IT Школа Samsung: школьники разрабатывают мобильные приложения
Сегодня наш пост о мобильных приложениях выпускников IT ШКОЛЫ SAMSUNG. Начнем с краткой справки об IT ШКОЛЕ (за деталями милости просим на наш сайт и/или задавайте вопросы в комментах). Во второй части расскажем о лучших, по нашему мнению, Android-приложениях, которые создали школьники 6–11 классов!
Кратко об IT ШКОЛЕ SAMSUNG
IT ШКОЛА SAMSUNG — это социально-образовательная программа для школьников, которая действует в 22 городах России. Российская штаб-квартира Samsung Electronics инициировала программу 5 лет назад с целью поддержки увлеченных программированием старшеклассников. В 2013 году специалисты Московского Исследовательского Центра Samsung совместно с МФТИ решили непростую задачу — разработали курс по программированию на Java под Android для школьников. Совместно с местными органами власти выбрали партнеров — школы и центры дополнительного образования. И самое главное, нашли соратников с необходимой квалификацией: учителей, преподавателей из вузов и профессиональных разработчиков, которым понравилась идея учить детей нативной мобильной разработке. К сентябрю 2014 года компания Samsung оборудовала 38 учебных классов, где начались занятия для старшеклассников.
Подписание меморандума о сотрудничестве между компанией Samsung и Казанским федеральным университетом с участием Президента республики Татарстан г-на Минниханова, ноябрь 2013
С тех пор (с 2014 года) мы ежегодно принимаем более 1000 школьников, и они проходят годовой курс бесплатно.
Как проходит обучение? Занятия начинаются в сентябре и завершаются в мае, проходят по расписанию, один или 2 раза в неделю общей продолжительностью 4 академических часа.
Курс состоит из модулей, после каждого модуля — непростой тест на проверку полученных знаний, а в конце года учащимся необходимо разработать и представить свой проект — мобильное приложение.
Да, программа получилась непростая, что вполне закономерно, учитывая объем знаний, который требуется для получения результата. Тем более, если наша задача — учить программированию грамотно. А это невозможно сделать, построив обучение на приеме «делай так же, как я», необходимо давать базовое понимание теоретических основ изучаемых разделов программирования. За прошедшие 4 года курс значительно эволюционировал. Совместно с преподавателями программы мы постарались найти компромисс по уровню сложности, балансу теории и практики, формам контроля и множеству других вопросов. Но сделать это было не просто: в программе задействованы более полусотни преподавателей со всей России, и все они очень неравнодушные и увлеченные люди с индивидуальным взглядом на обучение программированию!
Ниже — текущие наименования модулей программы IT ШКОЛА SAMSUNG, которые многое скажут посвященным в программирование читателям об их содержании:
- Основы программирования на языке Java
- Введение в объектно-ориентированное программирование
- Основы программирования Android приложений
- Алгоритмы и структуры данных на языке Java
- Основы разработки серверной части мобильных приложений
Помимо занятий, с середины учебного года ребята начинают обсуждение темы проекта и приступают к разработке собственного мобильного приложения, а в завершение обучения его представляют комиссии. Обычная практика — приглашать преподавателей местных вузов и профессиональных разработчиков в качестве внешних членов аттестационной комиссии.
Проект «Мобильный помощник водителя», за который Колодкин Павел (г. Челябинск) получил в 2016 г. грант на обучение в МФТИ
В случае успешного завершения обучения выпускники программы получают сертификаты от Samsung.
Мы убеждены, наши выпускники особенные: умеют учиться самостоятельно, обладают опытом проектной деятельности. Радует, что ряд ведущих российских вузов поддержал ребят и нашу программу — даются дополнительные баллы при поступлении за сертификат выпускника IT ШКОЛЫ SAMSUNG и диплом победителя конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!».
Программа имеет множество наград от бизнес-сообщества, в том числе отмечена престижной Премией Рунета.
Премия Рунета 2016 года в номинации «Наука и Образование»
Проекты выпускников
Самое яркое событие программы — это ежегодный федеральной конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!». Конкурс проводится среди всех выпускников. На финал отбираются только 15–17 лучших проектов из более чем 600 претендентов, и их авторы-школьники вместе с учителями приглашаются в Москву на последний этап конкурса.
