Избегайте эффекта якоря при оценке задач

Был ли у вас хоть раз в жизни подобный диалог с начальником или тимлидом?

Тимлид: {name}, за сколько времени сделаешь эту задачу? За неделю успеешь?
Я: Да. Может быть, чуть больше — ещё тестами надо покрыть. Дней десять, наверное.

В итоге вы делаете задачу месяц.

У меня такое случалось не раз. И я всегда восхищался людьми, которые могут сразу сказать: «Какая неделя? Здесь работы минимум на месяц».

Мы попадаем в такие ситуации не потому что мы глупые. Это происходит из-за когнитивного искажения, известного как эффект якоря. Первая услышанная информация (или число) влияет на дальнейшие решения и оценки, даже если эта информация случайна.

Когда спросили, хватит ли недели на задачу?

fcdaed6dbb473f869fdaa36d5189fe1b.jpg

Что касается начальника: здесь возможны два варианта. Либо это опытный манипулятор, отлично знающий тонкости человеческой психологии, либо просто плохой менеджер.

Как ещё может проявляться эффект якоря?

Если вас спросят: «Больше ли 100 стран в Африке?», это число 100 повлияет вашу дальнейшую оценку. И если вас попросят назвать точное количество стран, то ваш ответ будет близок к 100.

Это искажение активно используется в маркетинге. Когда вы увидели цену на какой-то предмет, то такая цена «якорится» у вас в голове как норма. И тогда неожиданная скидка в 30% с более высокой вероятностью заставит вас купить эту вещь. Ну вы поняли — если сначала добавить +30% к основной цене, а потом поставить скидку, то эффект не изменится. Это всё ещё работает.

Как избежать эффекта якоря при работе?

Прежде всего, нужно знать о существовании этого когнитивного искажения и стараться не поддаваться его влиянию. Если в следующий раз вас спросят: «Хватит ли недели?», не торопитесь с ответом. Возьмите паузу, чтобы обдумать задачу. А затем не бойтесь назвать реальный срок, пусть это будет даже месяц, если это действительно так.

Подписывайтесь на мой тг-канал — пишу про IT и как не поехать там кукухой

© Habrahabr.ru