IT и PR: Встреча кодов и хэштегов на корпоративном поле боя

239bb1328346ce37b74e9327661d4ac1.png

В прошлой публикации я просила заполнить анкету о взаимодействии айтишников и пиарщиков. За эти полтора месяца удалось собрать ответы представителей из 30 digital-компаний на тему взаимодействия PR и IT внутри компании.Сегодня возвращаюсь с обзором результатов и выводами.

Откуда взялась идея такого опроса

Меня зовут Наташа. Сейчас я представляю сервис журналистских запросов Pressfeed. Наша главная задача — подружить пиарщиков компаний и СМИ. Мы предоставляем сервис для взаимодействия сторон: от запросов СМИ и возможности ответить, до переписки в личных чатах. До этого 13 лет я посвятила digital-компаниям, занимаясь управлением репутацией и PR. Там моей задачей было подружиться с айтишниками и вовлечь их в PR-активности компании, чего они совсем не хотели. Отговорки были абсолютно разные: от «У меня нет времени» и «Это никому не интересно» до «Все и так уже есть в сети» и «Это не входит в мой трудовой договор». Часто это приводило к конфликтам. 

Наблюдение за отраслью и общение с коллегами из других компаний укрепило меня в мысли — взаимодействие пиарщиков и айтишников плохо настроено в компаниях и требует внутренних регламентов. 

Особенно важной настройка коммуникации становится на фоне активного развития направления PR в компаниях. По данным, предоставленным платформой hh.ru, в 2023 году спрос на пиарщиков в ИТ-компаниях вырос на 38% (это почти 800 вакансий). В первую половину 2024 года компаниями было размещено уже 1794 вакансии и цифра ежедневно растет. 

Одновременно с этим показателем растет и интерес журналистов к ИТ-сфере. Согласно внутренней статистике Pressfeed, количество запросов журналистов на темы «Разработка», «Нейросети» и «VR, GameDev» за первую половину 2024 года увеличилось на 117% по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году. СМИ хотят знать все, чем живет IT-сфера: мнения о новостной повестке, новейшие разработки компаний, кейсы.

Что именно может потребовать попросить PR-отдел у рядового сотрудника IT-отдела:

  • Выступить в качестве спикера на конференции.

  • В качестве эксперта предоставлять комментарии для СМИ.

  • Дать фактуру для написания статьи.

  • Предоставить полноценную статью на заданную тему.

Кажется, что все способствует усилению взаимодействия между двумя направлениями: медийное поле ждет своих ИТ-героев, и компании для этого ищут им пиарщиков. На деле все получается намного сложнее. Для выявления проблем во взаимодействии между двумя направлениями было решено провести экспертный опрос.

Гипотезы

На основе вышеприведенной статистики и собственных наблюдений были выведены основные гипотезы:

  1. Все IT-компании привлекают айтишников к участию в PR-кампаниях.

  2. Ни один департамент не удовлетворен на 100% сложившимися отношениями.

  3. При отсутствии материальной мотивации IT-специалисты откажутся участвовать в PR-кампаниях.

Сбор данных

Мы подготовили две анкеты для PR и IT-специалистов, в которые включили открытые и закрытые вопросы. Это нужно как для получения точных статистических данных, так и для сбора персональных мнений респондентов на данную тему.

Анкету на протяжении месяца распространяли с помощью email-рассылки и сообщений в PR и IT-сообществах в социальных сетях. Это позволило нам получить достоверные данные о том, как они взаимодействуют в общих задачах и удовлетворены ли они совместной работой. В опросе приняли участие 30 компаний и их представители направлений PR и IT.

Какие данные были получены

Наличие совместных задач

Большая часть опрошенных PR-специалистов (83%) запрашивают данные для статей в СМИ у IT-специалистов. Оставшиеся 17% планируют начать развивать это направление в ближайшее время. 

4dd26617438029e265cee5cb212f5c38.png

Варианты взаимодействия

Было выявлено два вида взаимодействия между отделами:  

  1. Технический специалист предоставляет только фактуру для статей: записывает голосовое сообщение с подробной информацией, лично отвечает на вопросы или письменно заполняет анкету. Полный текст публикации для СМИ пиарщики готовят сами. Помимо этого они могут попросить провести фактчекинг готового текста.

  2. Технический специалист полностью пишет материал. Готовый текст, конечно, будет проверен редактором, но писать текст придется самому.

Мария Сысойкина, Коммуникационное агентство MDDComm

При написании статей по инициативе PR лучше работает схема, когда пиарщик интервьюирует эксперта, собирает текстовую фактуру (уже опубликованные кейсы, например) и по ним готовит материал.

Первый вариант предпочтителен для обеих сторон — его выбирают 76% опрошенных.  Среди них половина представителей каждого направления остается удовлетворена этим вариантом. Частично на это влияет наличие материальной мотивации.