Какие темы проектов выбирают школьники?
Конечно, игры! Ребята считают, что в них-то они разбираются и с большим энтузиазмом берутся за дело. Помимо технических задач решают проблемы с дизайном (кто-то рисует сам, кто-то привлекает друзей, способных к рисованию), потом сталкиваются с задачей настройки игрового баланса, нехватки времени и т.п.… и вопреки всему каждый год мы наблюдаем просто потрясающие образцы развлекательного жанра!
Также популярны приложения образовательного характера. Что вполне понятно: ребята еще учатся, и им хочется сделать этот процесс увлекательным и интересным, помочь друзьям или младшим детям в семье.
И особое место занимают приложения социального характера. Их самая большая ценность — это идея. Заметить социальную проблему, разобраться в ней и предложить решение — это огромное достижение в школьном возрасте.
Мы можем уверенно сказать, что гордимся уровнем разработок выпускников! А чтобы и вы смогли познакомиться с проектами ребят «вживую», мы сделали подборку приложений, которые доступны в GooglePlay (для перехода в магазин приложений нажимайте ссылку на имени проекта).
Итак, далее о приложениях и их юных авторах.
Развлекательные приложения
Tiny Lands — более 100 тысяч скачиваний
Автор проекта — Егор Александров, он выпускник самого первого выпуска 2015 года с московской площадки в ТемоЦентре. Он стал одним из лауреатов финала первого конкурса IT ШКОЛЫ в номинации игровых приложений.
Tiny Lands — это военная стратегия. Игроку предлагается развивать поселения от крошечной деревушки до города, добывая ресурсы и воюя. Примечательно, что идею этой игры Егор вынашивал давно, многих героев придумал еще до обучения в ШКОЛЕ, когда пытался сделать игру на Паскале. Судите сами, что получилось у школьника 10 класса!
Герои и строения «Tiny Lands»
Сейчас Егор — студент одного из московских вузов. Он увлечен робототехникой, и в его новых проектах она интересно сочетается с мобильной разработкой: робот, играющий в шахматы или устройство, печатающее сообщения с телефона в форме телеграммы.
Игра в шахматы с роботом
Touch Cube Lite — обладатель Гран-при конкурса 2015
Автор проекта — Григорий Сенченок, он тоже ученик самого памятного первого выпуска в московском ТемоЦентре. Преподаватель — Коноркин Иван.
Выступление Григория на финале конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» 2015 года
Touch Cube — это приложение для тех, кому нравится создавать объекты в трехмерном пространстве. Можно конструировать любой объект из маленькие кубиков. Причем каждому кубику можно задать любой цвет RGB и даже сделать его прозрачным. Полученные модели можно сохранять и обмениваться ими.
Чтобы разобраться с 3D, Григорий самостоятельно освоил элементы линейной алгебры, ведь в школьную программу не входят преобразования векторного пространства. На конкурсе он увлеченно рассказывал о своих планах по коммерциализации приложения. Видим, что кое-какой опыт в этом вопросе теперь у него есть: сейчас в магазине доступны 2 версии — бесплатная с рекламой и платная без рекламы. У бесплатной версии более 5 000 скачиваний.
DrumHero — более 100 тысяч скачиваний
Как можно догадаться по названию, DrumHero — это версия знаменитой игры Guitar Hero от нашего выпускника 2016 года Шамиля Магомедова. Он обучался на площадке Технического образовательного центра Samsung в Москве у Владимира Ильина.
Шамиль на финале конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!», 2016 г.
Шамиль — поклонник жанра ритм-игр, убеждал, что он до сих пор актуален и, судя по популярности приложения, не ошибся! В его приложении игрок в ритм с проигрываемой музыкой должен вовремя и с нужной продолжительностью нажимать в соответствующие области на экране.
