательству прибыль. Еще у нас есть некий пул середнячков, которые ни шатко, ни валко идут в ноль – еще пускай человека четыре.
Оставшиеся 4-6 авторов из нашей десятки вообще не продаются и приносят только убытки. О том, почему так происходит – это отдельный разговор на много страниц и чашек чая. На этом я заканчиваю развенчание мифа третьего о том, что “издательства зарабатывают миллионы на писателях фантастах”.
Важная ремарка – если твой первый роман оказался коммерчески провальным для издательства, то считай, что ты получил клеймо или черную метку на всю жизнь. Очень немногие издательства рискнут после этого сотрудничать с тобой.
Сколько зарабатывает автор фантастики за издание своего романа в СНГ?
Ничтожно мало. Да, есть исключения – очень хорошо заработали авторы первых романов серии S.T.A.L.K.E.R. за счет огромных тиражей. Да, хорошо зарабатывают настоящие Мастера, которые пишут не один десяток лет и систематически работают со своей аудиторией. Да, есть легенды, как одному широко известному в узких кругах автору предложили написать халтурку, за которую он себе купил квартиру в Лондоне. Но таких success-story не так уж и много среди писательской братии.
Начинающему автору в российском издательстве могут предложить около тысячи долларов. То есть мою среднемесячную зарплату времён жизни в Киеве. А роман пишется год (во всяком случае, я бы его столько писал). А если брать украинские издания, то и того менее — едва хватит на бутылку хорошего коньяка. Так что, увы – мечты зарабатывать любимым делом можно отложить в долгий ящик. Ну или можешь получать 3%-5% от ОТПУСКНОЙ цены каждого ПРОДАННОГО экземпляра.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ
Как пробиться в издательство?
I. Думать головой.
Понятное дело, что писать нужно соблюдая соответствующие требования. Благо, у любого издательства на сайте, как правило, есть все необходимые требования и данные для потенциальных авторов (по аннотациям, синопсису, оформлению романа и т.д.). Но этого мало.
Ежемесячно редактору издательства приходит на почту несколько сотен рукописей. Сейчас (в век интернета) графоманить ринулись все – и кухарки, и менеджеры, и школьники. Самый лютый спам начинается в депрессивно-меланхолическую осенне-зимнюю пору. Тогда на почту “счастливого” редактора может сыпаться и 300, и 800 писем в месяц. Так что если на ваше письмо ответили через полгода – это нормально.
II. Тусить.
Если не хочется ждать месяцами и мучиться неизвестностью, то самый простой выход – выбраться на какую-то писательскую тусовку или конвент и там договориться лично в непринужденной атмосфере. Издатель не твой враг. Он постоянно ищет свежих авторов “в обойму” и заинтересован в первую очередь сам, чтобы ты написала хороший роман. Хороший роман = продажи = прибыль.
III. Писать в серию.
Штучный товар сейчас издают мало. Основная прибыль сейчас идёт за счет генерации серийных новинок. Лонгселлеры сейчас вымерли как динозавры, уступив место бестселлерам. Достаточно яркий пример этого процесса – история противостояния двух книжных гигантов АСТ и ЭКСМО, которая закончилась банкротством АСТ и переходом его под внешнее управление ЭКСМО. Как известно, первые были ориентированы на штучную книгу, а вторые гнали вал серийных новинок.
Проще говоря, издатели сейчас ориентированы в первую очередь на романы, которые имеют задел на продолжение. It’s just business, где роман рассматривается как коммерческий продукт, с которого можно сделать долгоиграющую франшизу с сиквелами, приквелами и пр. Суммируя вышеизложенное: роман должен быть написан хорошо, но если хочешь, чтобы его издали, то его нужно преподносить как коммерческий продукт, а не как творчество.
Как заработать больше денег?
I. Сесть писать следующий роман.
Я серьёзно. Процесс издания романа долгий. Пока твой роман пройдет “все круги ада”, начиная от письма на почте до выхода “на золото” может пройти примерно год (пока его вычитает корректор, пока роман прочтет редактор, пока нарисуют обложку, пока настанет его очередь в серии…).
II. Внимательно читать контракт.
Во-первых, ни одно издательство в Рунете не умеет толком работать с электронным рынком. Поэтому хорошенько пораскиньте мозгами, собираетесь ли вы отдавать права на распространение электронных копий своего романа издателю. И если да – то на каких условиях и на сколько лет. Или же будете сами договариваться с электронными библиотеками/откроете свой e-магазинчик, как Зоричи.