Материальная и нематериальная мотивация

Данные опроса показали, что в 75% компаний IT-специалист не имеет материальной мотивации за выполнение PR-задач, и ровно у половины опрошенных отсутствует нематериальная мотивация.

Кроме того, 100% специалистов, получающих дополнительные деньги за предоставление статей и фактур для пиарщиков, не стали бы заниматься этим без весомой материальной мотивации.

Дарья Шерстобоева, Siberian.pro

Ощущается нехватка специалистов, готовых заниматься статьями, в основном из-за отсутствия времени у них для этих задач. Рассматриваем вариант внедрения в KPI.

И именно на этом этапе может закончиться успешное, условно бесплатное продвижение компании посредством размещения статей в СМИ.

Чтобы такого не случилось, важно оглядываться на опыт компаний, которые успешно внедрили в свою практику материальную мотивацию для сотрудников. 

Как показал опрос — вариантов материальной мотивации несколько, и каждый из них легко внедряем в компании.

23fe7267e3f6a9adf688ed83282d71a6.png

Отдельно хочу отметить, что стоит учитывать мнение самих сотрудников и каждый вариант обсуждать лично. Ведь, например, 50% IT-специалистов, получающих бонусы за потраченные часы, недовольны этим вариантом. А ведь именно он самый популярный в компаниях.

Нематериальная мотивация — тоже важный инструмент для качественного взаимодействия департаментов. Компания может выбирать наиболее удобный для нее вариант. Главное — это подобрать то, что действительно замотивирует специалиста так же сильно, как деньги.

Опрос показал, что самый популярный вариант — внедрение внутренней валюты или бонусов, которые потом можно потратить в корпоративном магазине компании на мерч или другие бонусы.

f6efc31c4595c0934c15bc00f5f5071d.png

Ульяна Громова, Сервис консультаций по маркетингу для бизнеса Prиемная

У нас есть система бонусов. На эти бонусы можно покупать мерч и товары из внутреннего магазина. Самый дорогой подарок — путешествие в Таиланд на двоих в пятизвездочный отель.

Здесь хочу немного остановиться на наименее популярном варианте — дополнительное PR-продвижение специалиста. Его используют только 6% опрошенных. 

Для пиарщиков это является частью основной кампании по продвижению бренда, либо ее логичным продолжением. Ценность такой мотивации лично для айти-специалиста велика. Медийность тимлида, например, позволит привлечь хорошие кадры в команду. В случае смены работы узнаваемость внутри IT-сообщества, среди HR-директоров и CEO компаний также работает на пользу специалисту. Необходимость доказывать свой уровень и выполнять тестовые задания отпадает. Кадровики сами придут и сами все предложат.

Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу сервиса журналистских запросов Pressfeed

Важность медийности IT-специалистов недооценена. Развитие личного бренда — это всегда вложение в свой карьерный рост, развитие и »стоимость». Можно и нужно вести свой блог на Хабре, выступать спикером на конференциях, давать комментарии федеральным СМИ, демонстрировать рынку свою экспертизу. Главное —  делать это регулярно. И тогда, как говорят студенты, зачетка начнет работать на тебя. Кредит доверия к таким специалистам и их финансовая оценка со стороны компаний всегда будет выше.

Удовлетворенность

Здесь все просто — 50% опрошенных айтишников и 38,5% пиарщиков не удовлетворены взаимодействием с другим департаментом. И это не зависит ни от формата совместной работы, ни от наличия мотивации.

Вместо выводов

Хоть я и являюсь представителем пиарщиков, мне хочется занять нейтральную позицию и оценить общую ситуацию. Этот опрос изначально планировался исключительно для выявления удовлетворенности взаимодействием двух направлений — PR и IT. Результаты подтвердили все три обозначенные в самом начале гипотезы. О чем это говорит? Текущий формат взаимодействия, особенно при отсутствии материальной мотивации, угнетает обе стороны: у первых горят сроки и договоренности о публикациях со СМИ, вторые же не видят ценности в такого рода задачах и не стремятся их выполнять.

Чтобы этого не происходило, необходимо строить взаимодействие между IT и PR-департаментами еще на начальных этапах формирования команд. В Pressfeed, например, мы стараемся объединить журналистов, пиарщиков и экспертов в максимально экологичном и взаимовыгодном общении между участниками коммуникации

Начать выстраивать взаимоотношения команд никогда не поздно. Важность интеграции отделов должна быть понятна всем структурам компании. И, конечно, каждый сотрудник должен быть замотивирован. Это могут быть дополнительные выплаты, внутренняя валюта, бонусы в конце года или персональный PR сотрудника — главное, чтобы это устраивало каждую сторону на 100%. В противном случае это приводит к конфликтам, после которых в причине увольнения с предыдущего места работы будет написано «токсичный коллектив».

© Habrahabr.ru