В дополнение к игровому процессу Шамиль добавил возможность загружать свою музыку. Для этого ему пришлось разобраться с форматом хранения MIDI, который позволяет вытащить из исходного музыкального файла необходимую последовательность команд для игры. С учетом того, что существует множество приложений, которые преобразуют распространенные музыкальные форматы, такие как MP3 и AVI в формат MIDI, идея определенно была удачной. Радует, что Шамиль постоянно поддерживает свой школьный проект, недавно вышло обновление.
Социальные приложения
ProBonoPublico — Гран-при 2016
Автор проекта — Дмитрий Пасечнюк, выпускник IT ШКОЛЫ SAMSUNG 2016 г. из Центра развития одаренных детей Калиниградской области, преподаватель — Артур Бабошкин.
ProBonoPublico предназначается для людей, готовых заниматься благотворительностью, а именно: оказывать людям в сложной жизненной ситуации квалифицированную юридическую или психологическую помощь на условиях pro bono (с лат. «ради общественного блага»), т.е. на на волонтерских началах. В качестве организаторов такого общения (администраторов) предлагаются общественные и благотворительные организации, кризисные центры. Приложение включает в себя клиентскую мобильную часть для волонтера и веб приложение для администратора.
Видео о приложении:
Благородная идея проекта покорила жюри конкурса, и ему единогласно было отдано Гран-при конкурса. Вообще Дмитрий один из самых ярких выпускников в истории нашей программы. Он победил в конкурсе IT ШКОЛЫ, закончив только 6-й класс общеобразовательной школы! И на этом не остановился, он победитель множества конкурсов и олимпиад, в том числе НТИ, Я профессионал. В прошлогоднем интервью на портале Rusbase он говорил, что сейчас его интересует анализ данных и нейронные сети.
А осенью 2017 года Дмитрий и его преподаватель Артур Бабошкин по приглашению президента штаб-квартиры Samsung Electronics по России и СНГ приняли участие в эстафете олимпийского огня в Южной Корее.
Дмитрий Пасечнюк — один из первых факелоносцев Эстафеты зимней олимпиады Пхёнчхан 2018
Enliven — Гран-при 2017
Автор проекта — Тарасов Владислав, московский выпускник IT ШКОЛЫ SAMSUNG 2017 г., преподаватель Владимир Ильин.
Владислав решил помочь в решении проблемы экологии городов, и прежде всего — утилизации мусора. В приложении Enliven на карте обозначены экологические пункты города Москвы: места переработки бумаги, стекла, пластика, просветительские центры и так далее. Через приложение можно узнать адрес, время работы, контакты и другую информацию об экопункте и проложить маршрут к нему. В форме игры пользователю предлагается совершать правильные поступки — посещать экопункты за очки, благодаря которым можно поднимать свое звание, спасать животных, деревья и людей.
Скриншоты приложения «Enliven»
Проект Enliven получил Гран-при ежегодного конкурса IT ШКОЛЫ летом 2017 года. А уже осенью Владислав принял участие в конкурсе «Юные инноваторы» в рамках московского форума «Город образования», где занял II место и получил специальный приз от «Рыбаков фонда» в размере 150 000 рублей на развитие приложения.
Вручение Гран-При конкурса 2017
Образовательные приложения
MyGIA 4 — подготовка к ВПР 4 класса
Автор проекта — Демидович Егор, ученик 2017 г. с Новосибирской площадки IT ШКОЛЫ SAMSUNG, преподаватель Павел Муль. Проект MyGIA один из лауреатов последнего конкурса проектов.
Егор на финале конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!», 2017 г.
Что такое ВПР? Это всероссийская проверочная работа, которую пишут по завершении начальной школы. И, поверьте, для малышей это серьезное испытание. Егор разработал приложение MyGIA для помощи в подготовке по основным предметам: математике, русскому языку и окружающему миру. Примечательно, что задачи генерируются автоматически, исключая возможность зазубривания заданий. На защите Егор рассказывал, что ему пришлось нарисовать более 80 картинок, а чтобы можно было выдавать и проверять «сертификаты» помимо самого приложения реализовал серверную часть. Приложение постоянно обновляется, недавно были добавлены вопросы по математике из ВПР 2018 г. Сейчас у него более 10 тысяч скачиваний.
