ИТ с пеленок: игры, которые знакомят детей с программированием. Часть 2
Привет, Хабр! Меня зовут Дарья Фролова. Я редактор в МТС Диджитал, а еще — родитель, который старается подбрасывать детям полезный контент получается не всегда.
Пару недель назад я опубликовала подборку игр, которые помогают научить ребенка основам кодинга и логического мышления. Спасибо, что забрали в закладки и посоветовали еще игры. Так что возвращаюсь со второй частью — тут один вариант для шестилеток, остальные — для ребят постарше. Ну, поехали!
Kodu Game Lab. Свой игровой мир
Проект от Microsoft для обучения визуальному программированию, подходит для детей от шести лет. Это визуальный конструктор, позволяющий детям создавать трехмерные игры без знания языков программирования.
В Kodu Game Lab игрок может создать новый игровой мир и заселить его персонажами и объектами. Основной герой — Коду, у него сзади есть три двигателя, он умеет летать и поворачиваться. Есть другие персонажи и объекты — они перемещаются по земле, плавают и так далее. В игре применяется визуальный код, который состоит из блоков с изображениями и стрелок клавиатуры. С их помощью ребенок и задает действия персонажей.
Как уверяют создатели, Kodu Game Lab знакомит ребенка с общей логикой программирования и способами решения проблем при помощи написания скриптов. Сложного синтаксиса здесь нет, поэтому дети осваивают визуальное программирование довольно быстро. При помощи этого проекта можно показать ребенку основы разработки игр и продемонстрировать, как выглядят игры изнутри, а это очень даже пригодится в будущем.
Colobot. Колония на других планетах
Эта игра может захватить внимание как ребенка от 10 лет, так и взрослого — даже если он опытный программист.
Colobot — стратегия в реальном времени с 3D-движком. Все происходит в мире будущего: Земля посылает экспедицию на другие планеты, чтобы создать колонию. Игрок отвечает за действия астронавта, командующего группой роботов. Механизмы помогают осваивать новый мир и защищают его от вторжения врагов.
Каждый новый уровень начинается с высадки космического корабля-базы на новую планету. Астронавт управляет роботами, создавая код. То есть пользователь пишет скрипты, которые приводят в действие технику. Механизмы бывают разных типов — от военных и разведчиков до исследователей и ремонтников.
В игре собственный язык программирования — CBOT. Он похож по синтаксису на C++, Java, C#. Подробно описывается здесь.
Human Resource Machine. Запрограммированные клерки
Игра-головоломка для детей от 10 лет и в принципе всех, кто увлекается программированием.
В ней несколько уровней. Каждый начинается с того, что начальник дает вам новое задание. Оно, естественно, непростое, но его выполнение можно автоматизировать. Для этого нужно запрограммировать обычного офисного клерка. Если все получится, вас ждет головокружительный карьерный зигзаг.
Управлять виртуальным офисом и его героями будет интересно даже тем, кто уже знаком с разработкой. К тому же уровень сложности в процессе прохождения постепенно растет.
Human Resource Machine помогает научиться решать логические задачи и развивать навыки алгоритмического мышления. В ней задействуются элементы кода, так что это хороший шанс познакомиться с основами программирования в игровой форме.
7 Billion Humans. Сбой в механическом раю
Продолжение веселой инди-головоломки Human Resource Machine. Она более сложная, подходит для детей с 12 лет. Начинается все с объяснения устройства мира 7 Billion Humans. Машины в нем заменили людей во всех сферах — от фермерства до фабрик и офисов. Но люди не страдают — они получают все, что хотят: вкусную еду, гаджеты, развлечения.
Проблема в том, что скоро всем становится скучно. Механический рай начинает сбоить, ведь людям нужно ощущать собственную социальную значимость и вовлеченность в процесс. Начались протесты, и роботам пришлось думать над тем, чем занять людей, чтобы те чувствовали себя нужными и важными.
Основная задача в игре — управлять подопечными, которые работают на фабрике, собирают ресурсы и выполняют другие действия. Сценарии действий создаются при помощи кодинга — нужно создавать алгоритмы и решать головоломки. Алгоритм составляется перетаскиванием операторов из списка. При желании можно составить три варианта одной и той же программы, чтобы найти оптимальное решение.
Opus Magnum. Алхимия и Средневековье
Еще одна игра-головоломка, где пользователю предстоит играть роль алхимика. Он проводит важные преобразования элементов, создает самые разные сочетания. Протагонисту дают набор реагентов и задание получить основной продукт. Игрушка непростая, так что ее можно рекомендовать детям лет с 12–13. Начинающие программисты с ее помощью могут улучшать навыки алгоритмического мышления.
Инструменты игрока — самые разные механизмы, которыми управляют при помощи алгоритмов. Несмотря на средневековую атмосферу, пользователи называют игру симулятором управления промышленными роботами или станками с ЧПУ. Обучение от простого к сложному — здесь все традиционно. В конце каждого уровня игра оценивает решение по трем параметрам: затраченному золоту (компонент стоит определенную сумму), скорости (количеству завершенных циклов для решения задачи) и использованному пространству.
Результаты сравниваются с другими игроками, так что участники могут соревноваться между собой. Можно создавать и собственные головоломки, делиться ими с комьюнити игры.
Вот такие вот обучалки для детей (и не только) принесла в этот раз. Пишите, во что играют ваши дети, что вам нравится, а что нет. И в целом, что я упустила — может, и третью часть сделаю!