А во-вторых, … внимательно читать контракт. Кому будет принадлежать авторский псевдоним, под которым издается роман? Кому будет принадлежать вселенная? На сколько лет вы отдаете конкретно этому издательству исключительные права на ваше творчество? Какой гонорар хотите – фиксированный или процент от продаж? И так далее. На всякий случай уточню, что метать громы и молнии на редактора, который прислал кабальный, по вашему мнению, контракт – не стоит. Он просто рассылает типовый договор.
III. Писать на заказ.
Для начала можно обратить внимание на коммерческие сборники и писать тематические рассказы на заказ. Понятное дело, что там, где известный писатель получит за своё имя на обложке 1,000 долларов, ты получишь 100. Если есть силы на большую форму – добро пожаловать в сериальную литературу (привет “S.T.A.L.K.E.R.”, “Этногенез” и другим сериям). Правда, без личного знакомства с выпускающим редактором и недюжинного таланта новичку туда пробиться будет трудно. Если повезёт и серия выстрелит, как первые романы Сталкера, то можно заработать очень хорошо. Другое дело, что потом делать с репутацией “литературного негра”… Но здесь, как говорится, “каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу..”
IV. Не работать с украинскими издательствами.
Они очень плохо продают фантастику и у них мало хороших маркетологов в отличии от российских. Кроме того, они почти не занимаются раскруткой своих авторов. И еще один важный нюанс – украинские издательства вообще не имеют своих розничных сетей, следовательно не смогут пролоббировать появление твоей книги на книжных прилавках. Исключение – “Клуб семейного досуга”.
Почему я не вижу своего романа на книжных полках?
Потому, что издательство романа – вовсе не гарантия его появления на книжных полках. Схему “издатель – оптовый склад – книжный магазин” я немного описывал в предыдущих пунктах. Теперь остановимся на ней подробнее, чтобы вы понимали, где запропастился ваш роман.
Сначала издательство выпускает роман и продает его крупным оптовым складам. Оптовые склады берут прайс издательств (в котором может быть 100-300 книг/авторов, а если брать рынок СНГ, то и 800 позиций за месяц) и выбирают то, что ПО ИХ МНЕНИЮ читатель будет покупать. Представители оптовиков могут элементарно не дочитать до твоего имени/названия романа в списке.
Дальше книга лежит на оптовом складе, пока до нее не доберутся розничные сети («Клуб семейного досуга», «Книжный клуб», «Изба-читальня», «Читай город» и др.). Они действуют по такому же алгоритму. А то, что остается после них подметают мелкие магазинчики и частные продавцы на книжных рынках. Естественно, они тоже исходят из своего убеждения, что читатель будет читать.
Почему мой гениальный роман никто не покупает?!
Потому что современный читатель руководствуется весьма своеобразной логикой при выборе книг для покупки. Не верите? – Поговорите с любым книжным продавцом и спросите, что чаще всего покупают и чем руководствуются в своём выборе книголюбы. Первыми разбирают раскрученных писателей, имя которых на слуху (фанаты + любители попсы). Аналогично – сериальную литературу (любители жвачки на вечер) и литературу/авторов из “золотых серий”, например тех же “Отцов-основателей” (гурманы). Потом идёт докупка книг определённого писателя или определённой серии ради коллекции (коллекционеры). И только из оставшихся немногих книголюбов может быть кто-то спросит, мол, “не завалялся ли у вас на прилавке какой-нибудь молодой и неизвестный автор с хорошим романом?”.
Ещё продажи романа могут “похоронить” пираты, если роман был ранее выложен в сеть. Многие издательства не хотят работать с такими романами. Конечно, Олди могут себе позволить выложить в сеть “Сборник своих школьных сочинений “Как я провёл лето”, а потом его издать и поклонники всё равно купят. А для молодого автора это гарантированная смерть романа.
Хотя известны и противоположные случаи – когда автор раскручивал роман в сети, а потом к нему приходил издатель. На самом деле вопрос спорный и зависит сугубо от умения автора извлекать выгоду из любой ситуации.
Как мне продать свой первый роман хорошим тиражом?
Научиться работать с со своей потенциальной аудиторией До издания романа, начиная от соц.сетей и заканчивая конвентами. Выживаемость первого романа со скромным тиражом в пару тысяч экземпляров спокойно может обеспечить фэндом. Всё, роман продан. Дальше, (если он хороший и целевая аудитория подобрана правильно), свое дело уже сделает “сарафанное радио”.