Скриншоты приложения MyGIA
Electricity — приложение виртуальной реальности
Автор проекта — Андрей Андрющенко, выпускник IT ШКОЛЫ SAMSUNG 2015 из Хабаровска, преподаватель Константин Канаев. Этот проект не был создан во время учебы в нашей школе, у него другая история.
Андрей со своим преподавателем на конкурсе, 2015 г.
В июле 2015 года Андрей стал победителем конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» в номинации «Программирование» с проектом Gravity Particles. Идея целиком и полностью была Андрея — в игровой форме знакомиться с основными физическими законами, первостепенно реализовав законы Кулона и всемирного тяготения. Приложение очень понравилось жюри тем, как был написан код, но реализации явно не хватало трехмерности. В итоге после конкурса родилась идея поддержать Андрея и предложить ему создать версию игры для очков виртуальной реальности Gear VR. Так родился новый проект Electricity, который был создан при поддержке гуру в области VR/AR — компании «Увлекательная реальность». И хотя Андрею пришлось освоить совершенно другой инструментарий (C# и Unity), он с успехом справился!
Electricity — это 3D-визуализация процесса распространения электрического тока в трех проводниках: металле, жидкости и газе. Демонстрация сопровождается голосовым объяснением наблюдаемых физических явлений. Приложение демонстрировалось на нескольких российских и зарубежных выставках. На московском фестивале науки в 2016 году к нашему стенду выстраивались очереди ради того, чтобы попробовать приложение.
Куда мы движемся и, конечно, как к нам поступить
На сегодня IT ШКОЛА SAMSUNG работает в 22 городах России. И наша первоочередная задача — дать возможность изучать программирование еще большему числу школьников, тиражировать наш опыт. В сентябре 2018 года будет опубликован авторский электронный учебник, основанный на программе IT ШКОЛА SAMSUNG. Он предназначен для тех инициативных образовательных учреждений, которые захотят запустить такой курс. Преподаватели, взяв на вооружение наши материалы, смогут организовать обучение нативной разработке под Android в своих регионах.
И в заключение, информация для тех, кто решил к нам поступать: сейчас самое время это сделать! Началась приемная кампания на 2018–2019 учебный год.
Краткая инструкция:
- На программу принимаются школьники старших (преимущественно 9–10) классов и учащиеся колледжей в возрасте до 17 лет включительно).
- Проверьте на нашем сайте, что рядом с вами есть площадка IT ШКОЛЫ: получится ли приезжать на занятия? Напоминаем, что занятия очные.
- Заполните и отправьте Заявку.
- Пройдите 1 этап вступительных испытаний — онлайн тест. Тест небольшой и достаточно простой. В нем собраны задания на логику, системы счисления и программирование. Последние легко сдаются ребятами, которые уверенно владеют операторами ветвления и цикла, знакомы с массивами, пишут на языках программирования Паскаль или Си. Как правило, если вы набираете 6 баллов из 9 возможных, то этого достаточно для приглашения на 2 этап.
- Дату второго этапа вступительных испытаний вам сообщат в письме. Нужно будет прийти непосредственно на площадку IT ШКОЛЫ, которую вы выбрали при подаче заявки. Испытание может проходить в форме устного собеседования или решения задач, но в любом случае оно направлено на проверку способностей к алгоритмизации и умения программировать.
- Зачисление проходит на конкурсной основе. Всем поступавшим приходит письмо с результатом. Занятия начинаются со второй или третьей недели сентября.
Когда 4 года назад мы открывали образовательную программу для школьников, мы были одними из первых, кто вышел с такой серьезной программой на эту аудиторию. Спустя годы, мы видим, что они успешно учатся в вузах, реализуют интересные проекты и находят себя в профессии (будь то программирование или смежная область). Мы не ставим своей задачей всего за год подготовить профессиональных разработчиков (это просто невозможно!), но мы точно даем ребятам билет в мир увлекательной профессии!
Автор: Светлана Юн
Руководитель группы развития экосистем решений Лаборатории бизнес-инноваций Исследовательского центра Samsung
Менеджер образовательного проекта IT-ШКОЛА Samsung